Сопредседатель АПЧ Тюркдоган: тюрьма на Имралы должна быть закрыта

Сопредседатель АПЧ (Ассоциации по правам человека) Озтюрк Тюркдоган заявил, что изоляция, наложенная на курдского народного лидера Абдуллу Оджалана, является незаконной и что «тюрьма на Имралы должна быть закрыта».

Комментируя систематическую изоляцию курдского народного лидера Абдуллы Оджалана, сопредседатель Ассоциации по правам человека (АПЧ) Озтюрк Тюркдоган сказал, что демократизация в Турции не будет возможна до тех пор, пока продолжаются политика войны и изоляция.

«На Имралы нарушается закон»

Подчеркнув, что законы о смертной казни не соблюдаются в тюрьме строгого режима Имралы типа F, где курдский лидер Абдулла Оджалан содержится в течение 21 года, Тюркдоган сказал: «Когда речь идет о тюрьме на Имралы, невозможно говорить о законе. Некоторые решения принимаются только для галочки. На самом деле непонятно, как запрет на посещение адвоката может быть наложен на человека, которому в любом случае никогда не разрешают встречаться со своими адвокатами. Минюст должен нам это объяснить. Тюрьма на Имралы должна быть закрыта. В пределах военной запретной зоны не может быть тюрьмы строгого режима при Министерстве юстиции. Если есть такая тюрьма, она не должна находиться в военной зоне. Если это тюрьма типа F, она должна быть такой же, как другие тюрьмы этого типа, где мы можем встречаться с нашими клиентами, а заключенные – со своими семьями. Мы годами говорим, что тюрьма на Имралы должна быть полностью закрыта».

Изоляция должна закончиться

Обращая внимание на отчеты ЕКПП, Тюркдоган подчеркнул, что изоляция должна прекратиться. Он заявил: «Нарушаются самые основные права Абдуллы Оджалана и еще трех заключенных на Имралы. Если Совет Европы и Европейский Союз (ЕС) не делают шаг вперед в этом направлении, это показывает нам, что ценности прав человека, которые они защищают, подрываются. Если политическая идентичность Абдуллы Оджалана рассматривается как препятствие, то это означает, что Совет и ЕС не хотят поощрять курдов и Турцию к поиску демократического решения курдской проблемы в Турции. В контексте прав человека они должны напомнить Турции о ее обязательствах. В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подано много жалоб, и эти жалобы откладываются.

В 2014 году в отношении Абдуллы Оджалана было принято решение, что к нему нельзя применить «пожизненное заключение». Согласно этому решению, Турция должна указать дату, когда Абдулла Оджалан будет освобожден. Однако в последней поправке к исполнительному закону были приняты постановления, которые еще больше усугубили ситуацию. Таким образом, Турция усилила дискриминацию Абдуллы Оджалана. Совет Европы должен как можно скорее занять твердую позицию по этому вопросу. В отчетах ЕКПП содержится очень четкое предложение прекратить изоляцию».

Тюркдоган предупредил, что голодовка политических заключенных в турецких тюрьмах, которая должна начаться 27 ноября, может привести к серьезным результатам: «Во время бессрочной голодовки, объявленной Лейлой Гювен в ноябре 2018 года и охватившей 90 тюрем, в которой участвовало около 3060 заключенных в Турции, 8 человек погибли. В результате политическая власть сделала шаг в этом направлении, и изоляция была снята. Однако с августа произошел новый виток изоляции. Политзаключенные приняли рискованное решение, чтобы убедить политическую власть выполнить свое обещание и ликвидировать беззаконие. Самый большой риск в эпидемической среде – это ослабление иммунитета и повышение вероятности заболевания. Чтобы не подвергать опасности жизнь заключенных, министерство юстиции должно как можно скорее прекратить изоляцию в тюрьме Имралы. Необходимо обеспечить встречу Абдуллы Оджалана и троих заключенных с их семьями и адвокатами».