Европа

Кариан Вестрхейм: РПК – это демократизация Ближнего Востока

Профессор Кариан Вестрхейм сказала, что Рабочая партия Курдистана и курдское освободительное движение представляют собой демократическое решение на Ближнем Востоке.

В Курдистане и во всем мире развернута широкая кампания, призывающая к исключению РПК из списков террористов США и ЕС.

Чтобы пролить свет на вопрос об исключении Рабочей партии Курдистана из террористического списка, ANHA взяла интервью у норвежского профессора факультета образования Бергенского университета Кариан Вестрхейм.

«Все мы знаем о трагическом историческом притеснении курдов в Турции и предательстве, которому они подверглись при переходе от Османской империи к Турецкой Республике в 1923 году. В этот период и до наших дней курды продолжали выступать против репрессивных властей. Даже если они пережили несколько спокойных периодов, ситуация при режиме Эрдогана стала хуже, чем когда-либо, особенно после 2015 года. Курды в Турции лишены своих политических и культурных прав, а режим ПСР во главе с Эрдоганом меняет законы, как хочет, и никогда в пользу курдов. Но курды продемонстрировали впечатляющую способность разрабатывать политику, приносящую пользу личности и коллективу, демократическую, экологическую, инклюзивную с точки зрения приглашения других этнических групп и народов и основанную на освободительном равенстве между полами.

В этом развитии решающим фактором стала РПК. Хотя на протяжении всей истории было много восстаний, идеология РПК и Абдуллы Оджалана стала основой устойчивости — чем-то, на что можно было опереться и что увеличило готовность бороться. На этом фоне для тех, кто разбирается в курдском вопросе, непонятно, как ЕС и США могли внести их в список террористических организаций. РПК и курдское освободительное движение представляют собой карту демократии на Ближнем Востоке. Если РПК будет исключена из списка и признана реальным партнером в мирных переговорах в Турции и остальном регионе, можно будет ощутить серьезность и готовность к переговорам. Исключение РПК из списка и последующие переговоры с партиями покажут, что у курдов есть большой политический опыт и компетентность, чтобы найти мирный способ решения проблем.

О ПРИМЕНЕНИИ ТУРЦИЕЙ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Что касается химического оружия, то существует множество свидетельств и видео того, как Турция использовала его против курдов в своей якобы борьбе за уничтожение РПК. Турция подписала Конвенцию о химическом оружии 1997 года, которая запрещает подписавшим ее сторонам использовать, разрабатывать, хранить и передавать химическое оружие. Были широко распространены протесты, чтобы привлечь внимание международного сообщества к утверждениям о продолжающемся использовании турецкими войсками запрещенных химических веществ против бойцов РПК.

Утверждается, что атаки были совершены в рамках турецкой военной операции в северном Ираке, которая началась 23 апреля 2021 года. Члены Европарламента призвали Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) и ООН направить делегацию в Иракский Курдистан для расследования любого развертывания химического оружия турецкой армией во время продолжающейся военной операции. Октябрь 2021 года – 109 представителей интеллигенции из Ирака подписали совместное письмо на имя Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, Управления ООН по вопросам разоружения и ОЗХО с требованием срочно провести полевое расследование предполагаемого применения Турцией химического оружия на севере Ирака в текущих операциях против РПК. Несмотря на международные политические протесты, пока ничего не сделано

Нападения Турции на собственных граждан, оккупация чужих территорий, историческая ликвидация курдских земель, изгнание, ассимиляция, изменение демографии и курдских имен, массовые аресты курдских политиков в курдских районах для их замены проправительственными чиновниками – все это является частью плана по ликвидации РПК, курдского движения за свободу, которое становится сильнее, и курдского народа как такового. Это не что иное, как геноцид.

Совершенно ясно, что Турции и политика Эрдогана являются здесь настоящими террористами. Я уверена, что правительства многих стран знают об этом, но бездействуют. Хорошо известное объяснение заключается в том, что Турция является важным членом НАТО, но даже НАТО может действовать, когда государство-член нападает на суверенное государство, не опираясь на совместные решения. Генеральный секретарь Йенс Столтенберг, как и я, норвежец, он происходит из сильных социал-демократических традиций, но он не смог привлечь к ответственности Турцию – наоборот, попытался угодить ей, назвав Турцию другом и союзником. Может быть, он думал, что таким жестом сможет привлечь Эрдогана на свою сторону, но не понимал, что Эрдоган и его союзники смеются за спиной над такой наивностью. Именно Эрдоган будет руководить процессом, если Запад не соберется и не проявит силу. Турция сейчас находится в слабом положении – это следует рассматривать как возможность усадить Эрдогана за стол переговоров.

РОЛЬ, КОТОРУЮ ИГРАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И УЧЕНЫЕ

Во-первых, очень важно, чтобы интеллектуалы, ученые и аналитики во всем мире участвовали в решении задачи исключения РПК из списка террористических организаций, а также в протесте против политики Турции в отношении курдов, особенно с 2015 года. Мы увидели признаки этого, когда более 1128 человек, подписавших петицию, опубликованную организацией «Академики за мир» в январе 2016 года, призвали положить конец насилию в регионе. Они заявили, что осуждают как государственное насилие в отношении курдов, так и продолжающееся нарушение турецким государством собственных законов и международных договоров, а также нападения на курдов на юго-востоке. Многие подписавшиеся впоследствии потеряли свои должности в университете, где подверглись преследованиям, арестам и бегству из страны.

Мы также увидели признаки активного участия, когда 109 интеллектуалов в Ираке призвали ОЗХО и ООН начать расследование применения Турцией химического оружия в иракском Курдистане и попросили международные власти действовать быстро и направить делегацию для расследования. За этими инициативами стоит стремление содействовать миру. Люди устали от войны и конфликтов, которые, несмотря на неоднократные приглашения РПК к переговорам, встречают новые атаки и новые конфликты со стороны Турции.

Хотя режим Эрдогана был полностью разрушительным для курдов, история показывает, что репрессивная политика в отношении курдов выходит за рамки периода Эрдогана. Нет никаких гарантий, что для курдов что-то изменится, если Эрдоган уйдет. Люди в Турции должны открыть глаза и протестовать. И, конечно, очень важна в этом плане работа ученых, исследователей, политологов.

«ДЖАБХАТ АН-НУСРА», ИГИЛ И ДРУГИЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ ГРУППИРОВКИ

Турция заявила, что операция «Оливковая ветвь» направлена ​​на обеспечение безопасности и стабильности вдоль турецко-сирийской границы и на защиту сирийского народа от жестокости террористов, под которыми они подразумевают РПК/ОНС/ЖОС. Правда в том, что эта военная оккупация была террористическим актом. Африн был окружен, и в конечном итоге тысячи мирных жителей были ранены и убиты. Я не буду подробно останавливаться на этом, мы знаем, насколько разрушительным это было для всего региона, но подчеркну, что настоящими террористами здесь является не РПК, а государство Турция с одной из крупнейших в мире армией, дополненной иностранными боевиками.

Мир наблюдал, как Турция вторглась, оккупировала, уничтожила и убила тысячи мирных жителей — они также пытались разрушить большую часть политической и социальной основы, которая была заложена в Рожаве и на юго-востоке Сирии, но я уверена, что они в этом не преуспеет. Атаки и зверства Турции в контролируемых курдами районах Сирии объясняются необходимостью ликвидации РПК. В брифинге Европейской парламентской исследовательской службы (2019 г.) говорится, что президент Европарламента Дэвид Сассоли охарактеризовал турецкое вторжение как «акт войны». В своем выступлении перед Европейским советом 17 октября он сказал: «Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы остановить этот акт агрессии и выступить с инициативой, которую можно будет обработать в рамках НАТО и представить в Совет Безопасности ООН». Это ясно показывает, что Европарламент хочет остановить Турцию, но проблема в том, что ЕС не решает, какие меры он может предпринять против Турции, то есть нет реальных политических действий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ РПК ИЗ СПИСКА УЖЕ СУЩЕСТВУЮТ

Существует множество практических оснований для исключения РПК из списка, а также юридические основания. Когда в 2020 году в бельгийских судах была проверена обоснованность определения террористической организации, было установлено, что РПК не должна юридически считаться террористической организацией, что антитеррористическое законодательство ЕС не может применяться к РПК, поскольку она является стороной в негосударственном международном вооруженном конфликте, что делает ее объектом законов войны, а не уголовного права. К сожалению, министр иностранных дел Бельгии ответил, что решение не повлияет на позицию правительства. Члены юридической группы в решении суда надеялись, что решение бельгийского суда проложит путь к исключению РПК из списка, — этого не произошло.

Мы не можем быть на 100% уверены, что исключение РПК из списка террористов откроет путь к немедленному решению, но возможности для переговоров о мире значительно возрастут. Чтобы начать мирные переговоры, которые, как мы надеемся, приведут к прочному миру, Турция должна быть вовлечена, добровольно или под давлением ЕС, НАТО, и желательно, чтобы Соединенные Штаты также присоединились к такой инициативе. Но удаление РПК из списка в ЕС и США, несомненно, будет необходимым первым шагом.

Призыв к исключению РПК из списка террористических организаций ЕС своевременен и очень важен. Цель состоит в том, чтобы в первую очередь ЕС, Соединенные Штаты и НАТО, а также такие государства, как Англия и Германия, которыми активно манипулирует Турция, открыли глаза, изменили свою политику и начали действовать в отношении политической несправедливости и человеческих нарушения прав, которые исторически и ежедневно совершаются в отношении курдов и их организаций и структур. Кампания нацелена на всех, кто желает получить поддержку. Цель состоит в том, чтобы собрать один миллион подписей. Это амбициозно, и даже если кампания идет полным ходом, ей нужно больше людей.

Сразу подчеркну: РПК не является террористической организацией и никогда ею не была. Причина, по которой РПК была включена в список, является чисто политической – это означает, что решение Европейского Совета от 2002 года о включении РПК в список террористов ЕС является в основном политическим решением, и оно придает легитимность постоянному притеснению и преследованию Турцией курдов в Турции. Это дает аргументы в пользу изоляции Абдуллы Оджалана в Имралы. Во-вторых, Эрдоган и ПСР используют идею о террористическом характере РПК для нападения на все и всех, кто, по их утверждениям, находится в сговоре с РПК – в Турции и за рубежом: в Рожаве (северо-восток Сирии), южном Курдистане (северный Ирак), а также в Европе.

Эту кампанию поддерживают во всем мире популярные политические движения, политики, академики, юристы, художники, активисты и многие другие, и мы не должны забывать, что, хотя РПК находится в списках террористических организаций ЕС и США, гораздо больше стран, которые не определяют РПК таким образом, а, напротив, рассматривают РПК как острие всеобъемлющего и постоянно растущего освободительного движения. К сожалению, политика Турции была настолько разрушительной по отношению к курдам, что потребовалась вооруженная защита, как это было когда-то в Южной Африке».