Прошло более 25 лет с момента начала международного заговора, приведшего к заключению Абдуллы Оджалана в тюрьму и его полной изоляции в Имралы 15 февраля 1999 года. За это время он продвигал из Имралы различные инициативы по решению курдского вопроса. Однако ПСР неоднократно препятствовала достижению мира. С окончанием мирного процесса условия изоляции, в которых находился Абдулла Оджалан, были ужесточены. Уже более 30 месяцев от Оджалана не было никаких вестей. Это также привело к масштабной реструктуризации общества. Изоляция стала методом господства. Обо всем этом в беседе с ANF рассказала депутат от Партии народного равенства и демократии Озгюль Саки.
Изоляция – ахиллесова пята ПСР-ПНД
Депутат сказала: «Мы имеем дело с режимом, который начал с изоляции Имралы и пытается распространить эту ее как средство правления на все сферы общества. Режим ПСР-ПНД институционализировал изоляцию, которая стала практически конгруэнтной государству. Она утвердилась во всех институтах государства, особенно в правоохранительных органах и силовых структурах. Какие же меры мы можем предпринять для борьбы с изоляцией и замкнутостью? Возможна ли совместная борьба? Какие инструменты для этого нам доступны? Ответы на эти вопросы должны обсуждаться гораздо активнее».
По мнению Саки, проблема изоляции является наиболее чувствительной точкой режима ПСР-ПНД. «Все, что касается изоляции, немедленно становится мишенью для судебных и правоохранительных органов. Можно вспомнить, например, Мердана Янардага. Весь мир знает, что его политическая позиция не имеет ничего общего ни с политической позицией курдского освободительного движения, ни с политической позицией Абдуллы Оджалана. Тем не менее, он был задержан, поскольку подчеркивал, что изоляция в Имралы не имеет под собой никаких оснований с точки зрения международного права и должна быть прекращена. Поэтому я хотела бы подчеркнуть, что эта изоляция затрагивает не только Имралы, но и все общество в целом».
Мы должны обсудить средства коллективной борьбы
Депутат напомнила, что подобные примеры есть во всем мире. Она подчеркнула необходимость обсуждения возможностей коллективной борьбы: «Мы должны учитывать исторические и общественные события. Хотя изоляция длилась почти 25 лет, ни политическая борьба курдского освободительного движения, ни политическая борьба революционного, социалистического и феминистского движений не закончилась. Они будут продолжаться, и в соответствии с этими политическими целями будет осуществляться мечта о свободной и справедливой жизни для всех народов, жизни без угнетения. Поэтому мы должны черпать вдохновение там, где борьба продолжается в современных условиях, например, в Латинской Америке. Например, на последних выборах в Колумбии президентом был избран бывший партизан. В настоящее время в Колумбии предпринимаются усилия по восстановлению общества и мирным переговорам. Уже подписано мирное соглашение с ФАРК. Новый президент теперь говорит, что можно строить мир и с другими вооруженными группировками. Как это развивается в Колумбии? Может быть, такие примеры могут вдохновить нас. Во время предыдущего мирного процесса существовала платформа «Женщины за мир». Я могу рассказать о ней, потому что провела там много времени. Международная солидарность, особенно в Латинской Америке, не ограничивается Колумбией. В Мексике и Бразилии к власти одно за другим приходят левые правительства. Это оказывает одинаковое влияние на все остальные страны. Чтобы способствовать аналогичному развитию событий в нашем регионе, мы должны сначала обсудить возможности и средства коллективной борьбы внутри наших границ».
Жертвы изоляции должны объединиться
В заключение Саки обрисовала конкретную перспективу социальной борьбы в Турции и северном Курдистане: «После того как государство прекратило мирный процесс и мобилизовало все свои институты для реализации военного решения, вся социальная оппозиция и революционное движение в Турции последовали его примеру. В результате отношения с курдской освободительной борьбой ухудшились. Эти отношения должны существовать не только во время избирательных кампаний. Женщины также изолированы от общества. Режим ПСР-ПНД изолирует всех, кто протестует из-за его правил. Однако сопротивление трудящихся усилилось. Например, посмотрите на борьбу компаний «Агробай», «Трендиол» или «Спутник». Там мы видим, что предпринимается попытка полностью разорвать отношения между сопротивлением и СМИ. Это видно и на примере «Субботних матерей». Это еще одна форма изоляции, которая пытается заглушить их голоса и предотвратить всякое общение. Преодолеть это можно только путем коллективной борьбы каждого из нас во всех сферах политики».
Примеры Джордано Бруно и Камиллы Клодель
Саки сказала: «Есть также примеры уверенности в своих силах. Взять, к примеру, Джордано Бруно, который выдвинул теорию о гелиоцентрическом устройстве мира еще до того, как Галилео Галилей подтвердил ее. Его сожгли как еретика, но Галилей продолжил его дело и стал всемирно известным. Вспомним Камиллу Клодель (XIX в., Франция), скульптора, которая провела 40 лет своей жизни в психиатрической лечебнице, потому что ее творчество было бунтарским. Тем не менее, ее бунтарский дух вдохновляет многих людей и сегодня. Эти примеры из истории показывают, что конкретные исторические и общественные ситуации могут стать причиной сопротивления и выстоять в борьбе за идеалы. Наша обязанность – превратить этот исторический и социальный момент в общую борьбу угнетенных, борющихся народов и женщин. Мы должны вместе выступить против режима, который институционализирует фашизм и продолжает расширять свое господство. Поствыборный шок преодолен, и я думаю, что теперь мы пойдем по этому пути».