По всему Курдистану и по всему миру проводятся кампании по исключению Рабочей партии Курдистана из списка террористов. 13 декабря 2021 года Инициатива международного правосудия для курдов объявила о начале международной кампании с той же целью.
В 30 участвующих государствах благодаря этой инициативе было проведено уже более тысячи известных кампаний по всему миру. В ней также приняли участие многочисленные парламентарии, ученые, художники, политики, писатели и активисты. Помимо этого, многочисленные шотландские и итальянские журналы опубликовали статьи в поддержку кампании за исключение РПК из списка террористов.
По этому поводу шотландская писательница и политическая активистка Сара Гленн, участвующая в кампании, заявила, что нет никаких юридических оснований для включения РПК в список террористов.
Сара Гленн рассказала ИА «ANHA» о причинах, по которым Европейский союз и Соединенных Штаты Америки включили Рабочую партию Курдистана в террористический список, и последствиях этого для курдского дела. Она отметила, что это произошло в ответ на борьбу с колониализмом. Она также добавила, что страны, желающие положить конец насилию, должны исключить РПК из списка террористов и стремиться к установлению мира на Ближнем Востоке.
– Г-жа Гленн, каково ваше мнение по поводу того, что Европейский союз и США включили РПК в список террористов?
– Я думаю, что таким образом эти державы хотят узаконить нападения на Рабочую партию Курдистана, устранить все концепции демократии, к которым призывает партия, и в то же время запретить все курдские движения и организации, связанные с этой партией. Из-за этого название Рабочей партии Курдистана было добавлено в список террористов. В статьях об этой партии часто используется фраза: «Партия находится в списке террористов». Это способствует негативному мнению об РПК.
– РПК занесли в террористический список несмотря на то, что она ничего не сделала. Напротив, она сыграла свою роль в войне против наёмников ИГИЛ. Вы не думаете, что этого достаточно, чтобы исключить партию из списка террористов?
– Что такое террористический акт? Для этого нет четкого определения, этому нет какого-либо согласованного определения. В Великобритании, например, террористическим актом является не только практически совершенное действие, но и планируемое.
Однако бельгийский суд постановил, что Рабочая партия Курдистана не ведет международную вооруженную войну. Это хорошее и очень важное решение.
– В последнее время международные инициативы взяли на себя ответственность за работу по исключению РПК из списка террористов. Шотландские имена занимают свое место в этих инициативах. Каково влияние этих инициатив на шотландское общество?
– Одна кампания никогда не добьется желаемого. Мы должны работать вместе, чтобы у нас что-то получилось. Политики не будут действовать, если не будет большого давления со стороны общественности.
– 21 декабря 2021 года шотландский журнал опубликовал статью об исключении РПК из списка террористов. Каково влияние этого на шотландский народ?
– Я написала много статей для журнала «Белла». Я всегда делюсь статьями о курдах на шотландских цифровых сайтах. Я известна среди шотландских левых. Шотландия – маленькая страна, там все друг друга знают. Еще раз говорю, одна статья сама по себе ничего не меняет и ни на что не влияет. Серия статей всегда будет привлекать внимание общественности. Она будет поддерживать участие большего числа людей в кампании.
Когда остальные шотландцы увидят известные в стране имена, они тоже поддержат дело об исключении РПК из списка террористов.
– Вы хотели призвать ЕС и США исключить РПК из списка террористов…
– Я записала и поделилась видео в Твиттере с призывом, чтобы Великобритания исключила Рабочую партию Курдистана из списка террористов. Благодаря этому западные государства могут заложить реальную основу для установления мира на Ближнем Востоке. Благодаря переговорам эти государства смогут создать почву для решения курдской проблемы в Турции и обеспечить курдам достойную и мирную жизнь.
Два года назад бельгийский суд вынес решение о том, что РПК не может считаться террористической организацией, потому что РПК ведет вооруженное сопротивление не на международном уровне, а в пределах национальных границ. Поэтому применяются законы о войне, а не уголовные законы. Никаких юридических оснований для того, чтобы РПК называлась террористической организацией, нет.
Очень важно, чтобы мы оценили закон, по которому было принято это решение. Закон, разработанный в ответ на борьбу с диктатурой и фашизмом, допускает вооруженное сопротивление при определенных обстоятельствах.
Сегодня эта партия означает для курдов силу, защищающую их права и борющуюся за них, и курды ее очень уважают.
Когда обе стороны, воюющие в современных демократиях, готовы к переговорам, тогда возможен мир. Мы можем найти примеры этого в Южной Африке и Северной Ирландии. РПК долгое время была готова к диалогу, но турецкое государство продолжает решительно подавлять курдскую идентичность и называть все, что касается этого, террористическим актом.
Такие государства, как Турция, запрещают Рабочую партию Курдистана и создают условия для того, чтобы Турция предпочитала насилие, а не мир. Против тех, кто поддерживает курдскую борьбу за пределами Турции, они используют концепцию репрессий.
Государства, которые действительно хотят, чтобы насилие прекратилось, должны исключить РПК из списка террористов.