С момента ареста курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и его заточению в тюрьму Имралы прошло уже 22 года. Независимым врачам не разрешалось посещать следственный изолятор Абдуллы Оджалана в Имралы. С первого дня несправедливого заточения лидера Оджалана тюрьма Имралы превратилась в арену особой военной политики, где Абдулле Оджалану запрещают встречаться с адвокатами и семьей под надуманными предлогами. В настоящее время любые встречи или визиты адвокатов и семьи Оджалана и других политических заключенных в тюрьме Имралы под предлогом пандемии коронавируса запрещены властями Турции.
Корреспондент ИА «ANHA» провел интервью с депутатом Демократической партии народов в Амеде Самрой Козл, чтобы обсудить причины и следствия суровой и несправедливой изоляции курдского национального лидера Абдуллы Оджалана в тюрьме Имралы.
– Забастовка, объявленная политическими заключенными, продолжается уже четвертый месяц. Родственникам участников голодовки также запрещено посещать их в тюрьме. Как вы оцениваете эту ситуацию?
– Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его правительство в настоящее время управляют страной в соответствии с фашистскими законами, подавляя любые притязания народа на права и свободу, какими бы незначительными эти притязания ни были. Турция потеряла свой статус даже на международном уровне, и правительство Турции однажды понесет ответственность за все убийства, безработицу и аресты, которые совершаются сегодня. Оно и само это знает.
Турция использует пандемию коронавируса как инструмент для ведения особой войны
В Турции существует правительство, которое не хочет нести ответственность за кампанию 17-25 января, а также не раскрывает судьбу потерянных средств. Коррупция и взяточничество превратились в метод управления в турецком государстве. Кроме того, Турция также использует окружающую среду для нанесения своих ударов. Она использует водные ресурсы, электроэнергию, электростанции. С помощью всего этого она совершает непрерывную серию военных преступлений против мирных жителей.
Мы хорошо знаем, кто стоит за преступлениями и нарушениями, совершаемыми наемниками в Рожаве. У себя в стране Турция также проводит политику репрессий. Нет никаких сомнений в том, что воздействие этой ситуации на задержанных особенно возрастает. В Турции наблюдается жесткая изоляция и нарушение прав человека, и эти нарушения еще больше обострились во время пандемии коронавируса. Правительство создало систему с целью поддержания своего контроля и обнаружило, что ее небольшие размеры в условиях пандемии служат средством увековечения ее власти. Именно поэтому для Турции пандемия коронавируса стала средством для ведения особой войны.
Несправедливая изоляция в Турции вышла за пределы тюрьмы Имралы. Это беззаконие и несправедливость распространились на турецкое общество в целом. Существует естественное сопротивление таким нарушениям, и в целях удара по этому сопротивлению власти Турции только усиливают изоляцию. Всем семьям политических заключенных сейчас запрещено посещать своих родственников в тюрьмах. Если бы какие-либо посещения имели место, то вся подноготная того, что творится внутри турецких тюрем, была бы раскрыта. Тогда эта тема была бы поднята совершенно на другом уровне.
Мы направили запрос в министерство юстиции по поводу несправедливой изоляции и нарушения прав политических заключенных. Однако министерство заявило, что оно «не позволяет включать вопрос об изоляции и голодовках в материалы дела» в том смысле, что оно не желает больше отвечать на такие запросы впредь.
В тюрьме Имралы самые жестокие и несправедливые условия
– Несправедливая изоляция, наложенная на тюрьму Имралы 5 лет назад, превратилась в полную изоляцию. До сих пор нет никакой официальной информации о здоровье Абдуллы Оджалана. Что вы скажете по этому поводу?
– Изоляция, введенная в Имралы, является одной из самых суровых и несправедливых в мире. Эта система введена в остальной Турции и Курдистане тоже. Однако сегодня глаза и уши наших народов сосредоточены на тюрьме Имарлы, чтобы услышать любой призыв оттуда, потому что все знают, что любой призыв оттуда будет проблеском надежды на мир. Но все это пока не принесло никаких результатов. В обычных обстоятельствах общественное мнение имеет право получать информацию о состоянии здоровья курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. В условиях пандемии коронавируса это право становится еще более актуальным, но власти Турции отказывают в этом праве.
В 2018 году началось сопротивление Лейлы Гювен. Ее голодовку поддержали и в тюрьмах. Тогда и произошла встреча с Оджаланом.
Изоляция – это форма пыток
– Тюрьма Имралы расположена посередине моря, а лидер Абдулла Оджалан, которому уже больше 70 лет, содержится в одиночной камере…
– Изоляция означает, что человек проводит короткий период времени в закрытом месте, не пользуясь общественными местами и не общаясь с обществом, культурой и другими заключенными. По сравнению с европейскими стандартами содержания под стражей изоляция является одним из методов пыток, имеющих значительные неблагоприятные последствия для ментального и физического здоровья человека, такие же, как и в результате пыток.
Ситуацию, возникшую в результате изоляции в одиночной камере, можно описать следующим образом: полное расстройство нервной системы, человек теряет чувство пространства и времени. Люди начинают терять контроль над своим поведением и способность действовать рефлексивно из-за потери любого внешнего влияния. Увеличение потоотделения, боли в животе, потеря веса, боли в спине и сосудистые заболевания. Иммунная система теряет равновесие, и появляются многие физические недуги, такие как плохое зрение, потому что люди постоянно видят одно и то же место. Проблемы с дыханием также возникают из-за повышенной влажности в окружающей местности.
Условия содержания на острове Имралы бесчеловечные.
Жизнь в таком месте требует сильной воли. Лидер Оджалан никогда не говорил о своем состоянии здоровья. Полная изоляция, навязанная ему, является преступлением со стороны турецкого государства. Мы знаем, что пожилые люди должны оставаться дома из-за пандемии коронавируса, для этого принимаются специальные меры. Непринятие таких мер в условиях содержания под стражей свидетельствует о двойном нарушении прав курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.
В настоящее время нарушения прав лидера Оджалана со стороны властей Турции уже достигли своего пика. Большинство международных договоров были нарушены и остаются лишь устными предупреждениями. Другими словами, Европейский комитет против пыток, хотя и не выполняет своих обязанностей, иногда заявляет, что гуманитарные условия в тюрьме Имралы являются неадекватными.
Правительство Турции игнорирует доклады Европейского комитета против пыток
– Во время визита делегации Европейского комитета по предупреждению пыток в Турцию было упомянуто о распространении коронавируса в тюрьмах, однако до сих пор не принято никаких мер и никакой информацией по этому поводу родственники заключенных не поделились. Почему правительство молчит по этому поводу?
– Правительство Турции не обратило никакого внимания на доклады ЕКПП, и сам комитет даже не посетил остров Имралы во время своего недавнего визита. На самом деле мы говорим о международном заговоре, и одной из причин этого молчания является этот международный заговор.
– С учетом позиции ЕКПП, как Вы оцениваете позицию демократических и международных правозащитных учреждений в отношении голодовки политических заключенных и изоляции Оджалана?
– Я уже сказала, что все это – международный заговор. Турция не может совершить такое серьезное преступление в одиночку, и Европейский суд по правам человека, Европейский Союз и США действуют в соответствии со своими интересами. Но было бы неправильно говорить, что народ будет стоять в стороне в этом отношении. К счастью, есть много инициатив по этому поводу, но пока этого недостаточно.
У Мирной комиссии Имралы также есть очень серьезные и важные инициативы. Это орган, который объединяет активистов, ученых, профсоюзных деятелей и политиков из многих стран мира, систематически работая и делая заявления по поводу несправедливости заточения Абдуллы Оджалана. В Страсбурге проходит идет бессрочная сидячая забастовка, и за пределами страны были организованы марши и демонстрации. По инициативе британских профсоюзов также были начаты кампании за свободу Оджалана. Возросла активность против изоляции лидера Оджалана в Южной Африке и других странах мира, поэтому политические партии в конечном итоге изменят ситуацию. Давление и действия общественности очень важны в этом вопросе.
– Как врач и член Демократической партии народов, предпринимаете ли вы какие-либо усилия в отношении здоровья политических заключенных?
– Конечно, мы предпринимаем определенные усилия в этом отношении. Демократическая партия народов – это политическая организация, действующая в нескольких направлениях. Мы пытаемся обсудить этот вопрос со всеми нашими партнерами и друзьями. Наша главная тема – как в парламентских выступлениях, так и на местном уровне – состоит в том, чтобы снять изоляцию, навязанную остальному обществу.
Мы также обратились к министру юстиции и парламенту с призывом выполнить свои обязанности. Мы перепробовали все пути, мы пытаемся делать все, что от нас зависит. В ходе нашей недавней кампании, которая проводилась под лозунгом «Справедливость для всех», мы подняли вопрос о несправедливых задержаниях и изоляции.
Гуманитарные и медицинские условия в Имралы и других тюрьмах должны быть улучшены как можно скорее. Горячая вода и чистящие средства должны обеспечиваться для задержанных бесплатно и непрерывно. Необходимо проводить периодические обследования и не откладывать лечение пациентов.
Если правительство захочет, оно сможет выполнить все эти требования за три дня. Но только если оно захочет этого. Именно поэтому мы должны поднимать эти вопросы, разоблачать несправедливую политику и поддерживать голодовку политических заключенных.