Европа

Норман Паех: изоляция противоречит международному праву

Международный адвокат Норман Паех — один из подписантов обращения, требующего от ЕКПП вмешаться в ситуацию с политзаключенным Абдуллой Оджаланом.

Международный адвокат Норман Паех — один из подписантов обращения, требующего от ЕКПП вмешаться в ситуацию с политзаключенным Абдуллой Оджаланом, содержащимся в одиночной камере в условиях строгой изоляции без права видеться с адвокатами и родными, уже более 4 лет.

Более сотни общественных деятелей и политиков недавно обратились с письмом в Комитет Совета Европы по борьбе с пытками (ЕКПП) и срочно потребовали разъяснить ситуацию с Абдуллой Оджаланом.

Оджалан содержится в качестве политического заложника на тюремном острове Имралы с тех пор, как 25 лет назад он был похищен и перевезен из Кении в Турцию в нарушение международного права. Большую часть этого срока он провел в условиях абсолютной изоляции. В последний раз 75-летний заключенный получил свидание с адвокатом в 2019 году, а последний визит семьи состоялся в 2020 году. В марте 2021 года благодаря волне международных протестов Оджалан смог поговорить по телефону со своим братом. Однако по неизвестным причинам он был прерван через несколько минут. С тех пор от Оджалана не было никаких признаков жизни.

Подписавшие открытое письмо называют условия содержания в тюрьме «нарушающими права человека и бесчеловечными» и говорят о «пытках в изоляции», которым подвергается Оджалан. Они призывают ЕКПП принять меры и направить делегацию в Имралы, чтобы расследовать ситуацию с Оджаланом и узнать о его самочувствии.

Этого же требует профессор д-р Норман Паех, заслуженный международный юрист и писатель из Гамбурга, который является одним из подписантов обращения. В интервью ANF Паех назвал положение Оджалана абсолютно незаконным. «Согласно категориям международного права, такая полная изоляция противоречит международному праву», — сказал он. Он подверг критике тот факт, что ЕКПП, который в прошлом сам выступал против нынешних условий содержания в тюрьме Имралы, не приводит в исполнение свои собственные решения.

По мнению Паеха, ЕС также несет ответственность за ситуацию с Оджаланом, поскольку не помогает Анкаре выполнять решения своих органов. «Но вы знаете: Эрдоган и, прежде всего, Турция чрезвычайно важны для Запада с политической точки зрения по целому ряду причин. С одной стороны, из-за НАТО, а с другой — потому что Турция выступает в качестве барьера на пути беженцев, будь то из Афганистана или Сирии. И никто не осмеливается оказывать давление на Эрдогана. В этом и заключается большая проблема. Потому что эта изоляция на самом деле является реакцией на политическое влияние, которое Абдулла Оджалан все еще имеет в курдской общине, хотя его никто не слышит и не видит. И они боятся этого, они хотят это устранить. Они не хотят отступать от своей позиции изоляции и отделения курдского народа, так сказать. Такова предыстория. И ЕС в настоящее время не может и не хочет встать на защиту Оджалана и, по сути, международного права».

Помимо ЕКПП, существует еще один комитет, задача которого — следить на международном уровне за тем, чтобы пытки не применялись и предотвращались с самого начала. Это «Подкомитет по предупреждению пыток» (ППП) — орган Организации Объединенных Наций. В прошлом название этого учреждения часто упоминалось в связи с основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем, но не в связи с условиями содержания Оджалана в тюрьме. Норман Паех считает, что это происходит потому, что «политическая позиция РПК в Европе по-прежнему заключается в том, что она рассматривается как террористическая организация». Он считает это неверным и указывает на решение Кассационного суда Бельгии от 2020 года, согласно которому РПК является не «террористической организацией», а стороной в вооруженном конфликте. «Необходим политический сдвиг, который заключается в том, чтобы назвать РПК тем, чем она является. А именно, политической партией, которая не хочет ничего другого, кроме автономии и самоуправления для народа. И это требования, которые могут быть реализованы в любом демократическом государстве».

По сравнению с другими странами ЕС Германия, вероятно, наиболее далека от изменения курса в отношении РПК, произошедшего после решения высшего апелляционного суда Бельгии. Эта страна считается пионером антикурдской криминализации.Норман Паех заявил, что это «очень пагубная политика. Она не соответствует политическим фактам и связана с немецко-турецкими отношениями, в том числе и в остальной Европе. Европейские правительства в долгу перед Эрдоганом из-за перекрытия границ для предотвращения миграции беженцев. Они не только платят ему миллиарды, но и выполняют его политические пожелания. На примере вопроса о вступлении Швеции в НАТО мы также увидели, что у Эрдогана в руках козыри против РПК и правительств. Я считаю, что это неправильная политика. Но это процесс, который происходит на политическом, а не на юридическом уровне. И в политике Германии, как и во многих других международных сферах, должны произойти изменения».

По словам Паеха, угрозы Турции вмешаться в деятельность Демократической автономной администрации в регионе северной и восточной Сирии, если там будут проведены объявленные местные выборы, также «абсолютно противоречат международному праву». Эрдоган и его министр иностранных дел Фидан в своей обычной военной манере заявили, что не допустят создания «Террористана» на турецкой границе. «Агрессия Турции началась гораздо раньше, когда она вторглась в Сирию и завладела районом Африн», — заявил Паех, обвинив турецкое государство в «демографических изменениях в оккупированных районах северной Сирии путем изгнания курдского населения и поселения на его месте людей арабского происхождения, включая беженцев». Все эти действия, равно как и атаки с применением химического оружия турецкой армией на севере Ирака и в Южном Курдистане, полностью противоречат международному гуманитарному праву. Тем не менее, Запад и страны НАТО, включая Германию, терпят их. И в этом заключается проблема».