Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжает использовать желание Швеции вступить в НАТО как возможность унизить эту скандинавскую страну и вымогать у нее деньги. Постоянно принуждая шведских политиков к покорности и послушанию, Эрдоган дает понять своим сторонникам, не только внутри Турции, но и среди многочисленной диаспоры в Европе, что демократии слабы и беспринципны, в то время как его бренд правления силовиков может принести величие.
Эрдоган формулирует свои последние требования как кампанию против терроризма, хотя на самом деле он смешивает терроризм с политической оппозицией и журналистикой.
Спикер турецкого парламента Мустафа Сентоп, главный «резиновый штамп» Эрдогана в законодательной ветви власти Турции, мало заботится о реальности, вместо этого настаивая на требованиях Турции. А Турция требует прекращения «пропаганды, финансирования и вербовочной деятельности» со стороны групп, которые она считает террористами.
Прежде чем премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон в очередной раз станет Невиллом Чемберленом перед Эрдоганом, он может подумать о том, не лучше ли напомнить Эрдогану определение терроризма, данное НАТО:
«Незаконное применение или угроза применения силы или насилия, вселяющих страх и ужас, против отдельных лиц или собственности в попытке принудить или запугать правительства или общества, или получить контроль над населением, для достижения политических, религиозных или идеологических целей».
НАТО является организацией, основанной на консенсусе. Так что, не Эрдогану в одностороннем порядке давать новое определение терроризму, и не Кристерссону соглашаться с Эрдоганом.
Наилучшим ответом НАТО было бы, если бы каждый член НАТО передал Эрдогану список турок и других лиц, которых необходимо выдать на основании вполне реальных доказательств их террористической деятельности. Рассмотрим ХАМАС «Хамас» (палестинское исламистское движение, правящее в секторе Газа), палестинскую группу «Братьев-мусульман»*, которая открыто призывает к геноциду евреев. Эрдоган не только укрывает эту группу, но и выдает турецкие паспорта ее лидерам, чтобы облегчить их передвижение. Хотя Израиль потребовал от Эрдогана подавления ХАМАС в качестве условия примирения, турецкий лидер отказался от своих обязательств.
Есть еще «Исламское государство»*. Одна из основных причин иррационального гнева Эрдогана на журналистов заключается в том, что они раскрыли масштабы его связей, связей его семьи и его администрации с Исламским государством. Данные разведки о пленных боевиках «Исламского государства» свидетельствуют о том, что в Турции существует множество конспиративных квартир и сочувствующих им сотрудников МВД и разведки. Возможно, Кристерссону и лидерам НАТО следует потребовать от Эрдогана, чтобы он изложил свои принципы и выдал этих людей для суда.
Далее – Сомали. Эрдоган пошел на поводу у Мухаммеда Фармаджо, теперь уже бывшего президента этой неспокойной страны. После того как сомалийцы восстали против Фармаджо на выборах, почти вся его администрация (за исключением Фармаджо) бежала в изгнание в Турцию. В их число входит Фахад Ясин, бывший начальник разведки Фармаджо и человек, предположительно погрязший в терроризме. Он должен предстать перед судом за свои преступления против сомалийцев.
Наконец, есть еще гюленисты. До 2013 года Эрдоган тесно сотрудничал с диссидентствующим религиозным лидером Фетхуллахом Гюленом, чтобы маргинализировать светских и кемалистов Турции. Разрыв отношений между Эрдоганом и Гюленом был связан скорее с желанием Эрдогана монополизировать власть, чем с какими-либо другими причинами. Гнев Эрдогана на гюленистов носит глубоко личный характер, но это не делает их террористами. Действительно, даже обвинение в том, что попытка переворота 2016 года была заговором гюленистов, не является однозначным. Но, ради аргумента, если это так, то не делает ли это самого Эрдогана соучастником терроризма? Его бывший министр иностранных дел и премьер-министр Ахмет Давутоглу обязан своей карьерой Гюлену. Почему Швеция должна жертвовать своими гражданами и жителями, когда Эрдоган позволяет Давутоглу находиться на свободе? Одно только подобное лицемерие должно свести на нет все дальнейшие претензии Эрдогана.
Сегодня Швеция должна решить, ценит ли она свою демократичность больше, чем членство в НАТО. В то же время НАТО должно ответить на выходки Эрдогана, применив к Турции свое определение терроризма, составив и передав ей списки радикалов, подлежащих выдаче или заключению в тюрьму. Если Эрдоган откажется соблюдать эти стандарты, то каждый член НАТО должен объявить Турцию спонсором терроризма в соответствии со своими национальными законами, применяя любые законодательные санкции, которых требует такое определение.
* - террористическая организация, запрещённая на территории РФ