– Что значат слухи о смерти Абдуллы Оджалана и как вы оцениваете ситуацию?
– В социальных сетях были опубликованы некие комментарии о состоянии здоровья Оджалана. Адвокаты Оджалана отправились в прокуратуру Бурсы за разъяснениями. В прокуратуре им ответили, что предположения неверны. Никто не знает, где правда. Когда что-то исходит от этого государства, его институтов или прокуратуры, мы не можем ни на что полагаться. Такой вещи, как доверие, нет, и на все смотрят с подозрением.
Они лгали уже так много раз. Прошлое это доказало. Делались предположения, что Оджалана отравили. Когда стало нарастать давление, некоторые официальные лица начали это отрицать. Как бы там ни было, ЕКПП (Европейский комитет по предупреждению пыток) и некоторые международные организации позже заявили, что часть правды в истории об отравлении была. Таким образом, доверия турецкому правительству нет. Потому адвокаты хотят увидеть ситуацию сами. Это их право.
Курды должны быть постоянно готовы к восстанию
– Турецкое государство не уважает свои собственные законы. Оно изобличило себя в своей лжи. Эта ситуация выглядит подозрительно исходя из предыдущей практики. Потому народ, курдские организации и силы должны быть постоянно готовы к восстанию. У них есть на это все права. Правда не будет обнародована без нашего давления. У адвокатов есть право личной встречи с Оджаланом. Состояние лидера Апо [Абдуллы Оджалана] – важный вопрос для жителей Курдистана. Все очень чувствительны, когда дело касается этого вопроса. Чтобы правда была раскрыта, людям следует выйти на улицы. Для каждого в Курдистане очень важно, чтобы достойные доверия люди отправились на Имралы, встретились с Оджаланом и предоставили актуальную информацию.
– Почему ничего не делается несмотря на то, что изоляция на Имралы противоречит международному праву?
– Разумеется, изоляция на Имралы противоречит международному праву. Она нарушает даже турецкие законы. Однако, как мы упоминали прежде, этот вопрос имеет более глубокие корни, дело тут не только в Турции. Сюда было вовлечено «Гладио» с момента похищения Оджалана в 1999 году. Мы говорили об этом и раньше. Режим на Имралы зависит не только от Турции. Он зависит и от НАТО. Насколько несет ответственность Турция, настолько несет ее и НАТО. Это международная проблема.
Международные силы не оказывают на Турцию излишнего давления потому, что они ее сообщники. Это как если бы Турция заявляла им: «То что я делаю, имеет отношение не только ко мне, но и к вам». Вот такая складывается картина. Кажется, что Турция одерживает верх. Турция занята шантажом, имея дело с международными организациями и государствами. Это стало явно видно в недавнее время на примере проблемы с беженцами. Несмотря на то что Турция входит в НАТО, государства не могут оказывать на нее давления. Мы, курды, жертвы этой политики.
– Что может произойти, если с Имралы не придут реальные новости?
– Курды в тюрьмах и за их пределами начали протестные голодовки, чувствуя ответственность за ситуацию с Оджаланом. Тот факт, что лидер Апо находится в заключении в таких условиях, атака на их права. Народ курдов и курдские организации полностью правы в своих действиях, протестные ли это голодовки, публичные протесты, демонстрации или акции у офисов международных организаций. Потому что практики, применяемые на Имралы, не вяжутся с человеческими ценностями.
Народ курдов, понимая это, действует так из соображений самозащиты. Эта ситуация может привести к хаосу. Мы не знаем, что люди станут делать в подобной ситуации. Она может повернуться очень плохо. Мы надеемся на благоразумие другой стороны. Международные организации также должны вмешаться. Или турецкое правительство придет в разум и отступит на несколько шагов, или, боюсь, все обернется очень плохо для региона и всех нас.
– От курдских организаций по всему миру слышны призывы к протестам, они сами протестуют. Что станет делать ПДС?
– Как мы видим, АОК, КДО-Е и другие организации организуют акции по всему миру. И это правильно. Мы, ПДС, поддерживаем их. Мы часть этого народа. Мы согласны с их действиями. С тех пор как первые новости о лидере Апо пошли в народ, население вышло на улицы и площади. В Камышло или в Кобани – ПДС была на стороне этих людей и возглавляла акции.
Мы также собираемся вынести это на повестку, пользуясь нашими политическими и дипломатическими связями. Думаю, что по нашей просьбе некоторые из наших друзей связались с ООН. Мы действуем вместе с нашим народом и делаем все, что в наших силах.