Турция

Фонд «Диянет» – средство социальной инженерии

Бурджу Каракаш провела журналистское расследование деятельности управления по делам религий Турции и фонда «Диянет», по итогам которого написала книгу.

Бурджу Каракаш опубликовала книгу под названием «Biz Her Şeyiz- Diyanet'in İşleri» («Мы есть всё – дела «Диянет»). Управление по делам религии Турции имеет свою организацию в Германии – Турецко-исламский союз по делам религий (DITIB), о бюджетных тратах на который недавно шли дебаты в турецком парламенте. С 2010 года бюджет и количество служащих этого института значительно увеличились. Каракаш считает, что роль «Диянет» заключается в  попытке социальной инженерии общества, дабы сформировать религиозное поколение. Она рассказала о своем расследовании в интервью «ANF».

«Диянет» фокусируется на работе за пределами мечетей

– В своей книге вы отдельно освещаете последнее десятилетие деятельности «Диянет». Что делает именно этот период особенным в деятельности данного управления?

– Меня как журналиста привлекают темы гендерного равенства, положение женщин, детей и молодежи в обществе. И когда бы я ни касалась этих сфер, всегда всплывает «Диянет». Эта организация ведет интенсивную работу во всех этих стратах. Я говорю в основном о последнем десятилетии, потому что с изменением закона в 2010 году «Диянет» сместил фокус на деятельность далеко за пределами мечетей. Его статус тоже изменился – с тех пор учреждение разрослось. Потому я беру эту дату за точку отсчета.

Конечно же, делаются усилия для привлечения в мечети таких групп общества, как женщины, дети и молодежь. Но что действительно привлекло мое внимание, так это факт работы «Диянет» вне мечетей. «Диянет» всегда подчеркивает важность деятельности за пределами мечетей. Это особенно верно для работы с юношеством, детьми и семьями. Я намеренно не называю здесь женщин, но называю семьи.

Сохранять семью любой ценой

Консервативные правительства придают огромное значение институту семьи. Турция не уникальна, но это утверждение особенно истинно в данном случае, поскольку семья считается наиболее важным институтом для вопроса выживания общества. Задача защиты семьи была доверена в первую очередь «Дианет». В этих рамках власти и стремятся предотвращать разводы и насилие в отношении женщин. «Диянет» выступает против насилия над женщинами потому, что стремится предотвращать распад семьи.

Вся деятельность по предотвращению насилия оставлена на долю «Диянет»

– В этом контексте проводятся, например, семейные семинары. Это мероприятия, которые организуются для недавно вступивших в брак пар, женатых пар или пар, которые находятся в браке сроком до пяти лет. Там люди говорят о насилии в отношении женщин. Но дело в том, что «Диянет» стоило бы также вносить вклад в исцеление хронической проблемы насилия над женщинами в Турции в целом. А так вся работа против насилия оставлена на долю «Диянет».

«Диянет» против судебных преследований

– Есть семейные и консультационные центры, большинство из которых посещают женщины. Это видно из цифр, которые предоставляет сам «Диянет». У большей части женщин, обращающихся в такие центры, есть семейные проблемы. В ходе одного из моих полевых исследований я, как женщина, столкнувшаяся с насилием, звонила в различные консультационные центры религиозного управления. Они говорили мне быть терпеливой, молиться и ждать. Если бы я позвонила в полицию, это могло ухудшить дело, когда муж придет домой. Когда я описывала все насильственные ситуации, которые могла вообразить, и спрашивала, идти ли мне в полицию, они говорили мне не делать этого.

Да, реальность турецкого общества, очевидно, такова, что мы не можем ожидать от каждой женщины обращения в полицию или центр семейного консультирования. Люди обращаются за советами в религиозные организации. Конечно же, вы можете пойти в мечеть или к муфтию, это может помочь найти решение. Но важно, какой совет даст подобный институт. Если в случае насилия они говорят, что женщина не должна идти в полицию, то судебные преследования предотвращаются. Если смотреть на вещи таким образом, судебной системе и органам безопасности не дают делать их работу.

– Нужно ли обществу религиозное мнение по каждому вопросу?

– «Диянет» должно иметь мнение по каждому вопросу и делать его публичным. Но возникает вопрос: нужно ли обществу их мнение по каждому вопросу? Например, количество сотрудников «Диянет» растет с каждым годом. «Диянет» объясняет это общественной необходимостью. Но это очень расплывчато – какая необходимость подразумевается? Например, во всех университетах Турции были возведены мечети, учреждены религиозные факультеты, но не похоже, чтобы до того не хватало мест для молитв или мечетей в университетах. Так чьи нужды здесь восполняются? Я имею в виду, что «Диянет» здесь становится инструментом определенных кругов.

«Диянет» стоит в одном ряду с противниками Стамбульской конвенции

– Является ли описанная вами практика препятствием к исполнению Стамбульской конвенции?

– Около десяти лет назад в Турции была основана так называемая платформа разведенных отцов. В этой организации мужчины заявляли о себе как жертвах, даже в парламенте. То же самое касается вопроса алиментов. Очевидно, что, разводясь из-за насилия, женщины не хотят больше страдать. Теперь разводы стремятся предотвращать. Стамбульская конвенция – очень важный документ, который обеспечивал защиту женщин от насилия, она все еще действует, и выход из неё, как предполагается, произойдет 1 июля. Фактически работа «Диянет» здесь не отличается от работы противников Стамбульской конвенции. Цель их в том, чтобы семьи не распадались. Это же касается и случаев насилия. Даже если совершается сексуальное насилие, они хотят, чтобы институт семьи продолжал существовать.

Стамбульская конвенция применима и защищает не только светских женщин. Она касается всех женщин. Сегодня не только светские женщины, но и консервативные выносят проблему на повестку, даже если вы не видите этого в медиа. Но именно этого опасается этот лагерь, и это основа работы «Диянет».

Связь государства и религии

– Вы несколько раз упоминали, что «Дианет» служит инструментом. Что вы имеете в виду?

– У «Диянет» есть соглашения с такими государственными учреждениями, как министерство по делам семьи, министерство по делам молодежи и спорта и министерство национального образования, соответственно, в этих рамках идет деятельность данной организации. Например, в рамках соглашения с министерством по делам молодежи и спорта каждое лето «Диянет» организует лагерь для юношества. В других государственных молодежных лагерях у «Диянет» всегда есть представительство. «Диянет» присутствует и в университетах. Это не неправительственная организация, но в некоторых университетах есть молодежные клубы «Диянет».

Как мы должны интерпретировать это, когда организация, финансируемая из денег налогоплательщиков, организует студенческие клубы? Конечно же, свобода организаций правомочна, но вам стоит взглянуть на то, что именно они организуют.

«Диянет» ведет работу с детьми с раннего детства

Одно из самых важных соглашений было заключено с министерством образования, и касается оно образования детей 4-6 лет. Это не обязательный предмет, но фактически он предлагается как таковой. В этом контексте представитель «Диянет» раз в неделю ведет часовой инструктаж. И, несмотря на то что официально это факультативный курс, учителя вынуждены собирать подписи родителей. Проводя исследования для моей книги, я говорила с представителями Союза работников образования и науки Турции, работниками школ и многих других учреждений. Одна из моих собеседниц работала в системе дошкольного образования в Ялове. Она консервативна. Но даже для нее такая форма образования была неприемлема. Более того, она подчеркнула, что дети в возрасте от 4 до 6 лет не имеют возможности понимать абстрактные концепции. Родителям она советовала не записывать детей на эти курсы. Позже против этого преподавателя инициировали разбирательства. Произошло это потому, что она направила письмо от имени родителей, где те протестовали против участия в курсах о ценностях, в офис директора, ссылаясь на доступное в интернете решение Европейского суда по правам человека. Преподаватель ссылалась на правовые тексты. И тем не менее было начато расследование. Это метод запугивания в действии.

К счастью, с этой женщиной ничего не произошло в результате расследований, но это не значит, что так будет везде. Как я и говорила, религиозное образование фактически необязательно. Теперь, когда очные занятия временно прекращены, конечно же, мы не знаем, каково текущее состояние этих проблем.

«Диянет» встревожен социальными сетями

– Неоднократно высказывались мнения, что нужно бороться против деизма или атеизма среди молодежи. Какую роль в кампании пропаганды играет «Диянет»?

– Одна из главных причин для усиления пропагандистской активности, направленной на молодежь, в том, что деизм или атеизм якобы занимают слишком много пространства в жизни нового поколения. Чтобы противостоять предполагаемому распространению деизма или атеизма, учреждаются молодежные лагеря, «Диянет» занимается организационной деятельностью в университетах, нанимает «духовных наставников» для работы в студенческих кампусах. «Диянет» явно встревожен социальными медиа, там полагают, что они имеют огромное влияние на молодежь, детей и семьи. В качестве контрмеры в 2020 году было учреждено «Diyanet TV». На религиозном телевидении множество программ, направленных на молодых людей, детей и семьи. Известно, что «Диянет» объявил о взращивании религиозного поколения молодежи.

Фонд «Диянет»: черный ящик финансов управления по делам религий

– Могли бы вы вернуться к часто обсуждаемому вопросу постоянно растущего бюджета «Диянет»?

– Каждый год в «Диянет» растет нанятый штат сотрудников. Это одна из причин постоянного роста бюджета управления. Как я только что сказала, вопрос такой – для чего им нужно столько сотрудников? «Диянет» всегда говорил о прозрачности, но это никак не применимо к данному управлению. Управление по делам религий находится под финансовым надзором, но фонд «Диянет» освобожден от такого контроля. В отсутствие контроля к фонду относятся как к «черному ящику» управления по делам религий. Через фонд переводятся средства для мечетей за рубежом страны, а также для работы управления с молодежью. Например, так была построена мечеть в Москве. Теперь мы можем видеть, сколько стоило строительство, но не знаем, сколько пожертвований было собрано. Это всего лишь один пример – фонд строит мечети во многих частях света таким образом. В отсутствие механизма контроля мы не можем знать, откуда берутся эти деньги. Мы говорим о невероятных финансовых суммах. Общественность обратила внимание на строительство этих мечетей, и начались протесты.

«Диянет» стремится проникнуть во все сферы общества

Предполагается, судя по всему, что «Диянет» будет ответом на все нужды общества. «Диянет» – инструмент социальной инженерии. Но я не думаю, что социальная инженерия приведет к большому успеху в Турции в 2021 году. Конечно же, уровень успешности «Диянет» можно будет оценить в рамках последующих исследований. Проблема смешения государства и религии существовала с момента основания республики. К примеру, сегодня «Диянет» вмешивается в сферу образования, и жалобы на это всегда поступали и от Союза работников образования, и от Коллегии адвокатов Анкары. Иногда они оказываются правы, иногда деятельность «Диянет» не вызывает проблем. В некотором смысле это также показывает, каким сложным стало совмещение государственных дел и религии. Я думаю, эта ситуация противоречива. Посмотрим, что будет дальше.