Энгельс: Оджалан – ключ к миру в Турции

«Оджалан – личность, которая сыграет центральную роль в будущих переговорах и станет ключом к миру, как Нельсон Мандела. В этом и причина его продолжающегося заключения», – говорит юрист Тим Энгельс.

Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан пребывает в почти полной изоляции 22 года. Эту ситуацию уже осудили такие международные организации, как Европейский комитет по предупреждению пыток (КПП), однако их заявления не имели практически никаких последствий для Турции, которая продолжила усиливать режим изоляции на Имралы. В интервью с «ANF» адвокат и правозащитник Тим Энгельс, работающий в Дюссельдорфе, рассказал о правовом и политическом аспектах изоляции национального лидера курдов.

– Господин Энгельс, почему страны Европы молчат об изоляции на Имралы, которую осудил КПП? Что могло бы сделать правительство Германии?

– С одной стороны, власть предержащим нетрудно обратиться к так называемому верховенству права в соответствии с девизом о том, что это вопрос независимости судебной системы. Европейский суд по правам человека не имеет исполнительных прав. В любом случае, КПП имеет лишь рекомендательную функцию в Совете Европы. Однако как для страны-члена для Турции это носит обязательный характер. Правительства молчат потому, что за этим стоят их экономические интересы. Они не хотят портить военные и торговые отношения с Турцией, членом НАТО, а также касаться так называемой «сделки по беженцам» с ее правительством.

– Какое влияние оказало бы освобождение курдского национального лидера Абдуллы Оджалана на развитие событий в Курдистане и на Среднем Востоке?

– Свобода курдского национального лидера Абдуллы Оджалана могла бы стимулировать новые начинания самоуправляемого правительства Рожавы, идеи женского освобождения, демократического конфедерализма к тому, чтобы создать демократическое гражданское общество, живущее в согласии с окружающей средой, не ставя под сомнение вопрос государственного единства. Конечно же, Абдулла Оджалан считается лидером мысли, разработавшим в тюремных условиях свою реалистическую утопию, многотомный Манифест демократической цивилизации.

– Какую роль может сыграть Оджалан для мира в Турции и Курдистане?

– Прежде все односторонние прекращения огня и мирные инициативы исходили от Рабочей партии Курдистана (РПК), ее освободительных сил или сил самообороны, или же от курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, начиная с первого прекращения огня в Науроз в 1993 году, на грани тысячелетия, на мирных переговорах в Осло и вплоть до самых переговоров о мире на Имралы. Последние были отменены президентом Турции шесть лет назад в одностороннем порядке. В них был упущен шанс остановить войну и найти политическое решение.

Абдулла Оджалан – личность, которая сыграет центральную роль в будущих переговорах и будет ключом к миру, сравнимым с Нельсоном Манделой, Джерри Адамсом, Ясиром Арафатом, Арнальдо Отеги, Карлесом Пучдемоном… В этом и причина его продолжающегося заключения и изоляции.

– Можете ли вы конкретизировать?

– Правительство Турции не хочет мира. Оно все еще надеется получить выгоду от войны, хотя ему и следовало бы знать, особенно имея вторую сильнейшую армию в НАТО, что ему не победить, особенно военным путем. Турция озабочена влиянием курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, его мыслями и работами, которые оказывают влияние на всё курдское освободительное движение Ближнего и Среднего Востока, и вдохновляющим эффектом на другие народы и меньшинства в регионе.