Сопредседатель Народно-демократического фронта Камиран Бервари критикует соглашение между правящей партией Южного Курдистана ДПК (Демократической партии Курдистана) и центральным правительством Багдада о будущем Шенгала как продолжение атак Исламского государства.
9 октября правительство Ирака подписало соглашение с руководством Южного Курдистана в Хевлере (Эрбиль) о разделении власти в районе Шенгала, главном поселении езидов, без участия в обсуждении этого документа представителей населения региона. Договор, подписанный в Багдаде под давлением США и Турции и под наблюдением ООН, направлен, в частности, против низовых демократических структур, которые были созданы после геноцида езидов в августе 2014 года. Роспуск структур самоуправления осуществляется ради «борьбы против РПК» и должен быть приведен в исполнение в соответствии с соглашением.
С момента заключения соглашения Шенгал живет в большом напряжении, там проходят ежедневные массовые протесты. Вскоре после переговоров по соглашению центральное правительство Ирака направило в регион тысячи солдат. Однако из-за протестов Багдаду пришлось обратиться в Автономный совет Шенгала. Таким образом, по крайней мере, на время был предотвращен роспуск Asayîş, сил безопасности самоуправления. Сопредседатель Демократического народного фронта Камиран Бервари, который также является членом Национального конгресса Курдистана (KNK), оценил события вокруг соглашения между Хевлером и Багдадом в этом интервью, проведенном с ANF в Дохуке.
Бервари сначала упомянул текущую фазу реконструкции Ближнего Востока и подчеркнул важность статуса для курдов. «За последние 40 лет борьба курдов за свободу достигла другого уровня. Силы, которые хотят изменить Ближний Восток, не предоставляют курдскому народу никаких прав. Курдистан, как мы знаем, был разделен между Турцией, Ираном, Сирией и Ираком. Курдская сторона четко обозначила три момента: во-первых, спасение Большого Курдистана, во-вторых, освобождение курдов и Курдистана и в-третьих, гарантия статуса курдов. Весь мир должен знать, что отныне курды никогда больше не согласятся жить без статуса».
Соучастники нападения на Шенгал
Бервари охарактеризовал соглашение между Хевлером и Багдадом о районе Шенгала как продолжение заговора, позволившего преступникам ИГИЛ атаковать Шенгал в 2014 году. Бервари сослался на уход ДПК из региона Шенгал, когда ИГИЛ собиралось атаковать, и на предшествовавшее этому разоружение езидского населения. «ИГИЛ напало на Шенгал после решения, принятого 1 июня в Иордании и Омане. Этот заговор, в котором участвовали семь стран, продолжается и сегодня. В этом же контексте следует рассматривать соглашение от 9 октября об оккупации Шенгальского района. Эти силы хотят положить конец атакам, которые ИГИЛ оставило незаконченными в 2014 году. Их цели те же. Другими партнерами в атаках на Шенгал являются Хевлер и Багдад. Этими атаками они хотят разделить и разрушить езидское общество », – сказал Бервари.
Уход ДПК и центральных иракских войск никогда не будет забыт
Камиран Бервари считает, что джихадисты ИГИЛ будут переселены в Шенгал на основании этого соглашения. Политик описывает силы, стоящие за соглашением, как «оккупантов», которые хотят изменить карту Шенгала и переделать ее в соответствии со своими интересами. «Эти державы очень хорошо знают, что автономия Шенгала положит конец всем диктаторам в Курдистане. Они видят в этом угрозу для себя и хотят разрушить устоявшиеся структуры самоуправления. Этим соглашением они шлют послание народу Ирака и Курдистана, которое гласит: «никто не должен отстаивать свои права и свободы». Каждый регион имеет право на автономию. Никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела Шенгала. Иракские вооруженные силы и Пешмерга ДПК бежали, когда ИГИЛ собиралось атаковать, оставив езидское население беззащитным. Шесть лет спустя они осмелились сказать, что хотят править езидским народом. Жители Шенгальского района никогда не забудут, что ДПК оставила их беззащитными. Никто, кроме самих жителей Шенгала, не имеет права управлять регионом. Хозяева Шенгала – это те, кто погиб, сопротивляясь ИГИЛ и семьи павших».
Жители Шенгала сопротивляются
Бервари поддерживает протесты в Шенгале, выражающие мнение народа о соглашении. По его словам, вполне естественно не соглашаться с решениями и правлением сил, которые утратили свою легитимность из-за своего вклада в геноцид езидов. Кроме того, жителям региона не нужны внешние войска. «Потому что силы обороны Шенгала состоят из езидов. Они могут гарантировать свою защиту без постороннего вмешательства». Бервари сказал, что езидам отказано в праве на самоопределение, и соглашение направлено на уничтожение автономии Шенгала. Оба фактора являются признаком всеобъемлющей атаки на курдов. «Эти силы не удовлетворены Шенгалом. Остальной Южный Курдистан и Рожава станут следующей целью».
«Единственная контрстратегия – это воля и решительное сопротивление езидского сообщества», – объясняет Бервари. Курдский народ и его демократические силы должны вместе встать рядом с езидами и предотвратить новый ферман (указ; термин «ферман» восходит к официальным приказам османских султанов о резне. С тех пор езиды подверглись 74 массовым убийствам, – прим). Рана езидов непрерывно кровоточила шесть лет. Ее нельзя исцелить», – сказал Бервари, призвав людей во всех четырех частях Курдистана объединиться вокруг Шенгала и его сил обороны для защиты достижений павших героев.
«В то же время я призываю все политические партии и международные силы нарушить молчание перед лицом угрозы нового указа. Если Шенгал будет обезлюден, это означает, что часть Курдистана будет оторвана от его жителей. Мы должны сделать все возможное, чтобы защитить Шенгал».