Кариане Вестрхайм: Оджалан — символ сопротивления угнетению во всем мире
«Свобода Абдуллы Оджалана важна не только как символ прав курдов, но и как шаг к достижению более прочного мира и справедливости в регионе и за его пределами».
«Свобода Абдуллы Оджалана важна не только как символ прав курдов, но и как шаг к достижению более прочного мира и справедливости в регионе и за его пределами».
10 октября 2023 года в 74 странах мира при поддержке неправительственных организаций, профсоюзов, политических партий и писателей началась международная кампания с требованием «свободы для Абдуллы Оджалана и политического решения курдского вопроса». В рамках кампании курдский народ и его друзья в четырех частях Курдистана и во многих странах провели марши, акции протеста и опубликовали заявления для прессы. 26 июля 2024 года 69 нобелевских лауреатов написали письмо в Комитет министров Совета Европы, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток и Комитет ООН по правам человека в защиту курдского лидера Абдуллы Оджалана.
17 сентября 2024 года Комитет министров Совета Европы, руководящий орган Совета Европы, провел заседание, на котором обсуждалась изоляция курдского лидера Абдуллы Оджалана на тюремном острове Имралы и нарушение его «права на надежду». Пожизненное заключение курдского лидера Абдуллы Оджалана без перспективы условно-досрочного освобождения противоречит принципу «права на надежду», заявил комитет 20 сентября, объявив, что комитет вынесет промежуточное решение в сентябре 2025 года после наблюдения за выполнением решения ЕСПЧ в течение года.
Профессор факультета образования Бергенского университета (Норвегия) и председатель Гражданской комиссии ЕС-Турция (EUTCC) Кариане Вестрхейм дала оценку изоляции, введенной в отношении курдского лидера Абдуллы Оджалана, международной кампании, требующей его свободы, и решению ЕСПЧ.
- Не могли бы вы представиться?
- Меня зовут Кариане Вестерхейм, я являюсь почетным профессором факультета образования Бергенского университета, Норвегия. С 2002 года моя профессиональная и личная деятельность связана с курдскими проблемами. Например, моя докторская диссертация посвящена исследованию взглядов РПК на знания и образование в горах и в движении. С 2004 года я являюсь председателем Гражданской комиссии ЕС Турция (EUTCC), которая организует ежегодные международные конференции («Международная конференция ЕС Турция и курды») в Европейском парламенте, где мы пытаемся рассмотреть вопросы и проблемы, которые актуальны для курдов и в то же время актуальны для международной аудитории. В этом году мы проведем 19-ю конференцию при поддержке политических групп (GUE/NGL, S&D, Greens/EFA) в ЕП. EUTCC дает рекомендации институтам ЕС и другим правительственным учреждениям, а также неправительственным организациям. Конференция стремится собрать вместе представителей высшего руководства и курдских политиков, ученых, юристов, журналистов, политиков, НПО и активистов из Европы, Ближнего Востока, Южной Африки, Индии и США, которые выступают с самыми разнообразными докладами. Эти конференции рассматривались как средство повышения осведомленности и хорошо освещались в международной прессе. Они предоставили курдам международную платформу для представления их дела известными людьми.
За эти годы я многому научилась у курдского движения. Упорство, энергия и единство в борьбе за политические, культурные и языковые права и автономию были и остаются для меня большим вдохновением.
«Кого защищает ЕКПП?»
- 26 июля 2024 года 69 нобелевских лауреатов написали письмо в Комитет министров Совета Европы, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предотвращению пыток и Комитет ООН по правам человека для курдского лидера Абдуллы Оджалана. Расскажите, пожалуйста, о требованиях нобелевских лауреатов в письме.
- Нобелевская инициатива была инициирована лауреатом Нобелевской премии мира 1997 года Джоди Уильямс (США). Она получила премию за работу по борьбе с наземными минами. Уильямс видела необходимость в сильном и четком выражении недовольства давней и разрушительной политикой Турции по отношению к курдам и международной политикой молчания, которая означает, что нарушения продолжаются без принятия контрмер. Кроме того, президенту Эрдогану было направлено очень четкое письмо примерно такого же содержания.
В этих письмах подписанты указали на то, что уже в 2019 году 50 лауреатов Нобелевской премии направили письмо в поддержку участников голодовки в турецких тюрьмах во главе с Лейлой Гювен. Они призвали прекратить изоляцию Абдуллы Оджалана. Различные письма были адресованы ЕКПП, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейской комиссии, Совету Европы и президенту Эрдогану.
В настоящем письме лауреаты Нобелевской премии вновь обращаются в связи с обострившимся положением г-на Оджалана. Их обеспокоенность «(...) вызвана не только его изоляцией и постоянными нарушениями его прав, но и отсутствием значимых усилий со стороны европейских структур, а также Комитета ООН по правам человека в его защиту. Хотя его права гарантированы турецкой конституцией и внутренним законодательством, статутами и правилами Европейского союза, а также международным правом, все это, похоже, не имеет значения».
В письме особо подчеркивается, что ЕКПП имел наибольший доступ к заключенным в тюрьме Имралы. Несмотря на 30 отчетов, остается неясным, какое влияние оказали посещения и отчеты на обращение с г-ном Оджаланом. После того как ЕКПП объявил о посещении Имралы в сентябре 2022 года, на последующей встрече с его адвокатами он отказался предоставить им какую-либо информацию об этом визите.
В пресс-релизе от 23 февраля 2024 года, под давлением международного сообщества, ЕКПП подтвердил, что видел и беседовал с г-ном Оджаланом и тремя другими заключенными, содержащимися в тюрьме, во время своего визита в 2022 году. ЕКПП пояснил, что закончил отчет об этом визите летом 2023 года, но турецкое правительство не одобрило его обнародование. Однако ЕКПП имеет право обнародовать свои наблюдения без одобрения правительства. Он также может инициировать действия против государств, которые не соблюдают его рекомендации по условиям и обращению с заключенными. Но Комитет не предпринял этих шагов. Поэтому письмо Нобеля поднимает актуальный и показательный вопрос: кого защищает ЕКПП? Само государство или людей, чьи права ЕКПП обязан защищать?
То же самое можно спросить и у Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который заявил, что пожизненный приговор с отягчающими обстоятельствами, вынесенный г-ну Оджалану в 2014 году, противоречит запрету на пытки и что в закон необходимо внести некоторые изменения. В нем также говорится, что пожизненное заключение без перспективы условно-досрочного освобождения противоречит принципу «права на надежду». Комитет министров призван контролировать и обеспечивать выполнение решений ЕСПЧ. Турция не выполнила это решение, а Комитет министров включил этот вопрос в свою повестку дня только в 2021 году, спустя семь лет после его принятия, и до сих пор не предпринял никаких эффективных действий по его выполнению.
В конце письма Нобеля содержится призыв ко всем этим органам выполнить свои обязательства по защите прав г-на Абдуллы Оджалана.
Главная мысль всех писем заключается в том, что г-н Оджалан, которого большинство курдов считают своим законным политическим представителем, провел четверть века в изоляции, нарушая защиту прав человека, которую должны обеспечивать ЕКПП, УВКПЧ, ЕСПЧ, СЕ и другие органы. В письмах говорится, что «единственный путь к миру между турецким и курдским народами лежит через диалог и переговоры с Абдуллой Оджаланом», и содержится призыв «освободить его из Имралы и возобновить приостановленные мирные переговоры» (пресс-релиз 26.07.24). Они также призвали органы ЕС способствовать мирному решению 40-летнего спора между турецкими властями и РПК и предоставить Оджалану возможность сыграть свою роль в этом процессе.
«ОНИ ОТВЕТИЛИ ПОЗИТИВНО И МНОГООБЕЩАЮЩЕ»
- Как мы знаем, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы написали ответные письма. Не могли бы вы сказать, что они написали в своих письмах и каковы ваши комментарии к их ответам?
- Через месяц после отправки нобелевских писем ЕСПЧ и Комитет министров Совета Европы ответили от имени своих президентов. Тот факт, что они ответили, является положительным и многообещающим. Литва, председательствующая в Комитете министров, пишет, что направила письмо Нобеля во все соответствующие департаменты Совета Европы и заверила нас, что Комитет будет следить за выполнением странами-членами своих обязательств по членству. Они также сообщают о заседании ЕСПЧ 17-19 сентября по поводу отягчающих пожизненных приговоров, вынесенных Турцией, без представления надлежащих или заслуживающих доверия доказательств.
Ожидается, что на сентябрьском заседании будет обсуждаться постановление ЕСПЧ от 2014 года о пожизненном заключении г-на Оджалана и нарушении статьи 3 Европейской конвенции по правам человека, запрещающей бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Как уже упоминалось выше, суд, вероятно, будет утверждать, что пожизненное заключение без перспективы освобождения нарушает «право на надежду».
Ответное письмо ЕСПЧ ясно показывает, что они получили послание нобелевских лауреатов, которое, по их мнению, призывает ЕСПЧ выполнить свои обязательства по защите основных прав человека Абдуллы Оджалана. В заключение они благодарят нобелевских лауреатов за то, что они донесли до нас свою точку зрения.
В нашем ответном письме и Комитет министров Совета Европы, и ЕСПЧ выразили благодарность за то, что их проинформировали, но решительно подчеркнули, что, к сожалению, наш опыт показывает, что Турция уделяет мало внимания подобным призывам, поэтому на практике — никаких изменений не произойдет. Поэтому мы призвали Комитет министров взять на себя инициативу и направить делегацию на остров-тюрьму Имралы, чтобы выяснить ситуацию и состояние здоровья пожизненно заключенного г-на Абдуллы Оджалана, так как он уже 43 месяца не имеет контакта с внешним миром, к большому сожалению его семьи и растущему беспокойству его адвокатов, которым отказывают в доступе, несмотря на неоднократные обращения с просьбой об этом. Поскольку Турция является страной-членом Совета Европы, мы предложили оказать на нее большее давление, чтобы она разрешила визит представителей Совета Европы.
«ЛУЧШЕЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ — ЭТО РАБОТАТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИ»
- Есть ли у вас другие планы, чтобы подчеркнуть изоляцию, наложенную на курдского лидера Абдуллу Оджалана?
- Уже есть несколько хороших международных инициатив, как в отношении отправки делегации в Имралы, призыва к освобождению г-на Оджалана, так и возобновления мирных переговоров между РПК и турецкими властями. Я полагаю, что президент Эрдоган и его коллеги и соратники по партии прекрасно осведомлены о каждой из этих инициатив. Они знают, но не отвечают на них. В нынешней ситуации, я думаю, мы не можем ожидать многого и от этой стороны. Но это вовсе не означает, что мы должны воздерживаться от попыток, потому что сам факт того, что мы постоянно бросаем им вызов, является сигналом того, что мы не сдадимся, не позволим им беспрепятственно проводить свою политику, а будем продолжать беспокоить их. Я считаю, что самое лучшее, что мы можем сделать, — это работать дипломатически, каждый из нас противостоит своим политическим властям. Благодаря Нобелевской инициативе и последовавшей за ней переписке необходимо поддерживать теплые контакты. В будущем будет важно побуждать Совета Европы, Комитет министров Совета Европы, ЕСПЧ, ЕКПП и все другие соответствующие европейские органы не только говорить о том, что они могут сделать, — этого уже было более чем достаточно, — но и следить за тем, чтобы они это делали. Это большой вызов, и ничто не будет решено быстро или легко, но если мы будем упорны и настойчивы, каждый наш шаг может стать значимым.
- 10 октября 2023 года в 74 странах мира при поддержке неправительственных организаций, профсоюзов, политических партий и писателей началась международная кампания с требованием «свободы для Абдуллы Оджалана и политического решения курдского вопроса». С тех пор курдский народ и его друзья в четырех частях Курдистана и во многих странах провели марши, акции протеста и опубликовали заявления для прессы с требованием свободы для курдского лидера Абдуллы Оджалана и политического решения курдского вопроса. Что вы думаете об этой кампании? Почему свобода Абдуллы Оджалана важна для курдского народа и всего мира?
- Абдулла Оджалан — центральная фигура в борьбе курдов за автономию и права. Для большинства курдов он является воплощением их стремления к самоопределению и защите своих культурных и политических прав, исторически угнетаемых государствами, в которых проживают курды, в частности Турцией. Свобода Оджалана считается необходимой для того, чтобы давний курдский вопрос был разрешен — политическая и культурная проблема, затрагивающая миллионы курдов в нескольких странах.
Но Оджалан стал гораздо большим — он является символом сопротивления угнетению во всем мире. Его тюремное заключение и изоляция на протяжении 25 лет вызвали критику со стороны правозащитных организаций, а также Европейского суда по правам человека, который в 2014 году постановил, что его пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения нарушает основные стандарты прав человека (Vigil for Öcalan; Arrested Lawyers Initiative). Нынешняя кампания получила поддержку профсоюзов, политических партий и НПО со всего мира, что свидетельствует о значимости кампании в более широкой борьбе за права человека и справедливость.
Свобода Абдуллы Оджалана важна не только как символ прав курдов, но и как шаг к достижению мира и справедливости в регионе и за его пределами. Его тюремное заключение стало олицетворением более широкой борьбы курдского народа за признание, справедливость и автономию, а его идеи продолжают оказывать влияние на международные дебаты по вопросам демократии, прав человека и миростроительства.
Но здесь я хотела бы добавить, что, несмотря на широкую мобилизацию, этого недостаточно. Необходимо проявлять инициативу по многим направлениям, например, дипломатически по отношению к государствам и властям, и не в последнюю очередь по отношению к институтам, задающим тон на международном уровне, таким как упомянутые выше европейские организации.