Николас Вальдер: курдское движение – единственная надежда на смену режима

Политик из швейцарской партии «зеленых» Николас Вальдер заявил, что «единственная надежда на изменение нынешнего режима в Турции – позиция курдского движения. Голоса курдов будут решающими на этих выборах».

Заместитель председателя партии швейцарских «зеленых» и депутат парламента Николас Вальдер ответил на вопросы Серкана Демиреля, корреспондента Medya News TV. Политик рассказал о своих взглядах на всеобщие выборы, которые пройдут в Турции 14 мая.

- Как Вы знаете, 14 мая в Турции состоятся президентские и парламентские выборы. Как оппозиция в Турции, так и многие европейские политики подчеркивают историческое значение этого события. Как оцениваете это событие Вы?

- Конечно, эти выборы, как и все другие, чрезвычайно важны. Однако, учитывая то, что нынешний президент Турции монополизировал власть после 11 лет на посту премьер-министра и 9 лет на посту главы государства, эти выборы имеют историческое значение.

Турецкая демократия трансформировалась в автократию, и это действительно опасно для страны. Я считаю, что если Эрдоган останется у власти на 5 или более лет, это будет очень опасно для турецкой демократии.

Эрдоган продолжает оказывать давление на своих соперников

- Как бы Вы объяснили важность этих выборов, учитывая все нарушения прав человека, имевшие место за время правления Эрдогана?

- Эти выборы важны с точки зрения нарушений прав человека в случае оппозиции и всех политических оппонентов действующей власти, что особенно характерно для курдских регионов. Эрдоган прибегает к инструменту насилия, организуя репрессии против активистов, политиков и представителей партий, которые, по его мнению, опасны для него. Он также заменил руководителей в ряде администраций и военачальников в турецкой армии своими сторонниками. Правление Эрдогана представляет серьезную опасность для прав и свобод человека.

Поэтому необходимо возродить политический плюрализм и вернуть свободу в сферу политики в целом.

Курдское движение – единственная надежда на смену режима

- Как человек, внимательно следящий за курдским вопросом, как вы считаете, насколько важны эти выборы для народа курдов и решения курдского вопроса?

- Позиция правительства, которое будет сформировано в случае победы Кемаля Кылычдароглу под его руководством, крайне неопределенна в части курдского вопроса. Поэтому мы не знаем, какая политика будет проводиться в отношении народа курдов.

В любом случае, мы можем предположить, что политическая атмосфера станет более открытой, дискуссий будет больше и подход сменится более терпимым, нежели при правлении Эрдогана.

После выборов у политиков будет много задач. Если победит оппозиция, будет необходимо обсудить курдский вопрос и, прежде всего, продвигать права на автономию и решать вопросы свобод различных меньшинств в Турции.

Я считаю, что это очень важно. Возможно, всем этим можно будет заняться после выборов. Также крайне важен тот факт, что ДПН и курдское движение решили не выдвигать кандидата в президенты, чтобы поддержать оппозиционную коалицию. Единственной надеждой на изменение нынешнего режима остается эта позиция курдского движения.

Голоса курдов станут решающим фактором

- Третья крупнейшая партия Турции, ДПН, будет участвовать в выборах по списку Зеленой левой партии, поскольку самой ДПН грозит ликвидация. Многие убеждены, что ЗЛП сыграет ключевую роль на этих выборах. Как вы оцениваете значимость партии «зеленых»?

- Как третья по величине партия в Турции, которая получает более 10% голосов, роль ДПН (в данном случае – Зеленой левой партии) на этих выборах очень важна. Оппозиционная коалиция не сможет победить на выборах, если не получит эти 10% голосов электората ЗЛП и ДПН. Мы должны рассматривать действия Демократической партии народов как шанс на смену режима. Голоса курдских избирателей будут чрезвычайно важными, я сказал бы – решающими.

Кроме того, я считаю, что данная позиция ДПН на этих выборах – сигнал о том, что курды готовы работать со своими партнерами не только по курдскому вопросу, но и ради решения проблем с правами и свободами человека в Турции.

Я считаю решение политиков ДПН участвовать в выборах под эгидой ЗЛП адекватной попыткой сохранить свое место и собственные возможности на политической арене Турции, несмотря на усилия Эрдогана, которые тот делает, чтобы уничтожить партию. Это признак политической зрелости ДПН.

Репрессии против ДПН и курдов говорят о слабости правительства

- Как вы оцениваете действия режима Эрдогана, который продолжает криминализировать ДПН и курдских политиков?

- Есть несколько причин, по которым они так поступают. Две из них характерны для многих консервативных и популистских структур и движений по всему миру. Преследование меньшинств – это политика создания внутренних или внешних врагов. Так консерваторы стремятся к объединению большинства населения против этих воображаемых врагов. Это политика, проводить которую легко, она позволяет сохранить свою власть и скрыть свои слабости, когда вам нечего предложить обществу.

Более того, существует ситуация, когда некоторые слои населения прибегают к насилию по определенным причинам. Это заставляет большинство объединяться против тех, кто выбрал насилие своим методом.

Но я думаю, что преследования ДПН – это демонизация меньшинства властными структурами, которые не хотят отказываться от своего положения. Мы слышим заявления о том, что, если предоставить ДПН политические права, курды захотят независимости, страна будет разделена и единой Турции придет конец. Вокруг этих идей было создано множество мифов.

Мы видим, как те же аргументы используются в других странах, например, в Китае. Там есть свое меньшинство, которое дискриминируется, хотя оно не представляет никакой опасности для единства страны. Когда речь заходит о ситуации этого меньшинства, власть использует те же аргументы, что и в Турции. Китайское правительство, которое боится утратить власть, пользуется методом демонизации меньшинства. Это неприемлемо.

Я надеюсь, что новое правительство Турции будет сотрудничать с курдами и политическими партиями, которые их представляют, чтобы в обществе была возможна инклюзия.

ДПН нуждается в поддержке международного сообщества

- Почему мы должны поддерживать ДПН, которая будет участвовать в выборах под эгидой Зеленой левой партии?

- Во-первых, должен отметить, что я сам «зеленый» и левый политик, поэтому у меня есть свои политические причины поддерживать эту партию. Я убежден, что международная поддержка ЗЛП чрезвычайно важна. Если вы советуете меньшинству или курдам использовать политические средства, а не средства насилия, вы не должны создавать препоны их доступу к демократии. Если вы запрещаете некую политическую партию, вы лишаете её возможности заявить о своей позиции демократическими средствами. Поэтому, если вы, как и я, выступаете за мир и демократию, я говорю вам следующее – вы должны поддерживать право всех партий и людей высказывать свое мнение и выражать свою позицию демократическими средствами.

Я считаю, что запрет политических партий и их деятельности представляет собой крайне опасный шаг, потому что, если это будет сделано, у народа не останется другого выбора, кроме как восстать, используя насилие по мере необходимости.

Предоставить людям возможность выражать свое мнение, а политическим партиям – делать свою работу, очень важный шаг для любой демократии. Учитывая всё это, я поддерживаю ДПН самым решительным образом и выступаю против стремления Эрдогана ограничить демократические свободы в стране путем запрета политической партии.

Турция станет диктатурой, если Эрдоган будет переизбран

- В последнее время многие политики называют режим Эрдогана диктатурой. Как вы оцениваете это мнение?

- Я могу описать нынешнюю систему, сложившуюся в Турции, не как диктатуру, а как автократию, при которой вся власть сосредоточена в руках одного человека. В 2017 году в стране была введена президентская система. Этим шагом Эрдоган в некотором смысле ограничил многопартийную систему и политический плюрализм.

Я думаю, что его пребывание у власти, если он будет править ещё несколько лет, превратит Реджепа Тайипа, который провел на верховных постах уже 20 лет, в диктатора. На его примере мы можем наблюдать тревожную тенденцию к диктатуре.

Тот факт, что в современной Турции до сих пор проводятся выборы, доказывает, что диктатуры в её классическом понимании в стране ещё нет. Однако, эти выборы могут стать последними свободными выборами в Турции. Поэтому очень важно, чтобы нынешний режим сменился разнообразием и плюрализмом.

- Считаете ли вы, что Эрдоган представляет угрозу и для Европы?

- Демократия – система, которая предлагает обществу гораздо больше стабильности и устойчивости. Помимо этого, диктатор, противостоящий демократической Европе, – тоже фактор риска. Диктатор в Турции принесет Европе риски, которые нам нельзя игнорировать.

Турция, где правит такой человек, использующий силовые методы, представляет опасность не только для турецкого народа и, конечно же, курдов, но и для всей Европы и мира, включая Ближний Восток. Сейчас мы говорим о Европе, но в то же время от решений человека, единственной целью которого является сохранение своей власти и политическое выживание, будет напрямую зависеть стабильность всего Ближнего Востока. И всё это – серьезный риск.

Когда речь идет о диктатуре, роль начинают играть не общие интересы, а интересы и власть одного человека. И это неприемлемое положение дел.

Правительства могут склоняться к незаконным методам удержания власти

- Как вы думаете, пройдут ли эти выборы в демократической обстановке?

- Я надеюсь, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) направит в страну сотни наблюдателей. Я рассчитываю, что эти выборы пройдут в мирной, демократической и свободной обстановке, и думаю, что все стороны должны быть очень осторожны, потому что опросы и недавние проблемы говорят о том, что на этих выборах будут разные тенденции.

Тенденция к тому, что те, кто находятся у власти, будут стремиться сохранить свое положение незаконными методами, есть всегда. Поэтому все, особенно оппозиция, должны быть осторожны. Я надеюсь, что ОБСЕ будет выполнять свою работу должным образом.