Хамит Бозарслан: нет разницы между происходящим в Рожаве и Газе

Профессор доктор Хамит Бозарслан приравнивает турецкие военные операции в северной и восточной Сирии, также известной как Рожава, к действиям Израиля в Газе, критикуя их принципы и последствия.

В недавнем интервью газете Yeni Özgür Politika профессор доктор Хамит Бозарслан провел резкое сравнение между военными операциями Турции в северо-восточной Сирии (Рожава) и действиями Израиля в секторе Газа. «То, что Турция делает в Рожаве, ничем не отличается от того, что Израиль делает в Газе», – сказал Бозарслан, проведя прямое сравнение между этими двумя сценариями.

Далее Бозарслан развил это сравнение, упомянув о военных действиях турецкого правительства в городах с преобладающим курдским населением Сур и Джизре, расположенных в юго-восточном регионе страны. Эти города подверглись масштабным разрушениям во время интенсивной городской войны, развернувшейся между турецкими силами безопасности и курдскими ополченцами в 2015–2016 годах. Бозарслан утверждает, что эти операции, проводимые при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане, следуют принципу, схожему с тем, что наблюдается в Газе, подчеркивая серьезность и последствия этих конфликтов.

Бозарслан проанализировал сдвиг в израильском обществе и политике в сторону правых идеологий и возникновение «общества военного решения». «Как политический класс, так и общество в Израиле все больше смещаются вправо», – пояснил он. Этот сдвиг, по мнению Бозарслана, грозит ослаблением или даже крахом движения за мир в Израиле.

Говоря о внутренней политике Израиля, Бозарслан отметил формирование гегемонистского блока, в центре которого находится национальная безопасность, выходящая за рамки влияния отдельных политических лидеров. «Борьба может быть, но когда речь заходит о «выживании Израиля» или о палестинском вопросе, этот гегемонистский блок реформируется», – заявил он, подчеркнув глубокий кризис израильской демократии.

Сосредоточившись на позиции Турции в отношении израильско-палестинского конфликта, Бозарслан подверг критике политическую риторику и подход турецкого правительства. Он заметил: «На первом плане в Турции стоит правый политический синтаксис – от теорий заговора до антисемитизма». Бозарслан указал на несоответствие между агрессивной риторикой Турции и отсутствием значительных изменений в политике или действий: «Каким бы ни был радикализм риторики в Турции, шаг, изменяющий баланс, не был сделан».

Бозарслан также прокомментировал недавний визит Эрдогана в Германию и его политику в отношении северной и восточной Сирии. Он повторил свою мысль о сходстве действий Турции в Рожаве с действиями Израиля в Газе: «Нет никакой разницы между тем, что Турция делает в Рожаве, и тем, что Израиль делает в Газе». Он напомнил о комендантском часе и разрушениях в курдских городах в 2015 году, подчеркнув серьезность этих действий.

В заключение Бозарслан коснулся роли мировых держав, таких как США, Россия и Иран, в сирийском конфликте. Он отметил важность их влияния в сохранении нынешнего статус-кво в Рожаве: «Будет ли продолжаться этот период статус-кво, как он будет продолжаться, мы не можем знать».