Турция

Бывший мэр Вана: начинается «новая эра» турецкой политики

Бедиа Озгёкче Эртан, курдский политик, которую лишили должности в Ване после победы на выборах в 2019 году, поговорила с Medya News о попытке правительства подорвать демократический процесс, не допуская к власти Абдуллу Зейдана.

Недавно турецкие власти приняли беспрецедентное решение восстановить Абдуллу Зейдана, представителя прокурдской Партии народного равенства и демократии (ПНРД), в должности мэра города Ван, отменив предыдущий демарш с лишением должности после явной победы политика на выборах. Это решение было принято после двух дней уличных протестов, сопровождавшихся массовыми арестами и нападениями на журналистов, а также в условиях выраженного политического давления как в Турции, так и на международной арене. Многие восприняли этот успех, как поворот к лучшему будущему в турецкой политике.

Власти Турции уже давно стремятся подорвать демократический процесс в курдских городах и провинциях, отстраняя от должности демократически избранных политиков и заменяя их лояльными государству губернаторами. У Бедии Озгёкче Эртан тоже отобрали победу сразу после победы на выборах в Ване в 2019 году. Впоследствии ей пришлось уехать в Европу.

Из 65 курдских мэров, избранных на тот момент, 59 были отстранены от должности, а некоторые оказались в тюрьмах. Medya News удалось побеседовать с курдским политиком, чтобы узнать её мнение о случившемся в Ване, текущих политических изменениях в Турции и о том, что эти процессы означают для курдского населения страны и демократической оппозиции. Ниже мы приводим основные тезисы этой беседы.

- Ранее многие демократически избранные курдские мэры, включая вас, были незаконно лишены должностей. Что же изменилось в Ване?

- Отказ в выдаче свидетельства об избрании мэра вызвал множество вопросов как в городе, так и по всей Турции. На этот раз подняла голос [основная] оппозиция. Это была циничная попытка взять контроль, и чаша терпения переполнилась. Народ вышел на улицы. Прежде давление со стороны государства, атмосфера страха и насилия были ещё хуже, чем сегодня. Любого, кто возражал, либо арестовывали, либо увольняли с работы.

Правительство пыталось подавить демократическую реакцию, но им это не удалось, и народ сказал последнее слово. Это был настоящий успех.

- Прежде главная оппозиционная партия, НРП, сдержанно относилась к антидемократическим мерам в курдских регионах, но и она выступила с критикой в связи с попыткой свержения Зейдана. Что изменилось?

- Они начали понимать нас, увидев, что опасность может угрожать и им. Когда в курдский муниципалитет был назначен первый политик-лоялист, не завоевавший должность на выборах, мы обращались к оппозиции и говорили: «Сегодня эта несправедливость совершается по отношению к нам. Завтра это случится с вами». И наконец они осознали угрозу. Оппозиция должна, как минимум, слушать людей, опираясь на верховенство закона и выбор народа. На этот раз попытка отдать место мэра представителю ПСР вызвала яростные возражения оппозиции. Конечно, я считаю, что это правильно. Это служит на пользу демократии.

Так и должно было случиться!

- В какой степени мы можем охарактеризовать события в Ване, как значимый поворотный момент в турецкой политике?

- Последние события в Ване показали, что, когда оппозиция объединяется, правительство, которое намеревалось нарушить закон, делает шаг назад. Единство в условиях несправедливости может решить многие проблемы. Один этот пример открыл дверь в будущее. Возможно, начнется новая эра, в которой Эрдоган, высказавшийся очень резко в адрес курдского народа в ночь выборов, больше не сможет говорить в таком ключе. Это можно рассматривать, как шанс на формирование более прозрачного политического процесса.

- Какой будет реакция турецкого правительства, разрабатывающего новую стратегию в преддверии всеобщих выборов 2028 года?

- Государство больше не сможет продолжать свою нынешнюю политику. Я думаю, что правящему классу придется отступить от текущей ошибочной стратегии и прислушаться к требованиям курдского народа, чтобы сохранить свое существование. Турецкий режим готовился к войне, рассчитывая укрепить свою власть. Теперь они увидели, что социальная напряженность крайне высока, и должны понимать, что Эрдоган будет терять доверие, если не примирится с курдами. Думаю, правительство это осознает.