Кризис в Шенгале нельзя разрешить военным путем

Правительство Ирака не желает решать кризис в Шенгале путем диалога, курдское и международное сообщество должны вмешаться немедленно, считает Фарис Харбо, представитель Автономной администрации Шенгала в области международных связей.

Фарис Харбо поговорил с «ANF» о развитии событий в основном езидском районе южного Курдистана.

Автономная администрация хотела бы, чтобы Науроз был праздником мира и сосуществования в этом году, говорит Харбо. За прошедшие несколько лет этот праздник встречали здесь с огромным энтузиазмом: «К сожалению, в этом году Науроз пришелся на печальное время, потому что правительство Ирака чинит нам препоны. Армия Ирака заблокировала главные дороги, и мы не можем отпраздновать Науроз с обычной радостью».

Харбо вспоминает ход событий с тех пор, как 9 октября прошлого года было подписано соглашение между правительствами Багдада и Эрбиля: «До этого соглашения население Шенгала жило в мире и безопасности. Особенно в марте и апреле, когда наши люди вернулись в Шенгал и возродили регион к жизни».

Это соглашение нарушило мир в Шенгале

После подписания соглашения по Шенгалу ситуация изменилась, говорит Фарис Харбо. Атмосфера спокойствия была разрушена: «Соглашение между центральным правительством Ирака и региональным правительством южного Курдистана взяло нашу систему управления на прицел. Теперь в Шенгале имеется серьезная проблема с безопасностью. Соглашение продвигалось как инициатива, призванная улучшить ситуацию в Шенгале и решить существующие проблемы. Если бы это было ее настоящей целью, такое соглашение следовало заключать с нами».

Говоря о силах безопасности как части структуры Автономной администрации, Харбо дал такой комментарий: «Ранее в Шенгале не было проблем с безопасностью, но серьезные сложности появились с момента заключения этого соглашения. По сути оно представляет собой план повторения того, что случилось в 2014 году, другим путем».

В последние пять месяцев между Автономной администрацией и представителями различных международных политических кругов прошло множество дискуссий, сказал Харбо, добавив: «Все круги, с которыми мы встречались, высказались против соглашения и заявили о своей поддержке требований народа езидов. Наш народ мобилизовался с тех пор, как было подписано это соглашение, дабы наши требования, высказываемые на демократических акциях мирными методами, были признаны и приняты».

Военные операции не могут привести к решению

Как говорит Харбо, Автономная администрация всегда выступала за решение проблем в Шенгале путем диалога во время переговоров с правительством Ирака и другими кругами: «Мы повторяем снова: мы выступаем за диалог. Проблемы Шенгала нельзя решить военными операциями. Мы проинформировали правительство Ирака о том, что проект, работой над которым мы заняты, не противоречит конституции Ирака, так как каждое сообщество имеет право организовываться и защищать себя самостоятельно. Мы развивали проект в рамках действующего права и направили его правительству Ирака. Однако все выглядит так, будто Ирак не намерен решать проблемы через диалог».

Ирак намерен заменить Автономную администрацию

Харбо видит намерения Ирака так: «Ирак словно намерен сказать нам: «Вы сопротивлялись, обороняя Шенгал, спасибо вам за всё, но теперь мы здесь, и с этого момента вам больше нет места». Это пренебрежение достижениями нашего народа и наших павших. Очень трудно решать проблемы таким способом».

Говоря о развитии событий начиная с 7 марта, он рассказывает: «Начиная с 7 марта в некоторых районах возросло количество военных постов, отчего давление на жителей Шенгала усилилось. Мы связались с военным руководством по Шенгалу и востоку Мосула и много раз вели переговоры вплоть до 13 марта. Однако наш народ унижали такими методами, как угрозы, убийства и использование силы».

С нами говорили только представители военного руководства

Харбо добавил, что после того, как жители Шенгала продемонстрировали сопротивление угрозам, прошла серия переговоров с высокопоставленными военными Ирака: «Было очевидно, что все, кто вступал с нами в переговоры, были военными; при этом в составе делегации от Ирака не было ни одного политического представителя. В любом случае оказалось, что не было ни малейшего намерения решать проблемы путем диалога. Если бы они действительно искали решение, присутствовали бы и политические представители, которые передали бы наши требования премьер-министру».

Меньше чем через неделю после этих переговоров армия Ирака разместила в регионе еще больше войск, говорит Фарис Харбо: «Каждый день все больше дорог к Шенгалу оказываются заблокированными, и это беспокоит наше население. Похоже, что Ирак не намерен признавать наше существование, наши законные права и требования. Возможно, то, что делают в Шенгале некоторые военные силы, подконтрольные премьер-министру Ирака Казими, не соответствует общей политической линии правительства Ирака». Представитель Шенгала полагает, что в Багдаде, возможно, не поддержали договор между Казими и Эрбилем, который те заключили под диктовку США и Турции.

Необходимо срочно оказать давление на Казими

Определенные круги стремятся усилить давление на Шенгал, действуя в своих интересах, считает Харбо: «Наши люди не приемлют давления и планов на Шенгал. Мы не хотим, чтобы кризис в Шенгале усугубился. Мы заявляем, что проблемы не могут быть решены военными средствами».

Военные силы Мустафы Казими тем временем создают серьезную угрозу для Шенгала, сообщает Харбо: «Мы хотим предостеречь наш народ и все демократические круги об угрозе, которая нависла над Шенгалом. Чтобы предотвратить опасность, на Казими следует оказать давление в срочном порядке. Война не будет выгодна ни Ираку, ни региону».