9 января 2013 года три курдских политика, Сакине Джансыз (Сара), Фидан Доган (Рожбин) и Лейла Шайлемез (Ронахи), были убиты в Париже агентом турецкого режима. Несмотря на то, что с момента тройного убийства прошло уже 11 лет, французские власти фактически подтверждают факт своего сотрудничества с турецким режимом своим молчанием. На сегодняшний день виновных не привлекли к суду. Кровавая расправа дала понять, что фашистский режим страшится женского освободительного движения. Участница Ассамблеи «Иштар», в лагере имени героя Рустема Джуди (лагерь беженцев «Махмур») Лейла Арзу Ильхан рассказала о личности, позиции и борьбе Сакине Джансыз, одной из первых женщин-бойцов в рядах курдского движения.
Наша собеседница вспоминает: «Когда вы проводили время с Сарой, вы могли ясно видеть боль, которую правящая власть причиняет курдянкам. Товарищ Сара была родом из тех мест, где курдские женщины и девушки бросались со скал, чтобы не попасть в плен к врагу и не позволить уничтожить свои тела, души и надежду. Она была родом из Дерсима. Жители Дерсима никогда не сдаются перед любыми угрозами. Когда сильные мира сего перекроили Ближний Восток, и Курдистан был разорван – разделен на четыре части, – в Дерсиме началась резня. Это произошло потому, что местные жители отказались сдаться. Товарищ Сара росла, слушая трагические истории об этих событиях. В её книгах вы можете прочитать о сопротивлении, которое существовало до создания Рабочей партии Курдистана. Читая её работы, вы узнаете, как она боролась с гнетом правящей системы».
«Вся её жизнь была борьбой»
Ильхан рассказала о том, как Сакине восстала против угнетения своего народа. Революционерка написала в своей книге: «Меня что-то не устраивало, но я не знала, что именно. После создания РПК курды пробудились ото сна». Для товарища Сары это был большой шанс. Вся её жизнь была борьбой.
Женщины возглавили освободительную революцию
Говоря о положении курдских женщин в 80-е годы, наша собеседница отметила: «В те дни курды не могли называть своих детей курдским именами. Многие женщины нашего народа, такие как товарищ Сара, возглавили революцию, чтобы сражаться за свободу и лучшее будущее. Товарищ Сара никогда не принимала систему, навязанную нам правящим классом, и боролась против государственных репрессий и любого давления. Когда мы читаем историю её жизни, мы видим, что военная хунта, поработившая Турцию, преследовала курдов не только на своей территории, но и по всему Курдистану, особенно в 80-е годы».
Стоит понимать, что, когда Сакине Джансыз стала мишенью убийства в Париже, это преступление было покушением на идеологию курдского лидера Абдуллы Оджалана. Эта идеология основана на принципах эмансипации женщин, подчеркнула Лейла Арзу Ильхан, добавив: «Сегодня эта парадигма – достояние, которое принадлежит не только нашему народу или курдским женщинам, она принята женщинами всего мира. Сегодня арабские женщины борются против системы в северо-восточной Сирии благодаря этой идеологии. Латиноамериканки и женщины других регионов мира объединяются вокруг идеологии курдского лидера, потому что хотят свободы и лучшей жизни».
«Враг всегда пытался запугать революционерок»
Ильхан отметила, что турецкий режим и силы, которые стремятся уничтожить женское освободительное движение, всегда атаковали курдских женщин-бойцов: «Враг всегда пытается запугать революционерок, борющихся за свободное будущее. Турецкий фашизм стремится уничтожить даже идею об этой борьбе, выбирая женщин-первопроходцев своими мишенями».
«Пришло время усилить борьбу»
Лейла Арзу Ильхан подчеркнула, что дело Сакине Джансыз и Эвин Гойи будет продолжено: «Мы должны усилить борьбу и победить, сражаясь, как сражалась Сара, чтобы достичь свободы и мира».