Курдистан

Сабри Ок: чем больше мы боремся, тем больше результатов достигаем

Член Исполнительного совета АОК Сабри Ок отметил важность встречи делегации партии ПНРД с Абдуллой Оджаланом и подчеркнул, что только усиленная борьба и организация приведут к большему количеству достижений.

В специальной программе, транслируемой на телеканале Stêrk TV, член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана Сабри Ок дал свою оценку текущей повестке дня. Он подчеркнул важность борьбы за физическую свободу лидера Абдуллы Оджалана, заявив: «В предстоящем периоде необходимо эффективно использовать все имеющиеся возможности и добиться физической свободы лидера Абдуллы Оджалана в 2025 году. Это наша главная цель и надежда на 2025 год».

Он также отметил важность единства курдского народа, добавив: «Каждый должен осознавать свою ответственность в этом процессе, и мы также считаем себя ответственными. Спустя 100 лет для курдского народа происходят позитивные изменения, и мы должны серьезно относиться к этой ситуации и предпринимать решительные шаги».

В завершение Ок подчеркнул, что важно не успокаиваться: «Чем больше мы боремся, чем больше сопротивляемся и чем более организованы мы будем, тем больше результатов сможем достичь».

Ниже представлено интервью с Сабри Ок, членом Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана, которое транслировалось на телеканале Stêrk TV.

—  В последние дни 2024 года делегация Партии народного равенства и демократии (ПНРД) встретилась с лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом. Как следует относиться к этой встрече и как ее интерпретировать?

—  Прежде всего, я хочу поздравить лидера Абдуллу Оджалана с наступающим Новым годом и передать ему свои приветствия и уважение. Мы хорошо знаем, что в 2024 году на лидера Абдуллу Оджалана в Имралы было оказано сильное давление. Была обеспечена жесткая изоляция. Мы также знаем, что Абдулла Оджалан оказал огромное сопротивление. В то время как на него оказывали давление и пытали в Имралы, турецкие оккупанты проводили ликвидационные и уничтожающие атаки против нашего движения. Они атаковали как курдский народ, так и наше движение, мобилизуя все доступные средства. Эрдоган стремится ликвидировать наше движение, нейтрализовать руководство и войти в историю через массовые убийства. Именно поэтому он предпринимает все возможные шаги. Когда мы смотрим на 2024 год, мы видим, как они мобилизовали все свои силы, заявив: «Мы достигнем своей цели в течение этого года, наша стратегия и концепция будут успешными». Однако, несмотря на все жестокие нападения на наш народ и особенно на партизан свободы Курдистана, включая применение химического оружия, они не смогли добиться желаемых результатов.

Партизаны сопротивлялись везде с духом Асии и Роджерса, не сделав ни одного шага назад. Это создало дух и веру в курдский народ. Турецкие оккупанты — член НАТО, и это нельзя недооценивать. Без РПК и партизан свободы Курдистана ни одна сила не смогла бы противостоять турецком оккупантам на протяжении многих лет. В то же время мы знаем, что если бы не турецкие оккупанты, мы бы уже давно добились множества результатов. Если бы не позиция, борьба и парадигма РПК, турецкие оккупанты уже давно добились бы своих целей. Именно поэтому война продолжалась так долго и была столь тяжелой. В 2024 году враги также не достигли результатов. Они не смогли извлечь выгоды из давления и пыток против лидера Абдуллы Оджалана в Имралы. Напротив, наш народ продолжает бороться и укреплять свои позиции.

Особенно в рамках движения «Свободу лидеру Абдулле Оджалану, демократическое решение курдской проблемы» женщины, молодежь, друзья курдского народа, ученые, интеллектуалы, политики и социалисты из многих стран заняли решительную позицию и вели борьбу. Они сформировали повестку дня. По мере того как парадигма Абдуллы Оджалана становилась понятной в разных уголках мира, ее влияние усиливалось, а участие в движении становилось более активным. В 2024 году эта борьба была особенно важной, можно даже сказать, что она стала определяющей для года. Эта борьба продолжается и в 2025 году. Борьба в 2024 году разрушила веру врагов в их победу. Они поняли, что больше не смогут добиться своих целей. Это показала РПК, и это увидел наш народ. Наши люди всегда стояли на ногах, они противостояли нападениям в Западном, Северном и Южном Курдистане, в Европе и везде, где бы они ни происходили. Несмотря на операции, геноцидные атаки и притеснения, наш народ не отступал и продолжал борьбу. Это тоже был важный знак.

«ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ ПНРД К АБДУЛЛЕ ОДЖАЛАНУ: ВАЖНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ».

В настоящее время в тюрьмах Турции и Курдистана содержатся тысячи курдских политиков, патриотов и членов Рабочей партии Курдистана (РПК). Несмотря на аресты и заключения, появляются новые активисты, и борьба продолжается с обновленной силой и убежденностью. Курдский народ обладает многолетним опытом сопротивления. Он заплатил высокую цену, но не прекращает свою борьбу. Все это помешало турецким оккупантам достичь своих целей и создало преграды для реализации их геноцидной концепции. В результате им пришлось пересмотреть многие свои действия.

На Ближнем Востоке произошли значительные события, которые вынудили Турцию пересмотреть свою политику. Турецкие оккупанты осознали, что в регионе происходят изменения, и что прежние реалии больше не актуальны. Особенно после палестино-израильской войны, появления ХАМАСа, «Хезболлы» и, в конечном итоге, поражения режима в Сирии, турецкие оккупанты начали задумываться о том, как эти события повлияют на их положение.

Курдский вопрос остается актуальной и важной проблемой, обладающей динамичным характером и значительной парадигмой. Эта ситуация создаст для турецких оккупантов более серьезные вызовы, чем когда-либо прежде. В ответ на происходящие изменения было организовано множество встреч, посвященных ситуации в регионе Ближнего Востока.

После этих событий в Имралы отправилась делегация Партии народного равенства и демократии (ПНРД). В состав делегации вошли Сырры Сурейя Ондер — заместитель председателя Великого национального собрания Турции, а также Первин Булдан — еще одна участница делегации. Конечно, визит делегации к лидеру Абдулле Оджалану очень важен и значим.

Этот визит обсуждают не только в Турции, но и в международной политической арене. Каждый пытается понять его значение и последствия. Вся повестка дня в Турции сегодня вращается вокруг визита делегации ПНРД к лидеру Абдулле Оджалану. Политики по всему миру также обсуждают этот вопрос: как его правильно интерпретировать, в каком направлении развиваются события? Мы сможем более подробно обсудить эти вопросы позже.

Важно отметить, что с 1993 года лидер Абдулла Оджалан стремится к демократизации Турции и решению курдского вопроса через политический и демократический диалог. Для этого он многим пожертвовал, провел множество исследований и разработал различные проекты. Как известно, он не раз объявлял о прекращении огня, стремясь к мирному разрешению конфликта, как это происходило в период правления Тургута Озала, и после него.

«ЛИДЕР АБДУЛЛА ОДЖАЛАН НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ НАСТАИВАЛ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ».

К сожалению, все усилия и поиски лидера Абдуллы Оджалана были проигнорированы оккупационным менталитетом, который отрицает существование курдского народа. Напротив, конфликт продолжает нарастать, и его причиной являются турецкие оккупанты. Внутри их рядов действуют провоенные, шовинистические и фашистские силы, основанные на принципах отрицания и уничтожения курдского народа. Эти силы препятствуют усилиям Абдуллы Оджалана в достижении его целей.

Сегодня вновь ведутся обсуждения на эту тему. Однако пока неясно, является ли это новым процессом и в каком формате проходят переговоры с Абдуллой Оджаланом. Важно отметить, что лидер Абдулла Оджалан уже много лет берет на себя ответственность за будущее курдского народа и общества в Турции. Он подчеркивал необходимость решения проблемы демократическим путем и даже заявлял о готовности вести диалог с любой стороной.

Сегодня проходят новые переговоры с лидером Абдуллой Оджаланом, и послания, которые он передал в ходе этих встреч, имеют огромное значение и историческую важность. Эти послания касаются будущего Турции и курдского народа. В них есть призыв для каждого, и каждый может сыграть свою роль. Лидер Абдулла Оджалан не раз говорил о своей готовности взять на себя ответственность за демократизацию Турции и решение курдского вопроса. Он также изложил в своих посланиях, что нужно сделать. Главное теперь — правильно воспринять эти послания и выполнить свои обязанности.

В этот момент руководство нашего движения, сопредседатели Ассоциации обществ Курдистана, выступили с заявлением. Отношение нашего движения и нашего народа очевидно: собеседником всегда будет лидер Абдулла Оджалан. Об этом также заявил сопредседатель Ассоциации обществ Курдистана. Конечно, борьба за то, чтобы Абдулла Оджалан мог выполнить свою историческую роль в наиболее благоприятных условиях, будет только усиливаться. Это крайне важно.

Важно не терять боевой дух. Нереалистичные и завышенные ожидания также не являются правильным подходом. Мы должны верить в свои силы. Если бы это не было так, турецкие оккупанты не отправили бы делегацию на Имралы. Если делегация отправилась сегодня, это говорит о том, что у оккупантов есть проблемы, и они не достигли своих целей. В то же время, наша борьба только усиливается, а турецкие оккупанты становятся все более беспомощными.

 

Какой вывод можно сделать из этого? Чем дольше будет продолжаться наша борьба, если мы не будем успокаиваться, если будем более эффективно использовать имеющиеся возможности и активно участвовать в борьбе везде и всегда, тем более значительными будут результаты, и лидер Абдулла Оджалан сможет сыграть свою роль более эффективно.

—  После встречи с лидером Абдуллой Оджаланом было много дискуссий, как со стороны оппозиции, так и со стороны правительства. Как вы оцениваете эти дискуссии и заявления по решению курдского вопроса? В то же время, какова обязанность турецких интеллектуалов и художников в этом отношении?

Прежде всего, турецким оккупантам, основывающим свою политику на отрицании и уничтожении курдского народа, следует извлечь уроки из 50-летнего конфликта. Упорство в сохранении прежнего менталитета лишь продолжает существующий процесс, который не приведет к решению проблемы. Для начала позитивного и конструктивного диалога необходимо изменить менталитет, отрицающий существование курдского народа. Неправильно игнорировать права и существование курдов и одновременно ожидать решения конфликта — это лишь временное явление. Высокая цена такого подхода была оплачена, особенно обществом и народом Турции. За эти 50 лет войны погибли десятки тысяч людей, и это касалось не только партизан и курдов, но и множества турецких солдат. Результат очевиден: курдский народ снова пострадал. Тысячи деревень были сожжены и эвакуированы, миллионы людей насильно переселены с их родных земель, и все это было сделано с целью заставить народ отступить.

Сегодня в Турции обсуждают экономику и политику, говорят о безработице, голоде и бедности, и причиной всего этого, конечно, является война. Недавно один из государственных чиновников заявил, что на эту войну было потрачено 3 триллиона долларов. Если бы эти деньги были вложены в повышение уровня экономики, образования или здравоохранения турецкого общества, ситуация в Турции сегодня была бы совершенно иной. К сожалению, народ Турции не осознает, почему оказался в такой ситуации. Причина этого — фашистский менталитет. Если они продолжат настаивать на том же, то результат останется прежним. Поэтому турецкие оккупанты должно изменить свой менталитет отрицания и уничтожения.

Чувствительность есть не только у турецкого общества, но и у курдского народа. Нельзя действовать в одностороннем порядке, ориентируясь только на свои интересы, игнорируя другой народ и его потребности. Турецкие оккупанты должно уважать курдский народ, особенно усилия и стремления лидера Абдуллы Оджалана. Если необходимо решить этот исторический вопрос, нужно учитывать интересы обеих сторон.

Курдская и турецкая интеллигенция, ученые и организации должны сыграть свою роль. Им есть что сказать и они должны занять определенную позицию в этом процессе. Они не должны игнорировать факты и правду. Они должны говорить то, что нужно, и предпринимать необходимые шаги. Интеллектуалы должны влиять на повестку дня, предупреждать общество и оказывать давление на государство. Они также должны играть свою роль в построении демократической и справедливой жизни. Невозможно оставаться в стороне. Академики и интеллектуалы должны осознавать реальность войны, глубину и серьезность проблемы. Диалектика того, как демократизировать Турцию и как решить курдскую проблему, должна быть донесена до народов Турции и курдского народа. Они также должны сказать необходимые слова турецком оккупантам и быть эффективными. Участие интеллектуалов, ученых и институтов в этот период крайне важно.

Как я уже упоминал, никто не может с уверенностью предсказать, в каком направлении будет развиваться процесс. Однако одно можно сказать точно: когда лидер Абдулла Оджалан высказывает свою позицию, это всегда результат глубокого обсуждения с различными сторонами и принятия взвешенного решения. Он постоянно стремится к развитию процесса. С точки зрения Абдуллы Оджалана, это действительно так, но неизвестно, как на это отреагируют турецкие оккупанты и насколько они будут готовы действовать ответственно. Турецкие оккупанты по-прежнему планируют уничтожение движения, нанося удары и стремясь к определённым результатам. Однако если они продолжат действовать в таком духе, я повторяю: они никогда не смогут сломить волю РПК и курдского народа, и не добьются успеха. Если же они правильно оценят события 2024 года и увидят, как развиваются события на Ближнем Востоке и их влияние на Турцию, у них есть шанс на успех. В противном случае курдский народ продолжит своё сопротивление.

В заявлении сопредседателей Ассоциации обществ Курдистана говорится, что лидер Абдулла Оджалан представляет нашу волю, и все его слова имеют для нас огромное значение. Однако, как я уже упоминал, мы не должны расслабляться. Наша главная цель — добиться физической свободы Абдуллы Оджалана. Я уверен, что на этой основе мы сможем расширить нашу борьбу и достичь значительных результатов.

—  В 2024 году на Ближнем Востоке произошло множество событий, которые ознаменуют новую эпоху. Совсем недавно в Сирии рухнул баасистский режим. Как эти события повлияют на 2025 год?

— В конце 2023 года поступил сигнал о начале палестино-израильской войны, который стал катализатором для цепной реакции на Ближнем Востоке. ХАМАС понес значительные потери в этом конфликте, что уже стало очевидным. В дальнейшем ситуация усугубилась в Ливане, где вспыхнул конфликт с Хезболлой. Кроме того, в Сирии произошли серьезные изменения — режим был полностью свергнут. Похоже, что эта стратегия и цели будут продолжены. Каковы же эти цели? Статусы, установленные на Ближнем Востоке 100 лет назад, больше не актуальны. Политика существующих национальных государств и гегемонистских держав не может оставаться прежней. Особенно США, Великобритания и Израиль разрабатывают планы по перестройке капиталистической системы на Ближнем Востоке в соответствии со своими интересами.

Как я уже упоминал, перед ними стояли препятствия, которые они преодолели в ходе палестино-израильской войны, в результате чего Сирия оказалась в хаосе. Очевидно, что эти процессы будут продолжаться, что вызывает беспокойство у турецких оккупантов. Турецкие оккупанты, упорно удерживающие свои позиции, не готовы к изменениям и продолжают настаивать на прежних принципах, утверждая, что будут исполнять роль нового Османа. Однако события на Ближнем Востоке не соответствуют этой позиции.

В настоящее время турецкие оккупанты испытывают страх. Конечно, в будущем они могут попытаться создать Ирак по своему усмотрению, и это вполне возможно. Однако Ирак также должен осознать некоторые факты и прийти в себя. Мы не знаем, как турецкие оккупанты смогли обмануть их, как они были втянуты в их орбиту и оказались в такой сложной ситуации сегодня. В прессе появились сообщения о том, что Ирак проводит операции против курдских и женских организаций, пытается их закрыть и оказывает на них давление, принимая решения в интересах турецких оккупантов. Ирак действует в интересах Демократической партии Курдистана (ДПК), но это требования турецких оккупантов. Турецкие оккупанты манипулируют Ираком. Так же, как они используют суннитов через боевиков Сирийской национальной армии (СНА) в Сирии, они пытаются манипулировать суннитами и туркменами в Ираке для продвижения своих интересов.

Политика турецких оккупантов напоминает действия США, Великобритании и Израиля в отношении Ирака. Иракская республика до сих пор не осознает этого факта. Недавно она подписала несколько соглашений с турецкими оккупантами, несмотря на то что Турция оккупировала иракскую территорию. Когда Израиль атаковал Иран, Ирак сразу же подал жалобу на Израиль в ООН. У них есть право на это, но, с другой стороны, турецкие оккупанты не только нарушили их границы, но и аннексировали часть территории, разместив свои войска на иракской земле. Однако Ирак не выражает недовольства и не поднимает голос против Турции. Соглашения, которые были заключены, продолжают действовать, и Ирак должен осознать это и немедленно отказаться от них.

Иракская республика должна осознавать, что после событий в Сирии она также окажется в центре внимания. Неясно, будет ли это происходить по аналогии с сирийским сценарием, через жесткие санкции или же с помощью поддержки лояльных либералов со стороны США, Великобритании и Израиля, чтобы подорвать эффективность существующей власти. Однако такой вариант возможен и для Ирака. Это также может касаться Ирана. Центральная Азия и Ближний Восток представляют собой вызовы для этих стран, поскольку они стремятся обеспечить безопасность энергетических маршрутов из Индии в Израиль и на Кипр, а также изолировать Иран от Китая и России. Позиция Ирана становится для них проблемой. Мы не знаем, как они будут действовать, но одно очевидно: единственным решением является демократизация. Если в Ираке и Иране произойдут радикальные изменения в демократическом плане, если они смогут решить курдскую проблему и социальные и культурные вопросы с точки зрения демократической нации, это поможет им снизить давление. Иным способом это сделать невозможно.

«СПУСТЯ 100 ЛЕТ БЛИЖНИЙ ВОСТОК СТРОИТСЯ ЗАНОВО».

Например, если бы Башар Асад и режим Баас в течение 13 лет правильно понимали и анализировали ситуацию, если бы они отошли от старого менталитета правления, если бы они мыслили стратегически, то осознали бы важность решения курдской проблемы и необходимость перемен. Исходя из этого, они могли бы провести реформы. Однако этого не произошло, и сейчас мы видим последствия. Именно поэтому 100 лет назад Ближний Восток был спроектирован под руководством Великобритании и Франции, а спустя 100 лет, сегодня, Америка, Израиль и Великобритания снова пытаются перепроектировать Ближний Восток.

Если основой этого процесса не станет демократическая парадигма — линия, при которой женщины, молодежь и представители всех национальностей, вероисповеданий и культур смогут свободно жить вместе, то Ближний Восток вновь будет перепроектирован международными державами. Уже сейчас там идет война, можно сказать, третья мировая война.

Лидер Абдулла Оджалан много лет назад предсказал, что третья мировая война на Ближнем Востоке может длиться до 2030 года. Однако главное, что стоит за этим предсказанием, — это вопрос, выйдет ли демократическая воля общества на первый план, или же ситуация останется прежней. Ткани Ближнего Востока и Европы не совпадают. Ближний Восток, прежде всего, представляет собой общество с более традиционными и укоренившимися культурными нормами. Хотя это может не быть демократической парадигмой, это общество будет сопротивляться переменам, и именно в этом кроется источник джихадистских сил и боевиков.

Тем не менее, ближневосточное общество открыто для организации на основе демократической парадигмы. В этом контексте война и борьба на Ближнем Востоке продолжаются. В 2025 году эти события, безусловно, будут продолжаться. Существуют опасности, но также возникают возможности для народов и демократических сил. Несомненно, эти возможности должны быть правильно использованы.

—  Какова будет ситуация в Рожаве и на северо— востоке Сирии после падения режима Асада? Разве банды СНА также не окажутся в вакууме после Асада?

—  Безусловно, если взглянуть на арабские государства на Ближнем Востоке, Сирия была первой, которая была иной. Не будем утверждать, что она была более демократичной, но она была более светской, более секулярной страной, где многие верования и культуры могли сосуществовать. Несмотря на угнетение и преследование со стороны государства, Сирия отличалась от других арабских стран. Это было её богатство. Например, курды, арабы, христиане, армяне и мусульмане могли бы жить вместе, основываясь на демократических принципах. Однако если эта система не будет демократической, такие события не станут возможностью — наоборот, они обернутся недостатками. Это приведет к войне, в которой все будут сражаться друг с другом.

При режиме Баас народы не были свободны, они были угнетены. Но теперь нет другого выхода: либо они повернутся друг против друга, либо общество будет еще больше разделено, либо будет построена демократическая Сирия. Это и есть решение. Недавно один турецкий академик говорил по телевидению, что в 1860 году в Сирии, в Дамаске, люди разных национальностей и вероисповеданий жили в той же гармонии, что и сегодня. В то время Сирия была под властью Османской империи, которая, не будучи способной решить эту проблему, обратилась за помощью во Францию, Германию и Великобританию.

Хорошо, режим Баас ушел, но менталитет группировок вроде «Хайят Тахрир аш— Шам»* (ранее известной как «Джабхат ан— Нусра»*, связанной с «Аль— Каидой»*) и других, пришедших ему на смену, закрыт для принятия свободы женщин, уважения различных вероисповеданий, культур и идентичностей. Это будет усугублять проблемы. Скорее всего, это лишь осложнит ситуацию. Если «Хайят Тахрир аш— Шам» пришла к власти в Дамаске сегодня, значит, они получили указания от внешних игроков, таких как Америка, Англия и Израиль. Это своего рода тест. Если они продемонстрируют изменения, то могут быть признаны международными державами, если их действия будут соответствовать определенным стандартам. Мы не знаем, какие именно стандарты могут быть применены, но, например, существует проблема с Рожавой, с правами женщин, с вопросами вероисповеданий, с притеснением алевитов и друзов. Эти проблемы сохраняются.

Поэтому преждевременно утверждать, что в Сирии в ближайшее время произойдут положительные изменения. В прессе появлялись сообщения, что все лидеры «Хайят Тахрир аш— Шам» имеют связи с ИГИЛ* и «Аль— Каидой». Изменить их менталитет по отношению к женщинам, обществу, различным верованиям и религиям будет нелегко. Поэтому трудно создать стабильность, демократизировать страну или решить эти проблемы.

На самом деле такая ситуация устраивает гегемонистские державы: они не затрачивают усилия, не проливают кровь. Это народы региона воюют друг с другом, изнуряя себя. Чем слабее становятся эти народы, тем больше они обращаются за помощью к Америке и Европе. Гегемонистские державы знают об этом и используют это в своих интересах. Я предсказываю, что в Сирии будут продолжаться серьезные проблемы.

Турецкие оккупанты сегодня проявляют себя как наиболее успешные в данной ситуации. Возможно, они привлекли к себе определенные бандитские группировки и могут вести войну против Рожавы и курдского народа, но их влияние на будущее Сирии будет незначительным. Эти группировки, связанные с Турцией, не являются однородными или идеологически едиными. Они объединились ради финансовой выгоды и материальных интересов. Если взглянуть на них, можно заметить, что они прибыли из различных регионов Сирии, таких как Хама, Хомс, Алеппо, Дамаск и других. Теперь они считают, что эти города освобождены, так почему же они находятся в Манбидже, Африне, Гре Спи, Сарекании? Именно поэтому они стремятся уехать. Они хотят сбежать.

В прессе также сообщается, что Силы Демократической Сирии (СДС) и Автономная администрация призывают боевиков покинуть регион, и некоторые из них действительно уезжают. Однако турецкие оккупанты не позволяют этим группировкам покидать территорию. На самом деле, эти группы становятся проблемой для Турции: они не желают продолжать боевые действия и не могут добиться успеха, что ставит Турцию в сложное положение. Турецкие оккупанты сделали ставку на Сирийскую национальную армию (СНА), но, как известно, «Хайят Тахрир аш-Шам» не собирается предоставлять им какую-либо роль в Дамаске. Таким образом, Турция не сможет занять значительное место в будущем Сирии. Возможно, она сможет сыграть определенную роль в экономической и коммерческой сферах, но, на мой взгляд, Турция окажется в политическом вакууме в Сирии.

Те, кто добились ухода Башара Асада и смены режима, не позволят Турции влиять на «Хайят Тахрир аш— Шам». Если они хотят понять ситуацию в Сирии, если они хотят увидеть, как пойдет процесс и как будет решаться проблема, они должны внимательно следить за событиями в Рожаве и на северо— востоке Сирии. Более 13 лет курды, арабы, христиане, армяне, ассирийцы и даже туркмены живут в свободной и демократичной обстановке. Они создали систему, в которой каждый живет со своей идентичностью и достоинством. Чтобы эта демократическая система, созданная в Рожаве, распространилась по всей Сирии, Сирия должна обратить внимание на Рожаву.

—  Когда во время Первой мировой войны создавался проект Ближнего Востока, воля курдского народа была проигнорирована. Спустя 100 лет Ближний Восток перекраивается, и на этот раз курдский народ обладает решающей силой. Какую роль и миссию должны играть курдские партии, институты и организации, чтобы курдский народ имел статус в этом процессе? В то же время, какую позицию должны занять курдские художники, интеллектуалы и патриоты?

—  Курдский народ осознает происходящие события, и курдские организации также должны это понимать. Мы наблюдаем исторический процесс. Мы говорили о переменах на Ближнем Востоке, однако самой динамичной, открытой к развитию, демократичной и волевой силой является курдский народ. Если курдский вопрос останется нерешенным, демократизация Ближнего Востока станет невозможной. Это очевидно. Сто лет назад оккупационные силы обманули курдский народ, и получение статуса противоречило его интересам. В то время у курдов не было сил для объединения и проявления общей воли. Мы страдали от этого на протяжении ста лет. Но сегодня ситуация изменилась. Ребер Апо предлагает 50-летнюю парадигму, в четырех частях Курдистана действуют и борются множество организаций, существует история и практика. Национальный дух и воля должны проявиться как можно скорее. Это мечта и надежда курдского народа. Независимо от того, к какой партии или личности в Курдистане вы обратитесь, каждый задаст вопрос, почему курды не едины. Многие даже возлагают ответственность за это на организации и критикуют их, и в этом они правы. Если курды не объединятся, ни одна часть или организация не сможет обеспечить себе безопасность. Только вместе – в единстве – заключается сила.

На Ближнем Востоке происходят важнейшие события, и необходимо выступить от имени курдского народа. Кто— то должен выразить эту волю. Но они разделены. Когда они разделены, оккупационные силы стремятся воспользоваться этим. Это нужно остановить. Лидер Абдулла Оджалан всегда предлагал свою точку зрения на этот вопрос, и подходил к нему с большой скромностью. Он говорил: «Мы не просим ничего для РПК, мы просто хотим, чтобы курды были едины». Были предприняты важные шаги, приложены усилия, но, к сожалению, этого пока не произошло. Однако это должно случиться сейчас. Курды должны объединиться как можно быстрее, и РПК всегда готова к этому. Каждая организация, каждый курд должны быть готовы к этому.

Для этого достаточно нескольких пунктов: во— первых, патриотизм, во— вторых, ни одно движение, ни одна личность не должны пренебрегать правами курдского народа и объединяться с курдскими врагами и оккупантами. Они могут иметь экономические или другие отношения, но они не должны противодействовать будущему, судьбе, завоеваниям и свободе курдского народа. Это возможно, и они должны избавиться от этого страха.

Если некоторые люди задумываются о том, что скажет турецкое государство, если мы выскажем свое мнение, и как долго они будут продолжать действовать в этом духе, то важно понимать, что, объединив наши усилия, мы сможем сделать так, чтобы турецкое государство оказалось в беспомощном положении и начало уважать волю курдского народа или серьезно подходить к решению вопроса. Это имеет большое значение. Возможно, организация конференции или конгресса потребует времени, или это может быть невозможно сделать в данный момент, но курдские силы могут создать механизм для взаимодействия. Например, когда возникает необходимость высказаться о событиях на Ближнем Востоке, этот механизм должен выступить с заявлением и занять определенную позицию. Это будет способствовать демократическому решению курдской проблемы и процессу демократизации региона.

Курдская проблема является крайне важной и фундаментальной. Поэтому нам необходимо объединиться как можно скорее. РПК всегда готова к этому. Друзья поднимали этот вопрос много раз. Такое исследование имеет огромное значение и историческую важность.

—  И наконец, каково ваше послание на 2025 год?

—  Прежде всего, обеспечение физической свободы лидера Абдуллы Оджалана и борьба за это были чрезвычайно важными. С самого начала движения, под руководством женщин, молодежи и друзей курдского народа, были приложены огромные усилия. Необходимо развивать движение более организованно, более решительно и с еще большей убежденностью. Никто не должен успокаиваться. Мы должны использовать все возможности и добиться физической свободы лидера Абдуллы Оджалана в 2025 году. Это наша первая цель и надежда на наступающий год.

Вторая цель — это единство курдского народа, как я уже говорил. Каждый должен считать себя ответственным за это. Мы также берем на себя эту ответственность. Спустя 100 лет для курдского народа происходят позитивные изменения, и мы должны серьезно отнестись к этой ситуации и предпринять соответствующие шаги.

В— третьих, никто не должен останавливаться на достигнутом. Чем больше мы будем бороться, чем сильнее будет наше сопротивление и чем более организованными мы будем, тем больших результатов добьемся. Я верю, что в 2025 году мы будем бороться с решимостью и достигнем поставленных целей.

* —  «Джабхат ан— Нусра», «Аль— Каида» и ИГИЛ признаны террористическими организациями в ряде стран.