Писатель Несими Адай, один из подписантов «Призыва к миру», отметил, что тупиковая ситуация с курдским вопросом – это основа многих кризисов в Турции. Он сказал, что Абдулла Оджалан должен принимать в решении вопроса: «Для достижения мира нам нужна организованная храбрость».
От курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и других заключенных тюрьмы – Омера Хайри Конара, Вейси Акташа и Хамили Йылдырыма, содержащихся в закрытой тюрьме строгого режима типа F на Имралы уже 32 месяца, нет никаких известий. 78 представителей интеллигенции, писателей, художников, политиков и журналистов, желающих демократического решения курдского вопроса и прекращения изоляции Имралы, опубликовали 28 октября в Стамбуле декларацию «Призыв к миру».
Писатель Несими Адай, один из подписантов декларации, рассказал о развитии событий и значении декларации.
«Нет иного пути, кроме мира»
Адай заявил о необходимости мира в глобальном масштабе: «С точки зрения экологии нам необходим мир, потому что мы медленно убиваем природу. Человек, убивающий себя, убивает и мир. Мы должны не затягивать мирный процесс. Ближний Восток воевал с тех пор, как Каин убил своего брата Авеля. В этом регионе происходят почти все плохие и хорошие события. Даже Пророк не смог обеспечить мир, однако мирный договор – Кадешский – был заключен именно в этом здесь. Иными словами, земли, порождающие войны, порождают и возможность мира. У нас нет другого выбора, кроме как установить мир в Турции. Установление мира – это необходимость. Это необходимость как для Курдистана, так и для Палестины. Наш призыв, содержащий требование мира и выступающий против изоляции курдского лидера Оджалана, следует рассматривать как скромную возможность установления мира в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Но в мире стоит такой грохот, что наш голос, призывающий к миру, не слышен».
Курдский вопрос – причина кризиса
Адай сказал, что курдский вопрос очень многоаспектен: «Курдский вопрос лежит в основе многих проблем Турции. Первое столетие республики принесло горе многим народам, особенно курдам и алевитам. Второе столетие тоже начинается с трагических событий. Против этого выступаем и мы. Парадигма «одна нация, один язык, одна религия», выстроенная на этих древних землях – родине множества этносов, верований и культур, – породила смертоносные аномалии. Важнейшая из этих аномалий – вопрос прав и законов курдов. Мы должны вырабатывать решения для политического, экономического и социального благополучия, иначе общество будет находится под влиянием военной экономики, а наша жизнь будет протекать в кризисной динамике».
«Голос Абдуллы Оджалана должен быть услышан»
На последней встрече со своими адвокатами 7 августа 2019 года Абдулла Оджалан сказал: «За неделю я устраню причину конфликта. Я могу решить вопрос. Я уверен в себе, я готов к решению, однако и государство должно сделать необходимое». Адай вспомнил эти слова: «Создается впечатление, что они боятся, что Оджалана смогут услышать, иначе не были бы разорваны связи политической жизни с островом Имралы. Эту ситуацию можно расценить и как то, что власти не хотят мира».
Адай сказал, что политическая борьба между курдами и турками прекратиться, если будет положен конец изоляции Абдуллы Оджалана и будет услышан его голос: «Абдулла Оджалан сможет внести свой вклад в урегулирование политического кризиса на Ближнем Востоке, особенно в Сирии и Ираке, в рамках парадигмы демократического государства. Он может активизировать динамику социального мира».
«Не следует бояться мира»
Адай подчеркнул, что для Турции важен мир с курдами: «Требование более 25 млн. курдов о политических правах, которое вытекает из их национального самоопределения, не может быть остановлено смертью, депортацией, угрозами и изоляцией. Государство сказало о Дерсиме: «Будет кампания, не будет победы». Если геноцид в Дерсиме не считается победой, то и победа не достигнута, поскольку конфликт продолжается, хотя и с низкой интенсивностью. Как сказано в государственных источниках: «29. Восстание продолжается. Мы отстаиваем мир, а не войну, и коллективную жизнь на демократических началах. Если не будет достигнут мир, возможно, еще одно столетие будет потрачено впустую. В этой связи на всех демократических силах и отдельных людях в Турции лежит большая ответственность. Мы не должны бояться просить о мире. Мы ожидаем, что они станут скромным голосом мира перед лицом грохота войны. Это моральная и сознательная ответственность каждого, кто называет себя интеллектуалом, художником или писателем. Сейчас мы находимся на пороге новых деяний. Мы думаем о новых предложениях. Мы видели слишком много смертей, мы пролили слишком много слез. Для мира нам нужна организованная храбрость».