Байык: нельзя недооценивать народ, борющийся за свободу

Джамиль Байык заявил: «Политическая и идеологическая деятельность Рабочей партии Курдистана способствовала накоплению опыта во всех сферах общественной жизни, и теперь РПК является мощным оплотом курдского народа».

Идеология, политическая и организационная линия Рабочей партии Курдистана и её практика продемонстрировали важный опыт во всех отношениях. Джамиль Байык напомнил, что почти в каждой семье есть погибший, ветеран или политзаключенный, который находится в заключении не менее 10 лет: «Эта борьба коснулась всего курдского народа, в ней участвовал почти весь народ. Таким образом, она стала борьбой народа в целом. Невозможно помешать этому народу бороться за свободу».

 Сопредседатель Исполнительного совета АОК Джамил Байык ответил на вопросы информационного агентства ANF по случаю 43-й годовщины основания РПК.

– Абдулла Оджалан определяет период 1973-1976 годов как «период узкого круга». Не могли бы вы рассказать о нем?

 – Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан происходит из поколения революционной молодежи 1968 года – в этот период он учится в Анкаре.  Анкара, как и Стамбул, является одним из центров революционного молодежного движения.  В то время как раньше рассматривали решение социальных и политических проблем в рамках религии, он принял идеи социализма. Когда он закончил школу и поступил в Амед в качестве государственного служащего, он стал приверженцем идей социализма.

Год, который он провел в Амеде, оказал значительное влияние на его мировоззрение – на понимание реалий, в которых существовал курдский народ, и политической ситуации. 

1970-1971 год, когда он поступил на юридический факультет Стамбульского университета, стал важным периодом в политической борьбе Абдуллы Оджалана. Организация «Революционные культурные восточные очаги» (РКВО) пользуется признанием, хоть и ограниченным, хотя в Турции появляется все больше революционных молодежных движений.  «Революционные культурные восточные очаги» были объединением в основном курдских студентов в Турции. РКВО была образована в 1969 году и запрещена после военного переворота 1971 года. На лидера Абдуллу Оджалана повлияла речь Махира Чаяна, произнесенная на семинаре. Мнение Махира Чаяа о том, что курдская проблема существует и должна быть решена, и его подход к проблемам повлияли на лидера.

Позже Оджалан поступил на факультет политических наук Университета Анкары, студентом которого в 1972 году был Махир Чаян. Здесь в основном он общается со сторонниками Фронта Народно-освободительной партии Турции – турецкой марксистско-ленинской вооруженной организацией. Она была основана в 1970 году Мюниром Рамазаном Актолга, Юсуфом Купели и Махиром Чаяном. После резни в Кызылдере 30 марта 1971 года Махир Чаян и его товарищи выступили инициаторами бойкота, протестуя против зверств государства. После переворота 12 марта Оджалан был арестован и отправлен в военную тюрьму Мамак, где отбывали сроки Дениз Гезмиш, Юсуф Аслан и Хусейн Инан. Этот семимесячный тюремный срок стал поворотным моментом в политической борьбе курдского национального лидера.

Дениз Гезмиш, Хусейн Инан и Юсуф Аслан были казнены. После этих казней Абдулла Оджалан принял судьбоносное решение развивать революционное движение, чтобы избежать подобных ужасов в дальнейшем. Курдский национальный лидер был освобожден спустя 7 месяцев: на тот момент 22-летний студент участвовал только в одном студенческом бойкоте.

 Как только он вышел из тюрьмы, он организует молодежь на факультете политических наук, где Фронт Народно-освободительной партии Турции играл важную роль.  За короткое время он становится признанным студенческим лидером не только на факультете политических наук, но и в Анкаре. 1972 и 1973 годы проходят в работе по организации молодежи.

 В процессе организации молодых людей, симпатизирующих Фронту Народно-освободительной партии Турции, Абдулла Оджалан концентрируются на решении курдской проблемы. Он заключает, что Курдистан является колонией и что необходимо вести борьбу за его освобождение от колониализма. Он по-разному выражает эту идею, организуя революционную молодежь в Анкаре. Весной 1973 года в кругу пятерых своих друзей он выдвигает тезис о том, что Курдистан – это колония.  Эта встреча определила ядро ​​молодежной группы апочистов.

В это же время он продолжает возглавлять организацию молодежи в Анкаре, становится президентом-основателем Демократической ассоциации высшего образования Анкары. Он ведет молодежь к освобождению от реформизма и привлечению к линии революционной организации и вооруженной борьбы. Социалистическое революционное молодежное движение, которое существует по большей части в форме социал-шовинизма в Турции, рассматривало ранее курдский вопрос отдельное курдское образование, входящее в идеологическую организацию.  Другие левые группы назвали это образование «апочистами», поскольку его возглавлял курдский национальный лидер Абдулла Оджалан.

В 1974-1975 годах Оджалан выдвигает следующий тезис: «Курдистан – колония, поэтому должна вестись борьба за национальное освобождение». В 1976 году в Анкаре обучаются десятки кадров, которые в дальнейшем посвятят свою жизнь борьбе за свободу курдского народа.

Несмотря на то что в 1975 году мы время от времени ездили в Курдистан, на Дикменском собрании 1976 года было решено, что в Анкаре создано достаточно кадров, получивших идеологическую подготовку, и они должны быть перемещены в Курдистан.

Каковы были основные темы дискуссий, состоявшихся на Дикменском собрании в январе 1976 года?

 – Дикменское собрание в январе 1976 года состоялось после того, как группа студентов создала важный штат в Анкаре. На встрече присутствовали в основном товарищи Анкары, из Курдистана было всего 2-3 человека.  Исследования в Курдистане были начаты в 1975 году, хотя и в ограниченном объеме. Они проводились в таких местах, как Антеп, Дерсим, Урфа и Бэтмен. Эти исследования также были освещены на встрече, но по сути это было похоже на первую официальную встречу группы. На этой встрече было решено вернуть кадры в Курдистан и было сформировано организационное управление путем избрания двух заместителей Абдуллы Оджалана. До этого курдский национальный лидер в основном руководил управлением группы. На этой встрече было решено вернуться в Курдистан. Таким образом, 1976 год стал годом, когда все кадры в Анкаре поехали в Курдистан, и группа полностью обосновалась в там.

– Стала ли речь курдского лидера на семинаре в Палате архитекторов и инженеров Анкары в 1977 году началом периода, охватывающего 1976-1978 годы? Можете ли вы подвести итоги работы за эти годы?

– Встреча в Палате архитекторов и инженеров в 1977 году является результатом работы в Курдистане, которая вышла на новый уровень. Усилия по возвращению кадров в Курдистан принесли результаты, и апочисты доказали серьезность своих намерений на практике. Таким образом, встреча 1977 года была полной презентацией апочистских взглядов всем левым силам.  Идеолого-политические взгляды группы были достаточно ясны, чтобы создать программу.В ыступления руководства стали справочником идейно-политических взглядов группы апоистов.

Известно, что после этой встречи Оджалан покинул Анкару и провел встречи в Курдистане. Можете ли вы поделиться деталями этого визита?

– Абдулла Оджалан предпринял поездку по Курдистану, которая началась с Элязыга. Он встречался со своими сторонниками.  Таким образом, кадры группы апоистов испытали сильное идейно-политическое влияние. Это дало импульс их работе.  Важные результаты были достигнуты в рабочих городах, таких как Антеп и Батман. Наши ряды пополнялись новыми кадрами. Наша организация развивалась не только за счет молодежи и рабочих, но и  государственных служащих, женщин и крестьян. Наше движение добилось больших результатов в плане социальной базы своей идейно-политической линии.

– Тогда начались атаки турецкого государства, а после и идеологические отклонения.  18 мая был убит Хаки Карер. Что означала его гибель?

– Курдский национальный лидер объездил все города Курдистана и провел свою последнюю встречу в Антепе с группой из 80 человек. Вскоре после его возвращения в Анкару товарищ Хаки Карер, которого он называл «моя тайная душа», был зверски убит.  Он был одним из наших товарищей, идеологом апочистов, он был их лучшим представителем. Он обучал и организовывал молодежь. Он сыграл большую роль в обретении идентичности, индивидуальности и эффективности группы апочистов.  Во многом благодаря ему группа стала очень влиятельной в Антепе. Она добивалась большого прогресса как организация, к которой все организации относились серьезно и уважительно.

В лице Хаки Карера эти достижения пытались ликвидировать. Его гибель стала шоком для новой группы. Но товарищ Хаки сделал то, чего до него никому не удавалось, уничтожить его достижения было невозможно. Гибель товарища Хаки стало основой этой борьбы. Личность Хаки Карера стали главной ценностью этой борьбы.

Несомненно, гибель Хаки Карера повлекла за собой принятие новых решений в организационном плане, а также шаги по защите и развитию организации, поскольку атаки были направлены на предотвращение развития организации и ликвидацию группы.  Основной состав группы был ликвидирован, само существование группы оказалось под угрозой. По этой причине было решено применить революционную борьбу против агентских структур –  для этого было создано вооруженное сопротивление. 

Гибель Хаки Карера привела группу к решению не отступать и бороться против тех, кто будет препятствием для развития организации, кто будет использовать силу против нашей организации, бороться против них, в том числе и с помощью вооруженной оппозиции. Фашисты, организованные под крышей Партии националистического движения в некоторых районах Антепа, Урфы, Элязыга, Бингёля и Сархата, нападали на революционеров при поддержке государства и не давали революционерам права на организацию и жизнь. Эти нападения также сделали необходимым вооруженное сопротивление.

Гибель Хаки Карера также стала результатом процесса социализации. Вооруженная группировка под названием «Сулейманлар», находящаяся под контролем государства, организовала нападение в Хилване: они хотели не допустить того, чтобы люди развесили портреты Хаки Карера в годовщину его гибели. Был убит Халил Чавгун, один из важнейших кадров в районе Урфа. Гибель Хаки Карера и последовавшие за ней нападения потребовали от группы вести активную вооруженную борьбу.

Гибель Хаки Карера также повлекла за собой установление культуры и традиций признания важности павших героев, осмысления гибели героев и превращения каждого погибшего в средство усиления борьбы. Устранение атак врагов путем реагирования на каждую гибель по мере развития борьбы стало основой нашего движения. Таким образом, каждая гибель была не потерей для нашей борьбы, а фактором развития и великой силой.

 Гибель товарища Хаки Карера по сути стала началом формирования партии. Несомненно, другие факторы привели к необходимости создать партию, но именно гибель товарища Хаки Карера подвигла товарищей наконец сделать этот шаг.

– Стоял ли вопрос о том, что создавать – политическую партию или вооруженную организацию?

 – В 1970-е годы шли споры об этом, анализировалось, в каких странах борьба ведется партией, а в каких – вооруженной борьбой. Были сделаны оценки: например, что партия во Вьетнаме, фронт в некоторых странах Африки и партизанская армия на Кубе привели борьбу к успеху. Наше движение изначально было молодежной группой. В период идеологической борьбы существовал подход, подобный ведению борьбы молодежной организацией. Но в этом были определенные недостатки. Во-первых, ведение борьбы путем лишь вооруженной группы или армии считалось неприемлемым для социальных и политических реалий Курдистана. Было определено, что общество Курдистана находится в отрыве от своей реальности из-за исторических и социальных особенностей развития Курдистана, формы суверенитета в Курдистане на протяжении всей истории и политики геноцида национальных государств. Результатом сотрудничества курдских правящих кланов стало существование и формирование менталитета, несовместимого с социальной и политической реальностью Курдистана.

 Основываясь на этих фактах, было решено, что организационная структура и вооруженная борьба будет идти только через формирование партии. Несомненно, все эти идеи принадлежали курдскому национальному лидеру Абдуллу Оджалану.  Революционеры Курдистана, то есть группа апочистов, с самого начала отдавали приоритет идеологической борьбе. Успеха в Курдистане можно было добиться только за счет концентрированной идеологии и ее организации. Этого можно было достичь только с партией, основанной на идеологическом фундаменте.  После всех этих факторов и событий, в том числе и после гибели Хаки Карера, начались усилия по созданию партии. Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан сделал важный шаг в создании партии, написал проект партийной программы, подготовив манифест, который стал ее началом.

И социальная борьба, и воорущенная борьба могли проводиться должным образом только с такой партией. На том этапе существующая социальная база, кадровый состав и наша сила солидарности не могли быть осуществлены с помощью предыдущей организационной структуры, равно как и борьба не могла получить развитие и была переведена на новый этап.

 22 молодых человека тайно собрались 26-27 ноября 1978 года в обычном деревенском доме в районе Лидже в деревне Фис. Это огромный шаг, который продолжает иметь ключевое значение в наши дни. В каких условиях и как проходила эта встреча?

 Во время конгресса мы воевали с племенной структурой в Хилване – вооруженной группировкой, связанной с государством, оказывающим давление на людей. Они были больше племенем, чем частью народа. С другой стороны, мы стали движением, которое обрело влияние во всем Курдистане и с симпатией было встречено людьми.

Встреча была организована секретно. Она проходила в доме нашего друга Сейфеттина Зогорлу в дождливую погоду. Друзья подошли к назначенному месту в центре Амеда и оттуда добирались до места встречи группами по двое или трое. Встреча длилась два дня.

Лидер объяснил, зачем нужна партия. Позже обсуждались программа, устав и манифест. вносились необходимые изменения. Наконец, было решено сформировать центральный комитет из 7 человек. Было избрано руководство из трех человек с двумя помощниками курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Когда собрание закончилось, товарищи снова разошлись группами по два-три человека.

– Какова была ситуация для вас, для Турции и для Курдистана во время этой встречи?

–Период создания партии – это период обострения «холодной войны». По сути, мир разделился на два лагеря. Афганистан стал районом, где «холодная война» превратилась в открытый конфликт.  Социалистические страны тоже были разделены на три части. Россия, Китай и Албания пытались повлиять на другие реальные социалистические страны и партии с их различными идеологическими и политическими позициями. С другой стороны, Северная Корея обособилась от них всех. Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан с самого начала был далек от них всех – он не выступал напрямую в поддержку ни одной из них. Определенная критика высказывалась против идеологических и политических подходов всех из них. В то время эти три линии не поддерживали никаких политических движений, если они не вставали на их сторону. В этом отношении группа апочистов не имела никаких отношений с этими тремя странами.

США и Европа враждебно относились ко всем левым движениям.  НАТО как военная сила была организацией, выступающей против возглавляемого Советским Союзом Варшавского договора.  Внутри НАТО была проведена «Операция Гладио» (операция «Гладио» – от итал. Operazione Gladio, операция «Меч» — наименование тайной операции НАТО после Второй мировой войны. – Прим.) против левых движений. У него было контроружие, ведущее грязную борьбу против социалистических сил повсюду.

США повсюду поддерживали военные фашистские перевороты, чтобы левые силы не могли прийти к власти и были подавлены.  Социалистический лагерь также не поддерживал левые движения, независимо от политического и социального устройства стран.  Фактически во многих странах, связанных с социалистическим лагерем, существовали авторитарные правительства, пользующиеся поддержкой социалистической системы.  советско-американский конфликт и конфликт двух лагерей давали возможность выжить этим авторитарным системам.

Турция – член НАТО, была государством, получающим поддержку США и Европы. Это был форпост НАТО против Советского Союза.  Власть в Турции получила полную поддержку от НАТО. При такой поддержке они проводили политику культурного геноцида курдов и создали систему давления на все леводемократические оппозиционные силы.  В начале 1970-х годов была оказана поддержка подавлению демократических революционных сил, и тогда случился военный переворот 12 марта. 

Фактически геноцидная колониальная система в Курдистане без каких-либо возражений продолжала свою политику геноцида и жестокости при этой поддержке. Никакого изменения политического характера правительств, не говоря уже об изменении границ, в странах, являющихся членами НАТО, не было и речи. Апочисты вышли на историческую арену, чтобы вести национально-освободительную войну против колониальной державы.

Страны НАТО оказывали Турции все формы военной, политической и экономической поддержки в 1970-х годах, хотя некоторые экономические, социальные, культурные и политические кризисы углубились.  Несмотря на то что переворот 12 марта нанес удар по революционным и демократическим силам, герои Дениз Гезмиш, Махир Чаян и Ибрагим Кайпаккая вскоре позволили революционному молодежному движению встать на сторону социалистической линии.

Борьба демократических революционных сил, рабочих и борьба всех социальных слоев постоянно усугубляли кризис в Турции. Она привела к краху нынешней политической системы. Настолько, что кварталы и улицы были политически разделены на правые и левые. Не только государственные служащие, инженеры и врачи тогда были разделены по своим политическим взглядам, но даже разногласия среди полицейских обострились. Это разделение нашло отражение и в армии, особенно в военных училищах. В этой ситуации НАТО вмешалось со своей операцией «Гладио» и поставило фашистских контрас (контрпартизан) против революционных сил и народа, чтобы подавить революционные движения и народную оппозицию. Власть, которая стала политически неспособной к управлению, была бы свергнута, и была бы сформирована революционно-демократическая власть, если бы не поддержка со стороны НАТО.  С одной стороны, атаки, с другой – резкое разделение левых сил не позволяло власти попасть в руки народных сил.

В 1978 году в Турции произошло великое пробуждение свободы, освободительного движения в Курдистане.  Многие курдские группы организовывались по всему Курдистану. Хотя большинство из них носили реформаторский характер, в Курдистане на этой основе происходила интенсивная политизация.  С другой стороны, апочисты получили большую поддержку со стороны общества, особенно молодежи Курдистана, с их идеологической подготовкой, организацией и действиями (практикой). Вокруг этого движения началось сплочение рабочих, бедняков и женщин.  Идеологическая и политическая инициатива в Курдистане была полностью в руках апочистов. Оказалось, что это движение могло развиваться с большей скоростью. Вскоре апочистское движение и идеологическое новаторство из северного Курдистана (Бакура) распространились в четырех частях Курдистана. В 1974 году движения в южном Курдистан потерпели поражение и были ликвидированы. РПК вышла на историческую арену и предотвратила возникновение политического вакуума в Курдистане.

– Как было принято решение назвать партию Рабочей партией Курдистана?

– Название партии на учредительном собрании не уточнялось.  Позже, на первом заседании Центрального комитета, было решено назвать партию именно так – Рабочая партия Курдистана (РПК). Затем было распространено учредительное заявление партии. Абдулла Оджалан подготовил декларацию партии после съезда. В мае 1979 года, после заседания ЦК, она была издана в виде буклета и распространена среди кадров.

Вскоре после этой встречи произошла резня в Мараше, военное положение было объявлено более чем в 10 курдских провинциях. Как в то время интерпретировал эту бойню Абдулла Оджалан?

– Резня в Мараше произошла 19-26 декабря 1978 года. Турция фактически находилась в ситуации гражданской войны: тогда в среднем каждый день в политических конфликтах погибало 20 человек. Большинство из них – представители революционной молодежи, которые были расстреляны. Резня в Мараше была проведена с целью создания психологической атмосферы подавления развивающихся революционных движений.

В Курдистане, особенно в Антепе, произошло важное развитие апочистов, революционеров Курдистана. Наше положение в регионах Хилван и Урфа значительно улучшилось. Поэтому и началась резня в Мараше. В районах проживания алевитских курдов и активности революционных сил были совершены нападения на рабочие места алевитов. Были убиты сотни курдов-алевитов. Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан оценил это как ответ на развитие нашего освободительного движения и создание партии. Он дал всестороннюю политическую оценку этой резне. 

Это раскрыло наш организационный статус и обязанности в рамках политической ситуации. Курдский национальный лидер считал резню в Мараше обликом фашизма. Тогда он предупредил, что, если революционеры не начнут сражаться вместе, этот процесс приведет к военному перевороту. Он сделал эту оценку за два года до 12 сентября 1980 года. История показала, что его прогноз был верен.

По этой причине Абдулла Оджалан хотел союза с различными революционными организациями. Проводились встречи с некоторыми организациями, дискуссии о совместной борьбе с фашизмом, но эти попытки не увенчались успехом, поскольку они не воспринимали ситуацию всерьез.

Резня в Мараше сделала нас более осторожными, чем другие левые группы.  Сразу после резни во многих провинциях было объявлено военное положение. Через 4 месяца было объявлено военное положение на большей части Курдистана и в крупных городах Турции. В то время в Курдистане была военная администрация.

На какие данные Абдулла Оджалан опирался в своем прогнозе и как было принято решение уйти дальше на Ближний Восток?

 – Популяризация военного положения, особенно в Курдистане, в мае 1979 года фактически была шагом к устранению препятствий на пути военного переворота. Оценки, сделанные курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом после резни в Мараше, шаг за шагом подтвердились на практике. К Абдулла Оджалан  предсказал, что турецкое государство не потерпит наше движение за свободу, которое развивалось в Курдистане, так как он очень хорошо знал реалии турецкого государства и его подход к Курдистану. Из появившихся позже документов было понятно, что Кенан Эврен, осуществивший военный переворот 12 сентября, принял решение по дороге из Мардина в Анкару на вертолете, пролетая над Сивереком. Политическая ситуация привела бы к революционным или контрреволюционным шагам в действиях Турции. Нынешняя ситуация в Турции не могла бы продолжаться долго. НАТО этого тоже не допустило бы.

Захват Шахина Дёнмеза, члена Центрального комитета, через 6 месяцев после создания РПК стал непредвиденной негативной ситуацией для нашего освободительного движения. Шахин Дёнмез дал врагу информацию о партийном руководстве и кадрах, в том числе о создании партии. И тогда противник воспринял наше движение более серьезно. Позже начало нашей борьбы за Сиверек, влияние этой борьбы на народ Курдистана, социальная база РПК и рост ее силы были основными столпами этого прогноза.

После ареста Шахина Дёнмеза враг приложил особые усилия, чтобы изменить ситуацию. Положение курдского национального лидера и обеспечение безопасности Курдистана в Турции было очень трудным. В этом отношении другого выхода, кроме выезда за границу, не было. По этой причине было решено уехать за границу, чтобы обеспечить безопасность организации и развивать политическую борьбу на Ближнем Востоке, особенно в Палестине.  Эта ситуация не рассматривалась в качестве долговременной. Однако после переворота 12 сентября 1980 года для возвращения в страну больше не было условий.

Переворот, который предвидел Оджалан, был осуществлен, и социальная оппозиция была подавлена ​​военной хунтой. Что вы делали в те трудные годы, когда движение было рассредоточенным и фактически «беженским»?

– 1979-1980 годы были для нас периодом, когда количество вражеских атак увеличивалось, и наша организационная структура не могла как следует реагировать на события. Наше движение росло, но не было управленческих возможностей, чтобы организовать сопротивление в новых условиях. Во многих областях были сильные.  Джелаль Букак в Сивереке не был полностью разрушен.  Это привело к тому, что здесь осталось много сотрудников и возможностей. В этой обстановке произошел военный переворот.

Перед переворотом мы приказали всем проявлять осторожность и отступать в сельские районы. Несоблюдение инструкций и неопытность – то, чего нельзя было избежать. Предвидение переворота и принятие мер позволили нам пережить те события лучше, чем другим революционным организациям. С другой стороны, наши отношения с Ближним Востоком, Сирией и Ливаном до 12 сентября давали нам преимущество.

До переворота товарищ Кемаль приехал из Ливана в Курдистан, чтобы организовать партизан и развить партизанскую войну, но, к сожалению, был схвачен за полтора месяца до 12 сентября.  Вскоре после переворота 12 сентября в Турции произошли большие изменения для революционных движений. К этой ситуации мы также подготовились. Мы решили вывезти на время наши кадры и организацию за границу и подготовиться. Хайри, Мазлум и Кемаль из тюрьмы были факелами, освещавшими нам путь. 

Оставив некоторые части организации и небольшие организационные подразделения или несколько кадров в стране, большинство наших кадров уехали за границу.  Наши предыдущие приготовления позволили нам добиться успеха в этом отношении.  Кроме того, организационная культура дала нам преимущество в этом отношении. В то время как кадры и сторонники других организаций распались и заботились о себе, наши кадры и сторонники искали организацию и действовали в соответствии с ее основами. Это позволило нашим кадрам регулярно выезжать за границу.  Мы даже вывезли на свои средства некоторые кадры из других организаций за границу.

Вскоре после отъезда Абдуллы Оджалана  за границу в июне 1979 года он наладил определенные отношения между курдами в Сирии, а также отношения с палестинцами в Ливане, были созданы возможности для военной подготовки. Наши лагеря были открыты рядом с палестинскими. Все это были факторы, которые не позволили нам распасться, как это и произошло с другими движениями. 

Несомненно, появление всех этих возможностей и создание организационной системы произошло исключительно благодаря усилиям лидера. Действительно, период, в течение которого Абдулла Оджалан больше всего доказал верность своего подхода, был период от 12 сентября до прорыва 15 августа 1984 года. Его усилия в этот период – грандиозная и чудесная работа по возрождению освободительного движения. В атмосфере поражения, созданной военно-фашистским переворотом 12 сентября, надо было приложить большие усилия, чтобы собрать кадры и организацию и заставить их снова сражаться. Курдскому национальному лидеру это удалось.

Этот период можно описать в нескольких томах книг и в нескольких романах. Эмоции, усилия лидера, усилия кадров и то, что они испытывают изо дня в день…  Все это показывает, что РПК вела жесткую борьбу в каждый период своего существования. Базовая организационная культура, управленческая сила и отличная лидерская позиция – это по сути продукты того периода. Несомненно, трудности, с которыми столкнулась организация в борьбе в период 1999 и 2005 годов, борьба и опыт, накопленный в этот период, почти 20 лет удерживают наше движение.

РПК считает необходимым создать новую стратегию борьбы. Известно, что Абдулла Оджалан  сделал письменный и устный стратегический анализ на I-й конференции РПК в Ливане и Палестине в июле 1981 года.  Фактически мы определяем период с 12 сентября 1980 года по март 1993-го, но официально до января 2000-го. Это 2-й стратегический период. 

Что собой представляла «Стратегия долгосрочной народной войны», как вы ее анализировали, как долго эта стратегия применялась?

– Проведение I-й конференции РПК в июне 1981 года показывает наше отношение к 12 сентября. Проведение этой конференции спустя 10 месяцев после переворота – большой организационный успех. Эта конференция стала мощным ответом на фашизм 12 сентября. Абдулла Оджалан  раскрыл политику нового периода, стратегию борьбы и реальность организационного структурирования в книгах «Роль проблем в Курдистане», «Проблема национального освобождения и путь решения», «Проблема личности и организация», которые он подготовил в этом процессе.  В книге «Роль проблем в Курдистане» тезис о длительной народной войне был выдвинут теоретически. С трехэтапной военной стратегией, основанной на стратегической защите, стратегическом балансе и стратегическом нападении, она была направлена ​​на демонтаж колониализма в Курдистане.

Конференция не только оценила прошедший процесс, но и определила нашу линию борьбы в будущем. Эта конференция разрешила путаницу, возникшую после 12 сентября. Это заставило партию двигаться вперед.  Важность правильной оценки прошлого была лучше показана на этой конференции и ее результатах.  Распад других организаций заключается в том, что неразбериха, созданная 12 сентября, не была преодолена. И все группы по-разному оценивают предыдущие периоды. Это результат дифференциации того, что разные организации думали о будущем.

 Затяжная народная война базировалась на борьбе и характере колониализма и фашизма в Курдистане. Это стратегия, которая связана с политической ситуацией в Турции. Несомненно, национально-демократический фронт в Курдистане следует этой стратегии и общей линии борьбы против фашизма в Турции, направленной на создание революции.

 Подготовка партизан, их отправка в страну и начало восстания 15 августа являются выполнением требований этой стратегии. Уже на втором съезде в 1982 году было принято решение вернуться в страну.  В тот же период были призваны к возвращению в страну наши кадры после Великого сопротивления 14 июля в тюрьме и гибели наших руководящих кадров. Партизанская атака была проведена успешно, но недостаточно. В результате непрерывной партизанской борьбы в начале 1990-х годов произошла революция возрождения. Произошел массовый приток партизан, но этот процесс не был правильно оценен. Болезнь ранней власти и ликвидаторские тенденции помешали фазе стратегической обороны и равновесия, а также  стратегическому наступлению.  Это невозможно было оценить правильно, пока были большие возможности для победы.

Прекращение огня в 1993 году стало концом стратегии, определенной на первом съезде (конференции). В то время как эта стратегия была направлена ​​на свержение государственной системы, которая установилась после переворота 12 сентября, и на создание новой государственной структуры, которая предусматривала решение курдской проблемы, прекращение огня было направлено на преобразование государства, на демократическую трансформацию.

Почему усилия лидера курдского народа, соответствующие этой цели, были саботированы властью?

– Абдулла Оджалан всегда прилагал усилия, чтобы перевести борьбу в политическое измерение.  В интервью, которое он дал М. Али Биранду в 1988 году, он сказал: давайте встретимся с официальными лицами, давайте обсудим. Когда Тургут Озал проявил мягкий подход к решению курдского вопроса, он объявил перемирие в 1993 году, чтобы поощрить и укрепить подходы Озала. Это был важный политический шаг. Все курдские политические силы, чтобы сделать этот шаг еще более эффективным, сплотились. 

Курдский национальный лидер всегда отдавал предпочтение демократическому политическому решению, но Турецкая Республика, образовввшаяся благодаря курдскому геноциду, даже не хочет думать о существовании курдского народа. По их мнению, Курдистан должен стать местом распространения турецкой государственности. Это конституция, закон, стратегия и цель этого государства. Беспрецедентная реакция и геноцидный менталитет в мировой истории! Никакой геноцидный менталитет и реакция не были столь строги и бескомпромисны. По их словам, нет турецко-курдского братства, потому что существование курдов не признается. Иногда даже их так называемое признание должно разрушить само существование курдов.

Это необходимо учитывать, когда говорят, почему прекращение огня 1993 года и усилия курдского национального лидера Абдуллы Оджалана  были саботированы. Они даже отравили своего президента за попытку признать существование курдского народа.  Ответ на вопрос, почему на шаг курдского национального лидера Абдуллы Оджалана не был дан симметричный ответ, находится в этом менталитете Турции. Ни один курдский политик и демократ, не понимающий менталитета, реалий этого турецкого государства, не может правильно оценить события и выработать политику демократизации и решения курдской проблемы.  Необходимо заботиться о развитии демократического менталитета и демократизации, но также знать, как этого можно достичь с помощью политического подхода.

1993-1998 годы прошли под знаком большого сопротивления. Несмотря на это, лидер предусматривал прекращение огня 1 сентября 1998 года.  Не могли бы вы рассказать об этом?

– Абдулла Оджалан поставил цели перед нашим движением на V съезде, который мы провели в конце 1994 – начале 1995 года, внести стратегические изменения в линию организации, политику и действия. Он хотел избавить партию от заблуждений и влияния существующего социалистического  блока. Таким образом, борьба была бы более эффективной и был бы результат. Политический доклад, представленный на пятом съезде, является ярким историческим документом по этому вопросу. Но этому помешал ликвидаторский подход Шемдина Сакика, возникший внутри организации. Это саботировало усилия лидера. Таким образом, попытка нейтрализовать его менталитет негативно повлияли на движение и на попытки Абдуллы Оджалана  провести изменения и трансформацию. Реакция на такие тенденции также негативно влияет на развитие изменений на желаемом уровне.

С другой стороны, мировые державы также видели в очищении РПК от ошибок социалистического блока и выборе правильной линии препятствие для своей ближневосточной политики. По этой причине был организован международный заговор, чтобы помешать курдскому национальному лидеру Абдуллы Оджалану преобразовать РПК в соответствии с уроками, которые он извлек из практики социалистического лагеря. Они не хотели, чтобы РПК была очищена от недостатков и боролась более эффективно.

Идеологическая и политическая линия курдского национального лидера изменила  ближневосточный порядок, потому что Абдулла Оджалан дал основу для сотрудничества и дружбы народов. Они видели, что не за горами решение курдской проблемы на демократической политической основе и демократизация Ближнего Востока. Это шло вразрез с интересами мировых держав. Таким образом, вместо того чтобы положительно отреагировать на перемирие курдского национального лидера Абдуллы Оджалана  1 сентября 1998 года, они создали заговор, чтобы ликвидировать освободительное движение.

VII внеочередной съезд РПК изменил «Стратегию затяжной народной войны». Что было взято за основу в качестве новой стратегии, в центре которой была борьба за Имралы?

– Наше движение продемонстрировало беспрецедентную решимость бороться против пленения курдского национального лидера. Боевые отряды наших партизан были охвачены гневом. Борьбы такой силы еще не было в истории. Значение Абдуллы Оджалана  для курдов и верность курдскому национальному лидеру открыли новую ​​веху в истории. Несмотря на то что Абдулла Оджалан  был в плену, он решил положить конец войне, полагая, что 20-летняя борьба раскрыла все реальности и что условия для демократической политической борьбы и демократического решения созрели.  Он знал, что партизаны вступят в ожесточенную войну., и хотел сделать свое пленение средством демократического решения вопроса, а не превратить в войну отмщения.  Он также предупредил турецкое государство об этом.

Оджалан  представил освободительному движению стратегию, в которой восстание является основным методом борьбы в качестве 3-го стратегического периода, чтобы аннулировать заговор и позволить найти демократическое решение на основе демократической политической борьбы. Если бы турецкое государство хотело решить проблему без войны, эта стратегия могла бы дать результаты. Эта стратегия была возможной.

Несомненно, турецкое государство несло ответственность за реализацию этой стратегии, но оно рассматривало ее как слабость. По этой причине Турция не предприняла никаких шагов для решения курдской проблемы. Считалось, что РПК больше не может воевать. Фактически председатель Партии справедливости и развития Тайип Эрдоган, который пришел к власти, говоря о демократии, отвечал на наш стратегический подход таким отрицанием: «Если вы не думаете об этой проблеме, такой проблемы и не будет». От этого подхода следует отказаться. 

Хотя мы сказали, что следует продемонстрировать демократический подход к курдской проблеме, правительство Партии справедливости и развития (ПСР) не взяло на себя никакую ответственность, ничего не предприняло. Когда 1 июня 2004 года партизаны начали новую борьбу, правительство ПСР заговорило о существовании курдской проблемы. Курдский национальный лидер хотел дать им шанс, но пока правительство ПСР проводило политику отвлечения внимания, выигрыша времени и консолидации своей власти, 3-й стратегический период подошел к концу.

Вы перешли к «Стратегии революционной народной войны», которая представляет собой 4-й стратегический период, начавшийся 1 июня 2010 года. Эта стратегия продолжается.  Организовывались ли вы в соответствии с ее требованиями?

– 1 июня 2010 года фактически стало началом периода, когда стало ясно, что правительство ПСР не решит курдскую проблему на демократической основе. Хотя правительству были предоставлены все возможности, никаких шагов для решения курдской проблемы предпринято не было. Более того, они обратились к широкомасштабным операциям политического геноцида, как и в 2009 году. 

Выхода не было. Наше движение выступило против этого. Было сказано, что мы больше не можем проводить стратегию демократического решения, основанную на демократической борьбе и компромиссе. Когда правительство, основанное на альянсе ПСР и националистов, заявило: «Дайте нам еще немного времени, мы предпримем некоторые шаги», переговоры продолжились в Имралы и в Осло. Перед выборами 12 июня 2011 года в Осло появился протокол из 10 пунктов. Поскольку этот протокол не был принят, правительство ПСР предприняло нападение с целью ликвидации нашего освободительного движения после выборов.  Но правительство ПСР-ПНД, не говоря уже о том, чтобы добиться результатов, после нападений в 2011 и 2012 годах потерпело большую неудачу в борьбе с партизанами.  В результате они отправились в Имралы и потребовали прекращения огня и переговоров. 

Курдский национальный лидер опять дал им шанс. Манифест демократического решения, подготовленный лидером Апо, был зачитан перед миллионами людей в Науроз в 2013 году. Однако, поскольку ПСР не выполнила ни одного из своих обязательств, официальный представитель правительства сказал, что «у них есть пути». Соглашение Долмабахче, которое было реализовано в результате усилий курдского национального лидера Абдуллы Оджалана в 2014 и 2015 годах, также было безрезультатным, потому что ПСР вместе со своими новыми союзниками – ПНД – реализовали план своего краха.

 Четвертый стратегический период, самооборона народа и его усилия по созданию собственной автономной системы были недостаточными. Лучшая самооборона – это строить свою жизнь во всех ее измерениях на основе организованной силы общества. Государство не предпринимало никаких шагов к решению курдской проблемы, не были предприняты необходимые шаги для создания собственного демократического решения и партией. По-прежнему ожидалось решение от государства.   

Фактически, если бы люди были организованы в соответствии с требованиями IV Стратегического периода и была бы построена общественная жизнь, это было бы самой большой силой сопротивления. Однако ни ориентация врага не была оценена правильно, ни сила общества не была замечена и организована, и не были предприняты приготовления к нападениям. Таким образом, у шеи партии оказался нож врага.

Было ошибкой утверждать, что без организованной власти общества будут некоторые возможности демократического политического структурирования.  Фактически, когда социальная, политическая и даже партизанская сферы все еще действовали в соответствии с ожиданиями и привычками 3-го стратегического периода, противник проводил всесторонние приготовления. Он шаг за шагом шел к своей цели. Было понятно, что эти нападения будут развиваться день ото дня и что фашистское правительство захочет господствовать повсюду. 

Предотвратить дальнейшие атаки было невозможно. Фашизм ПСР-ПНД начал комплексную атаку после 7 июня 2015 года. Хотя люди участвовали в сопротивлении, защищая свое самоуправление в некоторых районах, где они были организованы, желаемый результат не был достигнут. Сопротивление не было полным и ограничивалось некоторыми районами.

 Четвертый стратегический период будет периодом, когда люди обеспечат демократическое решение своей собственной волей и организацией и навяжет это государству. Для этого были условия, но не всегда наличие условий означает результат. Если процесс не понят правильно, не организован и воля сопротивления не проявляет себя в должной мере, конечно, желаемые результаты не могут быть достигнуты. Особено с врагом, который так жестко атакует. Важно сопротивляться, а не сдаваться. Это отношение, которое создает ценность и дает возможность получить победы в будущем, но это не всё. 

В этом отношении в 4-м стратегическом периоде ни партизаны, ни социальная сфера, ни демократические политические силы не могли развить желаемый уровень борьбы, действуя в соответствии с требованиями этого периода.  Несмотря на это, сопротивление и борьба продолжались, что помешало противнику достичь результатов, намеченных в плане уничтожения, и даже довело фашистское правительство ПСР-ПНД до краха, как это происходит сегодня.

Вот уже 42 года идет борьба. Сегодня партия возглавляет сопротивление и верит в свое видение будущего, основанное на новой парадигме. Можете ли вы резюмировать свое видение и обрисовать ответственность всех демократических сил и всего народа?

 – Хотя РПК официально вступает в свой 43-й год борьбы, борьба нашего Движения за свободу продолжается уже 48-й год.  Для курдского национального лидера Абдуллы Оджалана  борьба ведется более 50 лет. В каждый момент идет великая борьба.  Борьба и ценности, созданные за 500 лет, явили себя миру за эти 50 лет. Борьба под предводительством курдского национального лидера Абдуллы Оджалана  охватывает 3-4 поколения. Общество приобрело культуру сопротивления со своей собственной идентичностью, были заложены традиции борьбы, создана социальная реальность, которая постоянно порождает культуру борьбы. Это невозможно повернуть вспять, помешать народу бороться за свободу. Прежде всего следует хорошо знать значение и ценность этой 50-летней борьбы.

 Идеологическая, политическая, организационная и практическая линия РПК также продемонстрировала важный опыт во всех отношениях. Восстания и демократические действия курдского народа были шире, чем у любого другого народа. Все это следует рассматривать как огромную концентрацию борьбы. Практически в каждом доме есть павший герой, ветеран, узник, отсидевший не менее 10 лет. Эта борьба коснулась всего курдского народа, в ней участвовал почти весь народ. Таким образом, эта борьба превратилась в борьбу всего народа.

 РПК сейчас накопливает силы и опыт такой борьбы, во главе партии – новая парадигма. Парадигма женского эмансипирующего демократического общества сделала это накопление боевой мощи как минимум в десять раз более эффективным и мощным.  Самое главное, что борьба этого народа приобрела непобедимый характер. Эта парадигма – будущее не только для Курдистана, но и для Ближнего Востока и всего мира.  Следовательно, курдский народ, у которого есть эта парадигма, обязательно победит, когда  усилит борьбу. В этом отношении РПК стала демократической социалистической силой свободы не только для курдского народа, но и для всех народов Ближнего Востока. Создав демократическую современность, она создала альтернативу, которая превзойдет капиталистическую современность и станет проводником всего человечества.  Курдский народ добился такой чести не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.

 В настоящее время величайшая сила в руках курдского народа – это его идеологическая линия и новая парадигма. Именно идеологии и парадигмы создают историю и всегда одерживают великие победы. Это дает им правильное социальное значение. Победа великих религий, победа движений Возрождения и Реформизма, идея социализма и демократии, ставших победоносной системой мышления и общественной жизни за последние несколько столетий, исходили от этих идеологических сил. Социалистическая демократическая жизнь, то есть демократический социализм, который будет реализован с помощью демократической конфедеративной системы, основанной на парадигме женского либертарного демократического экологического общества под руководством курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, также станет победителем этого века. Движение зародилось в Курдистане и постепенно распространилось по Ближнему Востоку и миру.

Как партия, мы будем первыми, кто правильно реализует эту идею, выдвинутую курдском национальном лидером Абдуллой Оджаланом. У нас есть знания и опыт. У нас есть революционная воля бороться. В дополнение к усилению борьбы лидера мы обязаны распространить его парадигму на народы мира и демократические силы. Взгляды курдского национального лидера теперь лучше известны и понятны повсюду. 

43 года партийной борьбы с развитием линии борьбы курдского народа в Турции и на Ближнем Востоке сделают акцент на свободной и демократической жизни народов. Демократические силы в Турции и на Ближнем Востоке должны увидеть: решение всех проблем в Турции и на Ближнем Востоке есть. Надо преодолеть капиталистический, националистический и сектантский менталитет, который держит Ближний Восток в сегодняшних конфликтах. Демократические силы должны как лучше понять идеологически-политический образ мышления Абдуллы Оджалана и продемонстрировать способность объединить свои силы. Ведь ясно, что демократия может развиваться только через союзы.

Курдский народ зависит от курдского национального лидера. Если народ будет развивать свою борьбу вокруг парадигмы Абдуллы Оджалана, у него будет свободная и демократическая жизнь.  Пусть курдский народ доверяет себе и верит, что он победит благодаря ппарадигме курдского национального лидера.  Что бы ни происходило с курдским народом, он победит в борьбе.

  Несомненно, в Курдистане не будет легкой победы.Не сталкиваясь с трудностями, нельзя защитить ни свое существование, ни свободную и демократическую жизнь. Если курдский народ будет бороться в соответствии с парадигмой лидера на 43-м году РПК, он обязательно победит. Курдская молодежь и женщины должны возглавить эту победу. Я верю, что успех будет достигнут на 43-м году жизни партии на основе развитой борьбы, я выражаю любовь и уважение всем силам, борющимся и идущим по этому пути, и желаю им выдающихся успехов.