Демирташ: Абдулла Оджалан – это шанс для курдов и Турции

Указав на то, что лидер Абдулла Оджалан – это шанс как для курдов, так и для Турции, бывший сопредседатель ДПН Салахаттин Демирташ призвал отправить делегацию в Имралы вместо того, чтобы в морозы отправлять молодых людей на войну.

Процесс по делу Кобани, проходящий в тюремном городке Синджан, продолжился защитой бывшего сопредседателя ДПН Салахаттина Демирташа. Демирташ, прервавший свое выступление на время обеденного перерыва, дал оценки отрицанию идентичности курдского народа в 100-летней истории Турецкой республики и определению турецкости в процессе основания.

Турецкость после 1924 года не распространяется на нас

«Турецкость, созданная в 1924 году и после, не включает нас», – сказал Демирташ. «Она не распространяется на меня. У меня две дочери, и на них она тоже не распространяется», – сказал Демирташ и продолжил свои слова следующим образом:  «Это не пустая наша претензия, не то, против чего мы произвольно возражаем. Говорят, что среди тех, кто пишет о турецкости, нет вас. Можно только поклясться в верности турецкому языку и стать новообращенным. Там мы навесим на вас ярлык новообращенного. Мы вознаградим вас в той мере, в какой вы будете служить государству и Турции. Мы вознаградим вас в той мере, в какой вы будете служить государству и турецкому народу. Они говорят: «Мы заставим вас думать, мы не оборвем ваш голос». Вот что имеют в виду те, кто говорит, что курды сегодня могут быть кем угодно. Мы уважаем личный выбор каждого. Мы его не меняли и не хотим менять. Мы – курды, и наша родина – Курдистан. Она там».

Курдистан – это такая география

Демирташ продолжил свою защиту следующими словами: «Как я могу принять слова тех, кто созвал Турецкое историческое общество (ТТК) и разработал теорию солнечного языка, тех, кто говорил: «Если мы не помешаем им, они станут такими-то и такими-то»? Если я отрицаю это, то как можно отрицать историю и географию? Разве мы перестанем существовать только потому, что кто-то это отрицает? Пусть Турецкое историческое общество соберется и скажет: «Горы Арарат не существует». Разве гора Арарат исчезнет? Тогда давайте отправимся на гору Арарат и провозгласим: «О гора Арарат, согласно решению Турецкого исторического общества, ты не существуешь". Исчезнет ли гора Арарат? Не исчезнет. Курдистан – это такая география. Никто из тех, кто говорит о Курдистане, не делает этого ради разделения Турции. Почему у вас мурашки не идут по коже, когда вы называете Македонию Киликией? Почему волосы не встают дыбом, когда речь заходит о Месопотамии и Анатолии? Никто из них даже не турки. А когда вы говорите «Амед», волосы встают дыбом. Подскажите, пожалуйста, какое значение имеет слово Трабзон на турецком языке? Является ли Анкара (Фракия) турецкой? Кайсери – турецкий? Почему у вас волосы встают дыбом, когда я упоминаю названия наших городов на курдском? Например, Анталия – это турецкий язык? Спросите у жителей Анталии, что значит «Анталия»? Почему вы не называете своих детей Анталией? Почему вы не называете их Синопом?».

Почему вас оскорбляет название моей родины?

Назвав такое понимание «абсурдными националистическими заблуждениями», Демирташ заявил, что история должна быть сохранена с помощью культурных названий, и спросил: «Если эта география принадлежит всем нам, почему вас оскорбляет название моей родины?» Демирташ сказал: «Когда вы говорите, что Турция – это «красное яблоко», вы гордитесь тем, что весь мир называет вас «турки», но почему вы чувствуете себя неловко, когда нашу страну называют Курдистаном? Это тоже наша страна. 1000 лет назад, когда турки приехали на своих лошадях с холмов Центральной Азии, мы были первым народом помимо персов, который они встретили. Когда они пришли, мы говорили на курдском языке. Мы приняли ислам. Турки познакомились с исламом относительно недавно. Говорил ли Алпарслан следующее, когда просил поддержки у беев Фаркина и Эрчиша в 1071 году: «Давайте вместе сражаться против Византии, но курдский язык будет запрещен». Он так не говорил. Сегодня они ходят в Ахлат и Малазгирт. Бахчели и Эрдоган каждый год празднуют победу 1071 года. Восстань сейчас Алпарслан из могилы, он сказал бы: «Как вам не стыдно! Мы заняли это место вместе с курдами, мы вместе сражались. Разве это не позор? Спустя тысячу лет вы запретили курдский язык, и все же вы чтите меня. Разве вам не стыдно?». Это расизм, и ничего больше. Расизм ядовит. Когда он заражен кровью, вы ничего не видите. Когда ты весь в крови, ты ничего не видишь. Никто не чувствует, что чувствует другой человек, задеты ли его честь и достоинство. В чем заключается курдская проблема? Но если вы позволите, ваша делегация наверняка знает это самым простым способом, и прокурор тоже.  Вы проводили эти процессы в течение многих лет, и я уверен, что вы стали экспертами по курдской проблеме».

Курдская проблема существует

Заявив, что курдская проблема является многоаспектной, Демирташ задал вопрос судебной комиссии о ее заявлении «Курдской проблемы не существует» и дал оценки. Он прочитал английский, немецкий, французский и курдский переводы предложения «Я люблю тебя» и спросил: «Как вы думаете, какой из них курдский? Демирташ ответил: «Можете ли вы угадать, какой? Вы понимаете, когда люди, с которыми вы прожили тысячу лет, говорят «Я люблю тебя», или вы понимаете, когда это говорит немец, француз или англичанин? Вы понимаете курдский язык? Нет? Не можете даже предположить? Тогда у вас существует курдская проблема».

Определение турецкости

Демирташ задал еще один вопрос и сказал: «Когда мы говорим о наших соотечественниках в Болгарии, наших соотечественниках на Кипре, наших соотечественниках в Германии, кого мы имеем в виду? Да, конечно, это турки. Давайте заглянем в статью 66 Конституции и посмотрим, кого называют турками: В ней говорится, что турком является каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства. Итак, если для того, чтобы быть турком, достаточно иметь гражданство, то как могут быть нашими соотечественниками те, кто живет в Германии, на Кипре или в Азербайджане? Другими словами, как может стать турком тот, кто не является гражданином Турции? Почему мы называем их соотечественниками, почему мы называем их турками? В Конституции говорится о необходимости наличия гражданства. Например, я могу быть турком, но почему вы называете турка в Германии, который стал гражданином Германии, нашим соотечественником? Почему вы называете азербайджанца, который никогда не был гражданином Турции, или турка в Болгарии соотечественником? Проблема кроется в Конституции. О турках в Азербайджане говорят «одна нация, два государства», а о курдском государстве в Ираке – «это враги». По Конституции я – турок, но турок в Болгарии или Ираке – не турок. Исследования турецкости, проведенные в 1930-х годах, стали настолько непроницаемыми, что невозможно определить, кто такой турок. Турки не знают, кто такие турки».

Концепция турецкости не включает курдов

Указывая на то, что концепция турецкости не включает курдов, Демирташ сказал: «Если бы она включала курдов, то, на мой взгляд, не было бы никаких проблем. Если бы курдский язык и идентичность не были запрещены, если бы было сказано: «Все они называются турками, защита этих культур и языков находится под гарантией конституции», если бы было сказано: «Вся эта нация называется турецкой нацией», то не было бы никаких проблем. Если бы это было сделано в начале 1900 года, проблемы бы не было. Именно Абдулла Оджалан разработал самую реалистичную теорию по этому вопросу за последние 100 лет. Он говорит: давайте объединимся вокруг концепции демократической нации, а не расовой идентичности, но никто не слышат его голоса, потому что он находится в изоляции».

Курды – не турки

Демирташ сказал: «Может ли блюдо, содержащее помидоры, перец и баклажаны, быть блюдом из помидоров? Нет, не может. Это рагу. Почему оно должно ассоциироваться только с одним компонентом блюда? Анатолийские народы тоже называют это блюдо рагу. Не блюдом только из томатов. Курды не турки и не могут ими быть. Называть курда турком – это курдская проблема. Курды – древний народ, история которого насчитывает тысячи лет. Их язык относится к индоевропейской языковой группе, а турецкий – к урало-алтайской. Если вы скажете: «Нет такого языка, как курдский, мы все турки, и родной язык у всех турецкий», то да, у вас есть курдская проблема. У меня ее нет, а у вас есть».

Зачем стрелять друг в друга?

Демирташ продолжил свою защиту следующими словами: «Я искренне разделяю боль молодых людей, которые стреляли друг в друга в Хакурке и Хафтанине в Южном Курдистане. Все они – бедные дети этого народа. Почему они должны стрелять друг в друга? Почему мы не решаем эту проблему, почему вы взваливаете эту проблему на спины детей? Мы никогда не найдем правильного решения. Я говорю, что курдская молодежь не должна уходить в горы, но будьте уверены, они спросят меня, отчего же вы уже 7 лет сидите в тюрьме из-за своей политики? Что я должен им ответить? Хоть один из погибших солдат сказал бы, что война – это прекрасно. Неужели тем, кто решается на войну, совсем не стыдно? Если бы я встретил такого юношу в гражданской жизни, мы могли бы сесть за стол и поболтать. Он мне брат. Почему их гонят на фронты войны? Почему заставляют наших братьев и сестер разбиваться друг о друга? Почему фашистский менталитет навязывает нам это? Ради чего? Ради родины. Ничего подобного. Ради всех своих интересов, ради укрепления своей власти, им плевать на этих детей. 60 тысяч детей, самых ценных молодых людей этой страны, погибли в этой войне. Есть ли хоть один турецкий политик, способный сказать то, что сказал я и наши друзья, покажите мне хоть одного турецкого политика, который может сказать, что погибшие курды и турки – мои братья, партизаны и солдаты – мои братья? Им все равно, это у нас есть раны, это мы страдаем от этого».

Они нас не узнают

«Мы хорошо знаем запад Турции, но они не знают нас», – сказал Демирташ, добавив, что турецкий расизм имеет глубокие моральные противоречия с курдским народом: «Есть две вещи, которые дали нам это. Наша цивилизация. В ее основе лежит исламская цивилизация, мы не политические исламисты, мы – мусульмане. Курдское движение. Просвещение курдского движения, его модернистская линия, его женская либертарианская линия дали нам нашу человечность».

Мы мусульмане, а не политические исламисты

Обращая внимание на определение Аллаха/Бога в исламе и других авраамических религиях, Демирташ сказал: «Согласно исламу, величие Аллаха является абсолютным и неоспоримым. Посмотрите, Бог не определяется подобным образом в Торе, Псалмах и Библии. Ни в одной из этих религий нет такого могущественного бога, как в исламе. Бог ислама – самый могущественный Бог во всех религиях. Все мусульмане знают и верят в это. Они обязаны строить свою жизнь под его руководством. Политические исламисты считают, что они обманывают даже Аллаха. От политического исламиста, считающего, что он обманывает даже Аллаха, можно ожидать всего. Он не признает ЕСПЧ, он не признает Аллаха, которому поклоняется. Нет никого могущественнее него. Что ему ЕСПЧ? Что ему Конституция? Что ему Уголовно-процессуальный кодекс? Что ему закон? Такие люди самые опасные, для них нет предела воровству и лицемерию. Этот человек обманывает Аллаха. Это турецкий политический исламист. Политический исламист настолько извращен, что оценивает каждый стих Корана по-своему. Мы культурные мусульмане, а не политические исламисты. Мусульмане есть в Палестине, Египте, Марокко, везде. Идеологически мы не отстаиваем одно и то же мировоззрение, но если они честны, мы их уважаем. Но те, кто в Турции, – это вертухаи», – сказал Демирташ. Указав на то, что политические исламисты – это та группа, которая больше всех аплодирует аресту курдских политиков, он заявил, что миллионы мусульманских граждан также манипулируются политическими исламистами.

Ислам – часть нашей цивилизации

Указав на то, что исламская цивилизация доминировала в Анатолии и Месопотамии, Демирташ сказал, что ислам не был «реакционным», а имел глубокие корни и сильную цивилизацию, и добавил: «Некоторые люди оскорбляют себя абсурдным подходом, который не понимает историю. Когда-то давно, когда Дамаск и Багдад добивались успехов в астрономии, физике, химии, медицине и урбанизации, Европа раздирала друг друга межрелигиозными войнами и охотой на ведьм, а также умирала от голода. Это были золотые века исламской цивилизации. Многие понятия в современной астрологии имеют арабское происхождение. Если вы будете говорить об этом, основываясь на мнениях нескольких политических исламистов, не зная и не понимая исламской цивилизации, вы совершите ошибку. Конечно, были и те, кто понимал, но причина, по которой социализм не стал массовым, в том, что он противостоял исламу. Ислам – это часть нашей цивилизации. Будь то коммунист, социалист или националист, он является частью нашей цивилизации».

Пророк Мухаммед был одним из величайших социалистов своего времени

Демирташ сказал: «Не сравнивайте шаги, предпринятые 1400 лет назад во имя ислама, во имя пророка Мухаммеда, с сегодняшним днем. Сравнения пророка Мухаммада того времени стоят сегодняшнего ЕСПЧ. Сравните это с сегодняшним днем. В то время как в тот день творилось невежество, пророк Мухаммад предлагал альтернативу, он опирался на бедных. Мы говорим о пророке, который объединил верующих и язычников под одним договором. Как вы можете отбросить его? Если бы пророк Мухаммад жил сегодня, он бы создал конвенцию, более совершенную, чем Стамбульская конвенция и конвенции ООН. То, что они говорят, является революционным. Пророк Мухаммед был одним из величайших социалистов своего времени. Он был на стороне бедных и трудящихся. У него не было богатства. Хотя он взял под свой суверенитет значительную часть арабской географии, он не создал государство под названием Мухаммадия. Разве сегодня те, кто строит самые роскошные дворцы в мире, получает самые большие тендеры и больше всех притесняет бедных людей, являются мусульманами?

Пророк Мухаммад не ставил цель, чтобы мои внуки воровали

Пророк Мухаммад не ставил перед собой цель, что 1400 лет спустя мои внуки будут воровать и развращаться. Мусульманин, который знает это и живет иначе, – один из самых опасных типов в мире. До появления современных законов, таких как ЕСПЧ, Конвенция о правах женщин и Конституция, законы определялись религиями. В 500 году до нашей эры Ной написал законы Ноя. Не поклоняться идолам, не воровать, не есть живых животных. Очень важно понимать сегодняшние законы и несправедливость. Американская Декларация независимости не возникла спонтанно. Заратустра говорил похожие вещи. Верить в существование Бога, не верить в идолов, соблюдать запрет субботы, не давать ложных показаний, не жаждать чужого имущества и жизни. Я говорю о тех годах, когда не считали за честь убивать девочек.

Как будто мы не были центром тысячелетней цивилизации, западный мир внезапно объявил исламскую географию варварской, и западная культура стала доминировать во всем мире. Все наши взоры обращены на Запад. Мы едем на Запад, если собираемся в отпуск, на Запад, если собираемся бежать, на Запад, если собираемся работать. Мы берем литературу оттуда. Мы не поворачиваемся лицом к востоку. Это сознательное искажение. Восток – это центр цивилизации. В последние 300 лет исламисты вели свои поиски в связи с культурной гегемонией западного империализма. Политический ислам развивался в соответствии с этой тенденцией.

На протяжении 1400 лет ислам переживает большие кризисы

На протяжении 1400 лет ислам переживает большие кризисы. Может ли ислам в новое время сосуществовать с правами человека, должны ли мы жить с пониманием ИГИЛ* и «Аль-Каиды»? Пока мы говорили об этом, произошло очень важное событие. Впервые в истории выборов в светской Турции возникло предвкушение, что ислам выйдет из этого кризиса. 3 ноября 2002 года AKP пришла к власти в одиночку. Это вызвало волнение в исламском мире, но неужели наше несчастье оборвалось? Это вызвало волнение по поводу того, могут ли ислам и демократия сочетаться. Каждый мусульманин чувствовал это в своем сердце, и я тоже. Я задавался вопросом, возможно ли это. Это было его утверждение. Если бы я был ататюркистом, я бы оценил это, но то, что случилось, когда мы это сделали, – это другой вопрос. Они наплевали на 1400 лет угнетения и упустили шанс сломать гегемонию, установленную Западом на 300 лет ради своих корыстных интересов. Они доказали, что ислам, демократия и права человека не могут сосуществовать. Они опозорили этот опыт. Они передали его Дилану Полату, Фатиху Териму, Седату Пекеру, Алааттину Чакыджи, Сулейману Сойлу. Они передали его Али Агаоглу и Ченгизу Голдингу. Каждый социалист, каждый турок, каждый курд, у которого в сердце столько страха перед Богом, должен осознавать, какой опасности мы подвергаемся.

В Кобани одна из двух противостоящих друг другу сил представляла свет, а другая – тьму, о которой я рассказывал все утро. Таков менталитет, с которым действовал ИГИЛ*. Мысль, сформированная курдским движением в Рожаве, – это то, что описал я. Вот как мы смотрим на ислам. Перспектива, которую мы выдвигаем при решении курдского вопроса, является наиболее разумной и прогрессивной. Женская освободительная перспектива даже более продвинута, чем европейская. Перспектива освобождения женщин сыграла решающую роль в курдском движении. Второе – это экологический подход. Окружающая среда – это одно, а экологическое движение – совсем другое. В экологическом движении есть общество, деревья, камни, ручьи, социология и социализм. Сегодня, будь вы мусульманин, христианин, мужчина, женщина, курд или турок, лучшая идея, которую мы можем защищать, – это экосоциализм. Я также советую мусульманам прочитать о ней и посмотреть на нее. Ислам – это наиболее подходящий образ мышления для экосоциализма. И снова о социал-демократическом аспекте курдского движения. Мы рассматриваем представительную демократию как неполную демократию. Мы выступаем за переход к прямой демократии. Демократическая автономия – это административная модель такого подхода. Это называется самоуправлением. Курдское движение – антикапиталистическое, трудовое, против эксплуатации и ограбления труда. Оно выступает за то, чтобы каждый человек имел бесплатное жилье и доход, позволяющий ему жить достойно, без недооценки какой-либо профессии. Оно не приемлет никаких инвестиций, сделанных капиталистами за счет разграбления природы.

Курдское движение является антиимпериалистическим, оно выступает как против культурного, так и физического империализма. Оно не защищает нацию, основанную на монизме, расизме, языке и этнической принадлежности. В рамках нации может быть более одного языка, и все равны. Мы выступаем за либеральный секуляризм, который основан на свободе вероисповедания. Но он выступает за такое государственное управление, при котором государство одинаково относится ко всем языкам и религиям. Диянет не служит для суннитской секты ханафитов, он создает совет по религиозным делам, включающий атеистов езидов, алевитов, суннитов не служит суннитской секте ханафитов, он создает совет по религиозным делам. Он выступает за религиозное служение, в котором все, включая христиан, представлены в администрации, всем предоставляются равные услуги и разрешено богослужение. Место поклонения джафаритов ничем не отличается от мечети. Эта родина – общая родина для всех нас. Когда мы так говорим, это то же самое, как если бы мы построили незаконное здание на земле их отцов. Брат, когда мы говорим «общая родина», мы отдали самую большую часть этой общей родины. Мы ничего не хотим от твоей земли, которая досталась нам по наследству. Мы отдали большую ее часть. Мы называем это общей родиной, а вы все еще не принимаете ее. Месопотамия, Анатолия и Фракия – наша общая родина. Она не является собственностью чьих-либо отцов. Оджалан сыграл свою роль в разработке и реализации всех этих теорий. Вот почему мы обращаемся к нему, вот почему мы просим о разговоре с ним.

Оджалан – это шанс и для курдов, и для Турции

Я могу откровенно сказать, что не являюсь не фанат Оджалана. Я встречался с ним 8 раз и читаю его с юных лет. Несмотря на то, что он находится в Имралы, он придерживается взглядов демократического решения. Что, если бы Абдулла Оджалан был радикальным религиоведом, расистом? Что, если бы Оджалан был радикальным религиозным националистом? Куда бы повернула Турция, неужели они не понимают, насколько это важно? Когда мы говорим «господин Оджалан», они поднимают шум, но если мы говорим «господин Кенан Эврен», они ничего не говорят. Я здесь не для того, чтобы обсуждать создание Абдуллой Оджаланом РПК и последствия этого. На своем собственном процессе он дал самокритику и предложил решения. Это не просто отношения шейха и ученика. Мы говорим так, потому что понимаем то, что читаем и узнаем. Оджалан – это шанс и для курдов, и для Турции. Воспользуйтесь этим шансом. Отправьте делегацию в Имралы вместо того, чтобы отправлять турецкую молодежь на войну при температуре -20 градусов. Неужели от этого разверзнется ад? Пусть дети живут, вот что мы пытаемся сказать, вот чего мы хотим. Это наш призыв не допустить поражения просвещенного менталитета. Это наше мировоззрение, наш подход к людям».

 

Слушания продолжатся завтра в 10.00 утра.

* - террористическая организация, запрещена в РФ