В эксклюзивном интервью для North Press Салих Муслим отметил, что Эрдоган стремится построить в регионе неоосманский порядок, чтобы заменить «проект Большого Ближнего Востока», сменяя политику Буша старшего, который рассчитывал перекроить регион на своё усмотрение. «Неоосманские планы Эрдогана охватывают северный Ирак и северную Сирию, а также включают неизменное стремление уничтожать курдов, где бы те ни находились», – сказал политики.
Эрдоган намерен создать «пояс безопасности» глубиной 30 километров на границе с Сирией и Ираком. Также Анкара настаивает на переселении около 4 миллионов сирийских беженцев, живущих в Турции, в этот «пояс безопасности», который охватывает почти все курдские районы Сирии. Для реализации этого замысла турецкий режим трижды вторгался в Сирию, в том числе в курдские регионы Африн и Сарекание. В январе 2023 года советник президента Турции потребовал контроля над городом Алеппо.
В Южном Курдистане (Северном Ираке) турецкие войска дислоцированы на 30 километров вглубь страны. При этом одна база находится почти в 90 километрах от турецкой границы.
Непрестанная война и оккупация курдских территорий «привела к банкротству Турции в политическом, экономическом и дипломатическом плане, а также к ухудшениям в отношениях с Европой и Америкой; этому было необходимо положить конец», говорит Муслим.
Салих Муслим участвовал в дипломатических переговорах с турецким режимом и бывал на переговорах в Турции. Процесс мирного урегулирования шёл вплоть до 2015 года, когда переговоры между Турцией и курдами резко оборвались.
Сопредседатель ПДС полегает, что, если Эрдоган победит на выборах, он наверняка продолжит вторжение в Рожаву, поскольку этот район «представляет собой основной фокус политики Турции с точки зрения интересов, желания восполнить неудачи и стремления к экспансии».
Однако, в случае поражения Эрдогана на выборах 14 мая также «нет никаких гарантий», что такое вторжение не начнется: «У оппозиции другой подход, она стремится положить конец войнам, которые привели Турцию к банкротству. Возможно, оппозиция также захочет наладить связи с сирийским режимом и решить внутреннюю курдскую проблему. Гарантий нет, но есть большая вероятность того, что в случае победы оппозиции на выборах удастся добиться стабильности и прекращения огня, чтобы остановить нападения и нарушения норм права».
Однако, Муслим видит и другие риски – возможную реакцию в лагере Эрдогана на поражение в голосовании. Ранее он заявлял, что в Турции может начаться гражданская война. В интервью North Press политик пояснил, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) имеет тесные отношения с рядом «мафиозных структур и преступных группировок, а также с SADAT», ЧВК, которую Эрдоган использовал для поставки вооружения боевикам «Хайят Тахрир аш-Шам»*, действовавшим на северо-западе Сирии. Использовал он эту ЧВК и для найма сирийцев для борьбы за интересы Азербайджана в Армении.
«Когда это правительство падет, такой ход событий затронет интересы этих блоков. Они не останутся в стороне и обязательно будут защищать их, отстаивая собственные цели и возможности извлекать прибыль, – предупреждает Муслим, – Поэтому есть вероятность, что между этими мафиозными структурами и незаконными вооруженными блоками, а также армией и полицией возникнет конфликт. В такой ситуации будет развиваться дальнейшая агрессия против курдов, алевитов и других меньшинств, живущих в Турции, начнутся новые нападения».
Однако, даже если оппозиция придет к власти мирным путем, Муслим не имеет уверенности, что она будет налаживать связи и вести совместную работу с Автономной администрацией: «Мы не ожидаем проведения встреч независимо от того, победит Эрдоган или проиграет. В Турции умеренная оппозиция, и, возможно, они попытаются договориться с северными курдами внутри страны, чтобы решить курдский вопрос в парламенте. Это то, о чем они говорят сейчас, стремясь создать атмосферу, в которой конфликт может быть разрешен, в противовес враждебности к курдам на территории Турции.
В долгосрочной перспективе мы не имеем ничего против любого диалога с турецкой оппозицией. Но мы также верим, что путь к решению сирийских проблем будет найден, поскольку Эрдоган был препятствием на пути любого решения. Оппозиция же стремится к политическому выходу из кризиса; по крайней мере, она не будет протестовать против мирного решения по Сирии.
В этих рамках можно было бы провести встречу или инициировать диалог через сирийские партии, чтобы в будущем встретиться с ответственными лицами в Турции».
* - террористическая организация, запрещена в РФ