Журналистка Беритан Сария заявила, что сопредседательница Конгресса демократического общества (КДО) и парламента Демократической партии народов (ДПН) Лейла Гювен не отступила от своих целей и своей борьбы, несмотря на все обстоятельства. Именно поэтому Лейла Гювен и стала мишенью для властей Турции.
Ниже приведен полный текст интервью.
- Последние два года Турция наносит удары по сопредседательнице Конгресса демократического общества (КДО) и парламента Демократической партии народов (ДПН) Лейле Гювен. Как вы думаете, почему именно по Лейле Гювен?
- Мы все знаем, что в Турции правит фашистский режим. Если рассматривать историю турецкого государства с момента его создания на расовой почве, то оно ни на одном этапе своего развития не сумело трансформироваться в демократическое государство, поскольку все народы в Турции, находящиеся вне суннитских и турецких рамок, подвергались репрессиям, преследованиям и массовым убийствам. В 2015 году фашизм Турции достиг своего апогея с приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД). Лейла Гювен – оппозиционная политическая активистка, которая ведет за собой народ и ведет борьбу против фашистского государства.
А с 2015 года Турция ввела систему пыток и жестокой изоляции в Имралы против курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.
Лейла Гювен заняла твердую позицию по отношению к этой политике, что сделало ее мишенью для турецких властей. Сначала ее арестовали из-за ее предыдущей политической позиции по поводу сопротивления Африна, а 7 ноября 2018 года она объявила открытую голодовку в знак протеста в адрес системы изоляции, введенной в тюрьме Имралы против курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Когда она объявила забастовку, она сказала: «Я начала свою политическую работу в соответствии с философией и идеями курдского национального лидера Абдуллы Оджалана относительно участия женщин в политике. Сегодня лидер Абдулла Оджалан подвергается строгой несправедливой изоляции в турецкой тюрьме Имралы. Я объявила голодовку против этой изоляции и отныне не буду оправдываться в суде». Правда в том, что эти её слова имеют очень важное значение для всех борющихся женщин.
- Какое сообщение власть Турции хочет донести с помощью ареста Лейлы Гювен?
- Правда заключается в том, что с помощью ареста Лейлы Гювен власть Турции показывает, что её мишенью являются все женщины-политики и демократия в принципе. Турция – это антидемократическое государство, поэтому оно не терпит демократической политики. Конгресс демократического общества и Демократическая партия народов считают курдский вопрос главным вопросом в Турции. С другой стороны, турецкое государство под руководством капиталистических стран нацелилось на курдского национального лидера Абдуллу Оджалана.
Они не хотят, чтобы философия и идеи лидера Оджалана распространились, поэтому только ужесточают его изоляцию. Они стремятся заставить замолчать голос лидера Оджалана, чтобы он не достиг общественного мнения. Лейла Гювен ясно показала Турции, что она отвергает такую позицию и будет бороться за идеи Оджалана. В свою очередь, Конгресс демократического общества и Демократическая партия народов придерживаются принципов системы сопредседательства. Однако Турция категорически отказывается от этой системы, потому что изначально не терпит участия женщин в сфере политики. Турция также не терпит того, чтобы женщины занимались политикой, руководили обществом и развивали отношения с обществом. Именно поэтому власти Турции снова арестовали Лейлу Гювен. Следует уточнить, что тут речь идет не только о Лейле Гювен. Как вы знаете, когда 5 апреля 2015 года Турция ужесточила изоляцию курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, деятельность более 20 000 членов ДПН была остановлена и более 10 000 из них были арестованы. Этот факт также свидетельствует о том, что Турция не терпит демократической политики.
- Какое значение личность Лейлы Гювен имеет в борьбе за свободу женщин?
- Важно проанализировать и обсудить вопрос идентичности женщин. В настоящее время Лейла Гювен говорит, что вошла в мир политики под влиянием идей и философии курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, в которых он заявлял о необходимости участия женщин в политике.
Принимая во внимание позиции политиков и социальных институтов, которые борются за свободу курдского народа по этому принципу, то есть принципу, который отстаивал Абдулла Оджалан, мы видим, что существует связь между свободой общества и свободой женщин. Степень свободы любого общества измеряется степенью свободы женщин в этом обществе.
С 2007 года была принята система сопредседательства. Правда в том, что Турция поместила систему сопредседательства в рамки демократической программы, но в настоящее время эта система никак не признана на официальном уровне. В настоящее время женщины играют ведущую роль, будь то в Конгрессе демократического общества, Демократической партии народов или в других институтах. Женщины участвуют в политике, работают активно и эффективно. В свою очередь, Турция пытается подавить голоса женщин. Она делала это и раньше, но сейчас эти репрессии практически достигли своего апогея. Сегодня мишенью Турции становятся все женщины. Лейла Гювен является ярким тому примером.
- Известно, что протурецкие боевики в оккупированных Турцией районах северо-восточной Сирии и не только продолжают совершать ужасные преступления против курдских женщин. Какова оценка этой политики, ориентированной на подавление сопротивления женщин?
- Женщины особенно подвержены изнасилованиям со стороны полиции. Кроме того, молодежь и женщины подвергаются маргинализации в результате политики пропаганды наркотиков. Одновременно с этим Турция вместо того, чтобы преследовать насильников, работает над их защитой. Мы были свидетелями дела об изнасилования Апик Ары, которая покончила с собой после того, как её изнасиловал полицейский Муса Орхан. Однако этот полицейский так и не был арестован. Кроме того, с заявлениями по этому поводу выступили адвокаты и несколько правозащитных организаций.
До сих пор ни один человек, совершивший изнасилование, не был арестован в Турции, в частности не были наказаны также солдаты и офицеры. Турецкие женщины тоже должны быть осторожны, потому что эта политика затрагивает и их. Иными словами, Турция превратилась в кладбище для женщин.
Там ежедневно убивают много женщин, при этом они не находят никакой защиты. Многим женщинам угрожают их бывшие мужья, но суды стоят на стороне мужчин. После совершения преступлений мужчин освобождают или назначают смягченные наказания.
- Насилие и угнетение, осуществляемые турецким государством по политическим мотивам в отношении женщин в Северном Курдистане, также распространяются и на регионы северо-восточной Сирии. Каково ваше мнение по этому вопросу?
- Мы стоим перед страной, которая считает модель террористической организации ИГИЛ образцом для подражания. Это политика, основанная на дискриминации по половому признаку. Оппозиционная политическая активистка Лейла Гювен, которая следует своим позициям и принципами, обвиняется в терроризме и приговорена к 22 годам и 3 месяцам тюремного заключения. С другой стороны, хорошо видна ситуация в регионах северо- восточной Сирии, где есть женщины ИГИЛ. Правда заключается в том, что Турция стремится создать модель для женщин, которая является моделью для женщин ИГИЛ. Турция хочет, чтобы женщины не думали, не организовывались и не занимали руководящие позиции. Власти Турции стремятся закрепить модель, аналогичную рабству.
Турции необходимы женщины, которые занимаются только детьми и семьей. Женщины, которых удовлетворяют все аспекты и принципы мужской авторитарной системы. Женщины, которые рожают и заботятся о новых людях в пользу патриархата. Женщины, которые не принимают участие ни в политической, ни в административной, ни в гражданской деятельности общества.
Мы ясно видим, как Турция пытается реализовать это на оккупированных ею территориях северо-восточной Сирии. Мы видим, как боевики террористической организации ИГИЛ превращают женщин в рабынь. Они похищают женщин, пытают, насилуют и убивают. Турция является стратегическим форумом для этих методов. Под руководством Турции боевики ИГИЛ похищают женщин в Шенгале, нападают на них и убивают. Есть еще тысяча похищенных женщин из северо-восточной Сирии, судьба которых неизвестна до сих пор. Протурецкие боевики похитили из оккупированного Африна 7 000 человек, включая женщин. Позже некоторые из похищенных женщин были обнаружены в Анкаре. Так стало известно, что боевики ИГИЛ торгуют похищенными женщинами в Анкаре. К настоящему времени в Африне было убито 674 человека, в том числе 65 женщин. Кроме того, 68 женщин подверглись сексуальному насилию. Известно, что в оккупированных Турцией районах северо-восточной Сирии по сей день происходит множество преступлений против курдских женщин.
- Какова была позиция Лейлы Гювен в этой ситуации?
- Своей позицией Лейла Гювен выразила протест турецким преступлениям. Она стала голосом угнетенных женщин. Она хорошо считала ситуацию и знала, что необходимо делать. Она стала пионером борьбы за свободу угнетенных народов. Хорошо проанализировав ситуацию, Лейла Гювен увидела, что против курдского народа осуществляется геноцид.
Лейла Гювен настаивала на своей позиции. Все задержанные, политики и солидарные с курдским народом присоединились к борьбе Лейлы Гювен и поддержали ее деятельность. Таким образом, эхо этого события разнеслось по всему миру. А теперь Турция хочет отмстить ей за это. Однако в день своего ареста Лейла Гювен заявила: «Я могла бы бежать. Если бы я этого хотела, то я покинула бы страну из-за нависшей надо мной угрозой. Но я не уехала, и я продолжу сопротивление». Этими словами она окончательно подтвердила врагу, что не боится его и будет бороться до конца.
- Что нужно сделать, чтобы быть эхом голоса Лейлы Гювен?
- Борьба, которую начала Лейла Гювен, будет продолжаться. Необходимо, чтобы все народы Турции и курдский народ объединились и поддержали сопротивление Лейлы Гювен. Наши голоса должны зазвучать в унисон.
На этом очень уязвимом этапе борьба, возглавляемая Лейлой Гювен, которая защищала свои и народные ценности, а также играла роль первопроходца в борьбе женщин за свободу, должна быть обострена. Чтобы мы могли стать эхом голоса сопротивления Лейлы Гювен и ее товарищей, мы должны объединиться. Нам необходимо активизировать борьбу и приложить больше усилий. Интеллектуалы, политики, журналисты и все другие слои общества должны активизировать свою деятельность и борьбу против ареста Лейлы Гювен и остальных курдских политиков.
Только таким образом мы можем гарантировать физическую свободу курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и всех других политических заключенных, которые боролись за свободу и демократию по его стопам. Правда заключается в том, что мы должны прилагать все усилия, чтобы обеспечить свободу Абдулле Оджалану. Исходя из этого, все слои населения и курдский народ в частности должны включиться в большое и всестороннее сопротивление.
- Что сделали журналисты для поддержки сопротивления Лейлы Гювен?
- Для нас, журналистов, работающих в регионах Автономной администрации северо-восточной Сирии, и для меня, как для представительницы курдского народа, моральный дух и решимость черпаются из борьбы и сопротивления Лейлы Гювен.
Такие женщины, как Лейла Гювен, считающиеся пионерами борьбы за свободу и равенство, стали для нас источником вдохновения. Они являются источником морали, источником вдохновения и морального духа. Мы твердо настроены работать вместе, чтобы сплотиться вокруг сопротивления Лейлы Гювен.
Кроме того, женщины-бойцы оказывают большое сопротивление в горах Курдистана, чтобы ограничить геноцид и ликвидировать турецкий фашизм. Политические активистки в Турции, молодые женщины и все феминистские движения ведут неустанную борьбу. То же самое происходит и в Рожаве, где женщины проявляют большое сопротивление. Из-за своей борьбы эти отважные героини постоянно становятся мишенями для атак со стороны Турции. Однако, несмотря на все это и на все жертвы, женская борьба будет продолжаться. Женщины с каждым днем становятся все непоколебимее и все решительней. Мы будем бороться до конца несмотря ни на что.