Айтен Дерсим: женские вооруженные отряды — историческое явление

Айтен Дерсим, представительница Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК), рассказала об истории женщин-бойцов в эфире передачи Xwebûn.

Представительница координационного совета ПСЖК Айтен Дерсим поучаствовала в передаче Xwebûn, которую вела Арджин Байсал. Передача транслировалась в эфире курдского канала Jin TV.  Говоря о тридцатилетии женских вооруженных отрядов, Дерсим рассказала о трудностях, с которыми столкнулись женщины-бойцы на этом долгом пути.

Айтен Дерсим, представительница Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК), рассказала об истории женщин-бойцов в эфире передачи Xwebûn:

- Мы отмечаем тридцатилетие свободной женской армии. Как автономные женские отряды появилась в вашей повестке дня? Зачем женщинам понадобились отдельные формирования?

- Ничто в истории не создавалось внезапно. У любых событий и проектов есть некая основа и предыстория. В нашей истории были различные вехи, когда мы создавали отряды сопротивления. Может быть, не всегда это была автономная женская армия, но женщинам находилось место в вооруженных отрядах и борьбе. У Ближнего Востока, особенно курдов, есть одна особенность – здесь живут воины. Конечно, для создания отрядов самообороны были основания. Эта земля видела оккупацию, геноцид, отрицание прав целых народов. Курды всегда пытались защитить себя.

Когда была создана РПК (Рабочая партия Курдистана – прим.), стоявшие у её основания люди исследовали историю революций. Мы изучали участие женщин в различных революционных событиях. Женщины принимали участие во многих войнах, но они никогда не создавали собственные вооруженные подразделения. Всё делалось для целого народа. То есть сначала мы будем защитниками нашей нации, освободим свою страну, а остальные вопросы оставим на послереволюционный период.

Иными словами, решение основных проблем женщин не считалось приоритетной задачей.

Соответствующего подхода к женской идентичности, воле, самосознанию выработано не было. Например, в программе реального социализма нет таких автономных вооруженных отрядов. Да, в рамках этого подхода есть постулат «нельзя спасти общество, если женщины не спасены». Это верный тезис, но женщины не могли организоваться, не могли руководить процессами, реализуя собственную волю.

До шумеров человечество прожило эпоху неолита. Перед началом неолита также происходили определенные процессы, которые не начинались внезапно. Наша история не линейна, нельзя сказать, что она продолжалась без резких перемен. Вы замечали, как нередко говорят о том, что в истории человечества есть первобытный период, потом феодальный, потом наступает капиталистический этап, а далее начнется коммунистическая эпоха.

Наш лидер изменил этот взгляд на историю, предложив новую парадигму. Оджалан говорил: «Не все общества были порабощены, потому что общества всегда сопротивлялись». К примеру, существует феодальное общество, но не все общества были феодальными, были и те, кто жили общинно. Нынешние общества называют капиталистическими, но нередко и эти определения неверны. Потому что, когда вы говорите, что общество капиталистическое, подразумевается, что там нет выраженной борьбы. Но если вы оглянетесь на исторические периоды развития капитализма, то увидите, что в эту эпоху были и до сих пор существуют разные сообщества. Существуют родоплеменные народы, общинные структуры, семейные общества со своими противоречиями. Лидеры РПК изучили эти нюансы и не стали перенимать пути прошлых революций, а взяли то, что нам действительно нужно в соответствии с нашими историко-территориальными особенностями.

Например, мы, курдская община, пережили оккупацию, игнорирование прав нашего народа и массовые убийства. Когда РПК только создавалась, курдское сообщество смотрело на женщин иначе. Например, когда люди шли на общественное собрание, то видели, что пришли не только мужчины, но и женщины. Общество осознало, что подходы, взгляды и позиция основателей освободительного движения – Кемаля Пира, Хаки Карера и Мазлума Догана, – сильно отличались от прежних мировоззренческих принципов. РПК не отрицала общественные ценности и не была построена на этом отрицании. Партия различала негативные свойства, привнесенные государственными структурами, и то, что было подлинными чертами общества. РПК искала альтернативу. Хеваль (товарищ) Сакине Джансыз организовывала встречи для женщин во многих городах. В работе первого съезда приняли участие лишь две женщины, одна – товарищ Сакине, другая – Фатма (Кесире Йылдырым).

В уставе партии сказано, что женщины должны принимать участие в этой революции на равных правах. Это был исторический шаг. Женщины были отважны, они шли на риск. Они организовывались в общины и создавали отряды самообороны, боролись с коллаборантами, которые сотрудничали с режимом. Следует помнить, что Курдистан был оккупирован. Нельзя освободить общество, занимаясь только политической и социальной работой. В то время женщины составляли большинство среди студентов. Для нас это не главный показатель, но это тоже важный нюанс. В те дни женщины не могли чувствовать себя комфортно из-за феодальных пережитков, но они все равно участвовали в работе. После переворота 12 сентября начались массовые аресты. Многие женщины участвовали в борьбе протестного движения, они приезжали в Ботан, в Дерсим. Долгое время в нашем отряде была лишь одна женщина. Люди были убеждены, что Курдистан захвачен, и мы понимали, что если умы не готовы стремиться к свободе, борьба невозможна. Абдулла Оджалан тоже наблюдал за происходящим. Он выступал по радио, задавая вопросы сторонникам освободительного движения.

- В то время сотни женщин приняли решение присоединиться к вооруженной борьбе; почему же возникла необходимость в новой организации? То есть, они уже боролись, так зачем им понадобилась автономия в борьбе?

- В этом наше отличие. Наши руководители сделали выводы, что женщины участвовали во всех революциях, но им недоставало самостоятельности. Благодаря нашей борьбе мы можем видеть, что женщины заняли свое место в вооруженных силах.

На протяжении тысячелетий армия была инструментом, поставленным на службу государств. Если исходить из того, что война требует физически крепкого телосложения, боец должен быть грубым, отчаянным в сражениях, иметь быструю реакцию. Женщинам следует создавать свои организационные структуры, не копируя мужские качества, следуя собственным путем.

Наш лидер хотел найти точки сдерживания, уравновесить уровень насилия, который свойствен армии. Наши структуры – не средство прямого насилия, а инструмент обороны. Оджалан говорит: «Если революция получит развитие, это произойдет лишь при участии женщин. Общество существует благодаря женщинам. Женщины должны возглавить революцию». Женщина должна защищать себя физически и отстаивать себя в других сферах. Курдянки самостоятельны потому, что наши женщины верят в себя. Прежде женщины доверяли мужчинам. Они считали, что революция – мужское дело. Но наш народный лидер изменил этот менталитет. В 1993 году Абдулла Оджалан говорил: «Будьте едины, даже если вас всего пять человек. Собирайтесь вместе, узнавайте друг друга». Эти вооруженные отряды не были созданы внезапно.

- К чему вы стремились в те дни? Вы создали свои силы самообороны, но вы не считали их исключительно инструментом войны? Касались ли вы вопроса взаимоотношений с мужчинами на ниве освободительной борьбы?

- Все эти процессы шли поэтапно. Глубокого осознания всех этапов работы в тот момент ещё не было. Мы были озабочены в первую очередь освобождением Курдистана. Поначалу у нас не было цели участвовать в эмансипации, чтобы освобождать общество вместе с женщинами. Всё это было идеей Абдуллы Оджалана. Поэтому мы всегда будем помнить о его вкладе. Конечно, многое было пережито и мужчинами, и женщинами, и бывало, что мы сталкивались с недопониманием. Например, мужчины смеялись над женщинами и не доверяли нам. «Без нас не пойдешь в поход, не пойдешь на войну, не пойдешь в бой», – говорили они, – «Без нас вам не прожить». Мы видели эти пережитки в нашем движении. Женщины тоже испытывали внутренние противоречия. Они были не всегда уверены в себе.

В Ботане проводили женские собрания. Многим было трудно, но они говорили: «Раз наш лидер предлагает такую перспективу, у нас должно получиться, и мы справимся с этими задачами без мужчин». После создания женских вооруженных отрядов женщины начали действовать самостоятельно. Они перекрывали дороги, организовывали засады, атаковали врага. После всех тысячелетий истории человечества, когда женщин игнорировали, такое развитие событий само по себе было революцией. Женщины пережили много боли, и чаще всего носили её внутри. Мы понимали, что в борьбе за свободу приходится страдать. Рабы смыли с себя грязь своего прошлого.

Мы полностью доверяем нашему народному лидеру. Оджалан нередко спрашивал: «Вы самодостаточны? Организуете ли вы собрания, посещаете тренировочные курсы? Оцениваете ли вы успехи друг друга, критикуете ли недоработки? Не верьте, что мужчины решат все вопросы. Да, они партизаны, революционеры, но ни они, ни вы не преодолели свое прошлое. Позиция мужского доминирования – это позиция женского рабства». После 1993 года наш лидер заявил, что в Ботане, Дерсиме и Амеде должны быть созданы комитеты, которые будут учитывать принципы свободы и равноправия. Когда возникала проблема, он говорил: «Пускай её решает комитет». В такие комиссии входили и мужчины, и женщины. Даже тогда у нас было равное представительство.

Мужчины не могли принимать решения в одиночку. У женщин-партизанок своя роль, говорили наши лидеры. У вас есть свои вооруженные отряды, исследуйте свои возможности, действуйте, принимайте решения. Возможно, вашей численности недостаточно, чтобы захватить полицейский участок, но важную роль в борьбе играет идеология. Нашей целью была независимая и автономная организация. Это стратегическая, философская, идеологическая цель. В этом отношении курдская революция не похожа на другие. Мы не отрицаем их достижений. Как я уже говорила в начале нашей беседы, мы действовали, опираясь на наследие и опыт других революций и нашей собственной истории. Мужчины нам не верили, они говорили, что нельзя жить и действовать автономно, что наши лагеря будут уничтожены, что мы не можем бороться самостоятельно. В рамках их менталитета женщина всегда нуждалась в мужчине. Они выросли с этой идеей, этим менталитетом характеризовалось всё, что они слышали и видели в своих семьях и школах. Вступая в организацию, они мыслили так: наша миссия – спасти Курдистан. После освобождения Курдистана мы будем решать остальные задачи.

- Они не принимали вашу независимость?

- Женщины не сразу поняли суть этой независимости, пройдя через кризисы развития. Как и мужчины, которые долгое время не принимали нового положения дел. Они долго спорили, пока не приняли ситуацию. Порой они до сих пор не могут принять это лично, и некоторые завидуют, говоря: «Почему лидер так ценит женщин?». В характере таких мужчин есть ревность и лицемерие. Мы не относимся к своим соратникам-мужчинам, как к плохим людям. У нас есть собственные вооруженные силы, есть партия, партнерство в общей организации, но у нас есть и своя борьба за равноправие. Мы говорим о гонениях, которым пять тысяч лет.

- Вы создали женскую армию в горах, но она не ограничилась Союзом свободных женщин – «Стар». Во всех частях Курдистана женщины приходили под знамена Женских отрядов самообороны, Женских сил самообороны. Какое влияние оказало ваше движение на эти процессы?

- Действительно, женское движение не ограничилось борьбой в горах. Женская армия была создана в 1993 году, и она тоже повлияла на общество. Сотни женщин вступили в вооруженные отряды. Тогда Оджалан говорил: «Та, кто была партизанкой, теперь стала примером свободного общества». Мы действительно достигли этого уровня.

Курдистан был разделен на четыре части. В каждой его части курды будут защищаться. Женщины Рожхилата обрели силу благодаря ССЖ-«Стар» и смогли начать борьбу потому, что у них появилась вера. Это касается и Рожавы. Если мы говорим об обороне, женщины будут играть в этом ведущую роль. В Рожаве они смогли организоваться очень быстро.

Как удалось решить эту задачу в сжатые сроки? У ССЖ-«Стар», ПСЖК, АЖК уже был свой опыт и наработки. Этого наследия оказалось достаточно для женщин Рожавы. В ходе борьбы против бандформирований ИГИЛ* они поняли свою силу. ССЖ-«Стар» и партизаны НСС пришли на помощь нашему народу в Шенгале. Когда езидские женщины увидели отряды ССЖ-«Стар» и НСС в действии, они поняли важность организации. Курдское общество не может быть освобождено, не защищая себя, то есть не имея средств обороны. Это доказанный факт. Сегодня все государства региона хотят, чтобы наша деятельность ограничивались горами и мы не влияли на общество, но этому не бывать.

* - террористическая организация, запрещена в РФ