Идлиб был превращен международными и региональными державами в неразрешимую проблему в конфликте. События последних дней предвещают приближение насыщенного событиями времени.
Весной 2020 года Идлиб стал ареной ожесточенных боев. Вслед за инициативами турецкого государства, предложенными России, 5 марта в Москве было подписано соглашение, и начался относительно спокойный период продолжительностью несколько месяцев. Однако в последние несколько недель произошел ряд событий, которые интерпретируются как подготовка различных сторон на местах к конфликтной фазе. Самым последним из них стал вывод турецкой армии из Морека, одного из двенадцати турецких военных наблюдательных пунктов вокруг Идлиба.
Будет ли вывод сил продолжаться?
Также ведутся разговоры о выводе турецких войск с шести других наблюдательных пунктов, окруженных сирийскими войсками. До сих пор неясно, когда это произойдет. Местное население в последнее время провело несколько акций протеста с требованием вывода турецких войск. Турция утверждает, что протесты контролируются сирийским правительством.
Однако истинной причиной ухода из Морека называют разногласия с Россией.
Сентябрьская встреча и окончание патрулирования
По имеющейся информации, российские официальные лица потребовали вывода турецких войск с окруженных блокпостов во время встречи с турецкими коллегами в Анкаре 15 сентября. В ответ турецкая сторона, как утверждается, потребовала разрешения на оккупацию Тель-Рифата или Манбиджа.
После того как соглашение не было достигнуто, 22 сентября МИД России объявил, что совместное патрулирование на трассе М4 в районе Идлиба будет прекращено. Это патрулирование было одним из трех основных положений Соглашения о прекращении огня, согласованного в Москве 5 марта после февральских боев.
Нереализованная угроза Эрдогана
С прекращением совместного патрулирования, Россия, как утверждается, сообщила турецким властям, что безопасность наблюдательных пунктов, которые были окружены сирийскими войсками, больше не может быть гарантирована. До тех пор материально-техническое снабжение находилось под наблюдением и даже конвоированием русских.
Согласно этой информации, несколько районов к югу от Идлиба подверглись бомбардировке со стороны России. Кроме того, местное население протестовало из-за нахождения там турецких наблюдательных пунктов.
Президент Турции Тайип Эрдоган на заседании фракции своей партии 5 февраля заявил следующее: «Если [сирийский] режим не уйдет за наши наблюдательные пункты в течение этого месяца, Турция будет вынуждена сама решить этот вопрос. Когда Россия убрала свой щит, ему пришлось в октябре отступить».
Турция установила новые границы в Идлибе
Турции не удалось заставить сирийские войска отступить. Теперь она пытается провести новую линию. Выведенные из Морека войска в настоящее время дислоцируются в деревне Кокфин на юге Идлиба.
Место, где Турция создала большую и новую базу, находится к югу от трассы М4 и также является одним из районов, наиболее часто атакуемых Россией и сирийскими военными в последнее время.
Вывод турецких войск из Морека не означает, что Турция уходит из Идлиба или Сирии. Напротив, турецкое государство укрепляет свое присутствие в Идлибе, одновременно ища возможности занять другие районы. По данным Сирийского центра по наблюдению за правами человека (СЦНПЧ), Турция перебросила в Идлиб 7280 солдат с момента прекращения огня 5 марта, и в этом регионе было развернуто более 10 000 военнослужащих. В настоящее время Турция имеет 69 военных баз в районе Большого Идлиба, простирающегося от территории южнее города до мухафазы Алеппо на востоке. По оценкам, в Идлибе находятся около 30 000 турецких солдат, сотрудников сил безопасности и секретной службы. Это число почти такое же большое, как численность войск во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 году.
Турецкие атаки на северо-восток Сирии
Сделало ли турецкое государство шаг назад в Идлибе из слабости или в обмен на другие обещания, данные Россией, до сих пор неясно. Ясно, однако, что после этого шага Турция вновь обратила свой взор к автономным районам на севере и востоке Сирии и начала волну нападений на Айн Иссу.
Кроме того, в Дерике произошла атака беспилотников на мирных жителей, вызвавшая смерть людей, что можно интерпретировать как послание в адрес США и России. Таким образом Турция дала понять, что готова к любым «переговорам» по Идлибу.
В Идлибе присутствуют не только Россия и Турция, но и США. Точно так же районы к востоку от Евфрата являются местом конфликта интересов между США и Россией.
Реорганизация ХТШ
В то время как развитие событий в Идлибе происходит в соответствии с планом игры международных держав, в регионе также происходят ожесточенные столкновения между различными «оппозиционными группировками». Отделение «Аль-Каиды» «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которое было реорганизовано после прекращения огня 5 марта, продолжает оставаться основной силой в этом регионе. Этот циклический метод реорганизации для ХТШ не является новым.
Группировка вступила в гражданскую войну в Сирии в 2012 году как тайное ответвление «Аль-Каиды» и с 2013 года называла себя «ан-Нусрой». В 2015 году был основан фронт «Фатих аш-Шам», который окончательно сформировался как ХТШ в 2017 году с присоединением более мелких группировок.
Неизбежная война
Если сложить вместе разные части общей картины, то становится ясно, что в Идлибе одновременно реализуется много разных планов. Регион стал рассадником терроризма, который экспортируется в Ливию, Арцах (Нагорный Карабах), Йемен и Ирак. В настоящее время все стороны готовятся к неизбежной войне в Идлибе. Турецкое государство рассчитывает на Россию или США и хочет в случае необходимости использовать существующие между этими державами конфликты и договоренности для укрепления собственного присутствия на сирийской земле.