18 марта 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приговор к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами без права на условное освобождение (так называемое «право на надежду»), вынесенный курдскому лидеру Абдулле Оджалану, нарушением Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). ЕСПЧ попросил Турцию внести коррективы в правовые нормы. Позже суд вынес аналогичные постановления в отношении заключенных Хаяти Кайтана, Амина Гурбана и Дживана Болтана.
За прошедшие 10 лет Турция не предприняла никаких шагов для исполнения постановления. Комитет министров Совета Европы (СЕ) решил включить решения ЕСПЧ о правонарушениях в отношении содержащихся в турецких тюрьмах заключенных в свою повестку дня на заседании, которое запланировано на 17-19 сентября. Комитет будет следить за исполнением соответствующих постановлений ЕСПЧ.
Ассоциация юристов за права и свободу (АЮПС), Ассоциация прав человека (АПЧ), Фонд прав человека Турции (ФПЧТ), Ассоциация современных юристов (ÇHD), Гражданское общество в уголовно-исполнительной системе (CİSST) и Фонд исследований общества и права (TOHAV) представили письменное заявление Комитету министров до начала заседания. Они напомнили Комитету о вердикте ЕСПЧ и призвали Турцию внести необходимые поправки в законодательство.
Правовые нормы об исполнении наказаний необходимо изменить
Председательница стамбульского отделения АПЧ Гульсерен Йолери рассказала об обращении в комитет. Напомнив, что комитет включил этот вопрос в свою повестку дня в 2021 году и инициировал процесс проверки, Йолери сказала, что никаких санкций против Турции так и не было введено.
Правозащитница добавила: «В этом заявлении, которое представители АПЧ сделали вместе с другими организациями, мы обратили внимание на правовую и исполнительную систему в Турции. Мы постарались сделать фокус на проблемах заключенных, которые не могут воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение или правом на испытательный срок, а также на некоторых практиках, нарушающих принцип равенства. Мы также обсудили известную всем нам тюрьму на Имралы и масштабы изоляции в этом учреждении. Были озвучены шаги, которые должно предпринять государство. Государству необходимо внести поправки в закон об исполнении наказаний».
Турция не раскрывает данные
Йолери подчеркнула: «Заключенные, просидевшие в тюрьмах более 30 лет, остаются умирать за решеткой из-за юридических проблем. Когда разрабатывался закон об исполнении наказаний, в него было включено положение о том, что приговоренные к пожизненному заключению при отягчающих обстоятельствах останутся в тюрьме пожизненно. Речь идет о положении об исполнении приговора, согласно которому они не будут освобождены из тюрьмы ни по какой другой причине, кроме смерти. Однако, это положение необходимо изменить. Именно на этом акцентировал внимание ЕСПЧ, и именно поэтому мы попросили комитет «дать рекомендацию турецкому государству». Короче говоря, эти нормы, создающие крайнюю изоляцию и провоцирующие различные правонарушения в отношении заключенных, приговоренных к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами, должны быть изменены».
Представительница АПЧ отметила, что на данный момент никакой четкой информации о том, сколько людей приговорено к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами в тюрьмах Турции, нет.
Пора сделать акцент на борьбе
Подчеркнув, что комитет имеет множество санкционных полномочий в отношении Турции, Йолери добавила, что действовать должны и другие организации. Дальнейший процесс будет определяться общей борьбой, сказала она: «Когда я говорю о борьбе, я имею в виду борьбу социальных, юридических, политических и правозащитных организаций. Необходима активная объединенная борьба против системы изоляции в Турции».