Курдистан

Карайылан: есть ли место для курдов в XXI веке?

Турция хочет восстановить границы Османской империи, утверждает Мурат Карайылан, давая развёрнутый ответ на вопрос, найдётся ли пространство для курдов в политической системе XXI века.

Главнокомандующий Народными силами самообороны Курдистана Мурат Карайылан дал интервью радио «Денге Велат». Мы публикуем отрывки из этого интервью, в котором много внимания было уделено успешному сопротивлению бойцов НСС, давших отпор турецким оккуппантам в регионе южного Курдистана Гаре в феврале. Карайылан обсуждает отношения с ДПК и перспективы РПК в контексте Третьей мировой войны на Ближнем Востоке.

– Изменилось ли отношение ДПК к Курдскому освободительному движению после сопротивления в Гаре? Участвовала ли РПК в каких-нибудь дискуссиях с ДПК?

– Победа в Гаре стала успехом всего курдского народа, потому что враг не смог добиться поставленных целей и расширить свой контроль над регионом. Помимо этого, турецкие власти зашли слишком далеко, когда ранее заявили, что смогут завоевать любую территорию, если захотят этого, и их никто не остановит. Победа над турецкой армией в Гаре доказала ложность этих слов. Когда турецкие солдаты сталкиваются с железной волей, их технологический перевес уже не выглядит таким устрашающим. В Гаре это стало очевидным. Разумеется, это укрепило позиции курдов на политической арене.

То же самое произошло и в 2008 году, когда враг был отброшен в регионе Зап. Данная победа выгодна всем сторонам, не только курдам, но и всем прогрессивным силам в регионе. Теперь все корректируют свою политику в соответствии с новой реальностью, которая родилась в Гаре. В связи с результатами, которых мы добились там, мы проходим через очень важный период, когда происходят серьезные изменения.

По поводу вашего вопроса. На данный момент у нас нет каких-либо контактов с ДПК, о которых стоило бы говорить, однако главное – это не обсуждения и взаимоотношения. Главное заключается в том, чтобы все поняли сложившееся положение, прониклись атмосферой. Мы верим, что сможем достичь определённых успехов в этом направлении.

– Даже после призыва объединяться, прозвучавшего от вашего движения, ДПК продолжила атаковать партизанские районы. Почему?

– В первую очередь мы должны давать себе отчёт о времени, в котором мы находимся. Мы вынуждены иметь дело с Третьей мировой войной, которая продолжается сейчас на Ближнем Востоке. Данная война уничтожит политическую систему, установленную в прошлом веке, что приведёт к появлению новой системы – XXI века. Как хорошо всем известно, в системе прошлого века курдам не нашлось пространства. Лозаннское соглашение закрепило отсутствие у курдов прав на собственное пространство. Разумеется, наши люди не желали с этим мириться. Поэтому на протяжении всего столетия Курдистан сотрясали войны. Проливалась кровь, происходили очень грустные события. Наши люди продолжают бороться и сейчас, находясь на передовой.

Самым главным является вопрос – найдётся ли место для курдского народа как субъекта в политической системе XXI века. Силы, эксплуатирующие Курдистан, удерживающие его под оккупацией, всячески стремятся не допустить этого. Во главе этих сил стоит Турция.

Разумеется, мы не должны проявлять пассивность в это время. Плохо, когда то или иное курдское движение забивается в свой угол, думая лишь о корыстных интересах и действуя без всякой глобальной стратегии. Если будет достигнуто новое Лозаннское соглашение, ни достижения и завоевания южного Курдистана, ни завоевания Рожавы или любого другого региона не сохранятся, от них ничего не останется.

Лозаннское соглашение подписывалось сроком на 100 лет. Через два года, в 2023 году, оно перестанет быть действительным, согласно Эрдогану. Эрдоган ранее уже заявлял, что он не признаёт это соглашение. Сейчас его партия проводит конгрессы и планирует вступление в новую эру. Почему? Потому что он хочет возобновить оккупацию в пределах границ, прописанных в Национальном турецком пакте от 1920 года (Misak-i-Milli), после истечения срока действия Лозаннского соглашения. Именно на это направлены все нынешние приготовления Турции. Это очень важный вопрос. Поэтому и все курдские политики также должны мыслить стратегически и действовать очень умно. Нельзя загонять себя в какие-либо рамки.

Это касается не только курдов. Оккупационные атаки Турции также принесут огромный вред арабам и христианам в регионе. Курды и другие народы, населяющие Ближний Восток, должны быть начеку и действовать соответствующее. Никто не должен мыслить категориями «малое, но моё». Это неправильный подход. Сейчас не время, оприраясь на узкое политическое понимание, сохранять какие-либо малые достижения и при этом упускать главное. Надо мыслить глобально. Если ты довольствуешься малым, то потеряешь в итоге всё. Мы находимся сейчас в такой ситуации. Поэтому мы утверждаем, что каждый должен разумно оценивать происходящие изменения.

Вы упомянули атаки. Да, это правда, подобные попытки были. Например, в Науроз на небольшую группу наших людей напали в Бердесоре. Хорошо, что ситуация не вышла из-под контроля, периодически случаются какие-то инциденты вроде блокировок дорог, однако мы рассматриваем общее положение более глобально и хотим, чтобы и другие делали так же. Если нам не удастся провести правильный анализ в этот исторический период, мы все проиграем. Мы делаем расчёты в отношении будущего Курдистана. Даже если единство не удастся установить, курды не должны помогать врагу друг против друга. Если люди объединяются, это хорошо. Если объединения не удаётся добиться, то как минимум стоит соблюдать нейтралитет и не нападать друг на друга.

Разумеется, было бы лучше, если бы мы все работали вместе в этот период, ориентируясь на общую стратегию. Я бы хотел обратиться ко всем политическим партиям, институтам и организациям в Курдистане: давайте не забывать о важности этого периода. Изменения касаются всех нас. Возьмём на себя ответственность, связанную с продвижением национального единства. Каждый должен работать в этом направлении исходя из собственного видения вопроса. РПК рассматривает сложившееся положение именно в подобном ключе. Мы возьмём на себя ответственность за вклад с нашей личной стороны в национальное единство и за движение в сторону выработки общей линии поведения.