Европа

Ян Фермон: Европа играет в опасную игру

Европейские страны играют в опасную игру, – утверждает бельгийский юрист Ян Фермон, комментируя нежелание правительств европейских стран ответить на угрозы, прозвучавшие от бывшего сотрудника турецких спецслужб Исмаила Хакки Пекина.

Бельгийский юрист Ян Фермон заявил, что слова бывшего работника турецких спецслужб Исмаила Хакки Пекина по поводу убийства трёх курдских революционерок в Париже лишь подтвердили то, что было известно уже давно: за нападение 9 января 2013 года ответственна Турция.

Исмаил Хакки Пекин, бывший глава отдела разведки Генерального штаба сухопутных войск, заявил в середине февраля в эфире передачи турецкого телеканала CNN «Тюрк» о том, что убийство турецких революционерок Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Шайламаз в Париже в январе 2013 года было организовано турецкой властью, также Пекин призвал к организации новых убийств курдских политических лидеров в Европе.

Ян Фермон представлял как юрист курдских политиков и представителей СМИ в битве в правовом поле, которая длилась несколько лет и завершилась тем, что в январе 2020 года кассационный суд Брюсселя постановил, что в соответствии с международными законами РПК должна считаться не террористической организацией, а одной из сторон военного конфликта. В отношении фактически публичного признания бывшего начальника турецкой разведки юрист заявил следующее: «В некоторой степени это не стало неожиданностью. Мы знаем, что турецкие службы работают и за рубежом. За последнее время они оказались вовлечены во множество операций. Возможно, единственным, что заслуживает внимание в данном случае, является то, что активность спецслужб и разведки была в признана публично».

Признание уже известных фактов

Фермон дал оценку правовому аспекту признаний и угроз Пекина, заявив, что он не ожидает никакой прямой акции, какого-то конкретного ответа от европейских стран: «На мой взгляд, в правовом поле не будет никакой полноценной реакции. Однако следует предпринять необходимые меры предосторожности, так как прозвучали вполне конкретные угрозы.

То, что Пекин хочет сказать всему миру, очевидно: заказные убийства совершались. В то же самое время он признаёт, что они были организованы на самом высоком уровне. Не будет никаких прямых юридических последствий, это признание того, что уже давно было известно. Другими словами, турецкая власть напрямую отдала приказ убить трёх женщин. С одной стороны, подобные признания вызывают настоящий шок, с другой – в этом нет ничего нового для тех, кто знаком с ситуацией».

Европа должна дать адекватный ответ

Фермон утверждает, что угрозы, связанные с новыми убийствами, попросту недопустимы и что европейские власти должны отреагировать на эти заявления: «Это очевидная угроза, и с этим нельзя мириться. Однако есть определённые трудности, связанные с тем, что это имеет отношение к турецким законам и что этого человека трудно поймать. А в самой Турции с ним точно ничего не случится. Этот человек озвучивает то, что уже давно известно, делая при этом абсолютно недопустимые, вызывающие и скандальные призывы. Многие страны, Бельгия в частности, обеспокоены этим, и они должны отреагировать, немедленно предприняв необходимые действия».

Юрист, комментируя продолжающееся молчание со стороны правительств европейских стран в отношении прямых угроз, упомянул дело Рухи Семена в Германии и подчеркнул, что по этому поводу нужно выступить с открытым обращением к Турции.

Рухи Семен был связан с совершившим убийство в Париже Омаром Гюнаем и продолжает спокойно жить в Германии, где он работает на DITIB – Турецко-исламский союз, занимающийся религиозными вопросами. Данная организация является одним из главных объединений, действующих на территории Германии от имени турецкого правительства.

Молчание и соучастие

По поводу отношения европейских стран ко всему происходящему Фермон заявил следующее: «Это проблема, которая постоянно даёт о себе знать. Европейские власти оказывают поддержку Турции. Они поддерживают турецкие действия, направленные на геноцид курдского народа, они позволили Турции вторгнуться в Сирию. Также они активно вовлечены в судебные процессы против курдов. Очевидно, что между турецкой властью и европейскими правительствами давние и тесные отношения, они являются соучастниками преступления. Благодаря этому сотрудничеству удалось замять ряд происшествий. Я думаю, всему этому может быть лишь одно объяснение: у них общие интересы, и эти интересы распространяются на все сферы. С этим, разумеется, нельзя мириться, но в этом также нет ничего нового. Большинство европейских стран имеют весьма туманное представление о том, что происходит в Турции. В худших случаях мы видим соучастие в преступлениях».

Европейские страны играют в опасную игру

Турция открыто проводит на сегодняшний день агрессивную политику, утверждает Фермон, указывая на то, что конфликты стали уже экспортироваться в Европу.

«Турция выбрала очень агрессивное направление в политике и собирается продолжать свою линию и в будущем. Конфликты с курдами экспортируются в Европу. Заявление Пекина делает ситуацию ещё более опасной. Это явный показатель обострения. На протяжении долгого времени курдов критиковали за то, что они приносят конфликты в Европу. По сути же, они никогда этого не делали, экспортом конфликтов занимается именно турецкая власть. Сейчас европейские страны играют в очень опасную игру. Последствия этих заигрываний могут ударить по самой Европе. В этом нет ничего нового и неожиданного, но это настоящая безответственность. Европа уже на протяжении долгого времени проводит подобную политику».

Расследование в Бельгии

Ян Фермон не стал комментировать расследование, проводимое в Бельгии по поводу планов по убийству курдских лидеров: «На данный момент расследование продолжается, но я не могу говорить об этом. Это касается угроз в адрес курдских лидеров в Бельгии. Я не могу сообщать подробности», – заявил адвокат, сославшись на то, что данная информация является конфиденциальной.

В июне 2017 года бельгийская полиция задержала трёх подозреваемых на основании информации, предоставленной курдскими организациями. Этот инцидент внёс значительный вклад в возобновление расследования того, что произошло в Париже. Трое задержанных, перемещавшихся в автомобиле, планировали убить соруководителя Народного конгресса Курдистана Рамзи Картала. Одним из подозреваемых являлся человек, отслуживший в своё время в турецкой армии. Ещё у одного нашли удостоверение турецкого полицейского. Согласно источникам, близким к делу, эти двое людей находились в Париже с 16 июня вместе с ещё четырьмя людьми турецкого происхождения. Один из них был снайпером. Бельгийская полиция подозревает, что один из старших дипломатов, представляющих Турцию, координировали все эти действия в Париже.