АОК: муниципальная экономика как целостный подход
Онлайн-портал Libyajamahinya побеседовал с председателями АОК Бесе Хозат и Джемилем Байиком об основных принципах курдского освободительного движения.
Онлайн-портал Libyajamahinya побеседовал с председателями АОК Бесе Хозат и Джемилем Байиком об основных принципах курдского освободительного движения.
В первой части интервью речь шла о концепции независимости в капиталистической современности, устаревшей модели национального государства и понимании демократической автономии в конфедеративной системе, которое сформировал Абдулла Оджалан.
Во второй части сопредседатели исполнительного совета зонтичной организации АОК (Ассоциация обществ Курдистана) отвечают на вопросы об экономической модели.
– В своих работах Абдулла Оджалан разрабатывает вопрос о том, как можно преодолеть капитализм и построить экономику, основанную на кооперативах. Какую экономическую политику намерено проводить Движение за свободу Курдистана после освобождения Курдистана?
– Преодоление капитализма – это не только задача РПК и всех социалистов. Общество, форма существования человечества и источник всех его культурных ценностей, разрушается капитализмом. Идет атака на существование человечества, на человечество в целом. Капитализм не может существовать, не поглощая и не разрушая общество и все его социальные ценности. Подобно тому, как раковые клетки в человеческом организме атакуют и уничтожают здоровые клетки, капитализм атакует и поглощает общество. По этой причине лидер Оджалан определил капитализм как злокачественное явление.
Поскольку капитализм атакует и поглощает общество, Оджалан также всегда считал термин «капиталистическое общество» неправильным. Он говорил о том, что капитализм и общество не могут быть объединены. Вопрос преодоления капитализма, кроме того, не должен рассматриваться только как экономическая проблема. Скорее, это фундаментальная социальная проблема. Капитализм является причиной углубления всех социальных проблем. Это также единственный мыслимый результат этого вида эксплуатации и его современности, которая поддерживает свою жизнь за счет поглощения общества. Лидер Оджалан проанализировал капитализм в целом.
Несомненно, Маркс и Энгельс внесли большой вклад в анализ капитализма и достигли важных результатов. Оджалан отдал должное достижениям этих социалистических лидеров и в то же время завершил те пункты, которые остались незавершенными в анализе Маркса и Энгельса. Таким образом, он внес большой вклад в анализ капитализма. Сегодня уже невозможно выработать целостный подход к капитализму, не принимая во внимание анализ Оджалана. В частности, необходимо очень внимательно изучить концепцию «капиталистической современности». Иначе невозможно правильно понять альтернативу ей – демократическую современность. Все это важные моменты, о которых следует упомянуть, прежде чем подробно остановиться на альтернативном понимании экономики лидером Оджаланом.
Мы считаем долгом всех людей защищаться от капитализма во всех сферах жизни. Атака на общество началось с атаки на женщин. На этой основе возникли различные системы эксплуатации, угнетения, власти и государства. За господством над женщинами последовала эксплуатация общества, возникновение классов и социальных проблем. При капитализме они достигли своего апогея. Если мы хотим продолжать существовать как человеческое общество, очень важно выступать против капитализма и начать действовать. Капитализм все больше ставит человечество в такое положение, которое не могут оправдать или защитить даже сами капиталисты. Вот почему аналитические центры и интеллектуалы, служащие капитализму, интенсивно работают над вопросом, как сделать капитализм приемлемым для человечества.
Лидер Оджалан всесторонне проанализировал капитализм и тем самым дал понять, что он стал непосильным бременем для человечества и должен быть преодолен любой ценой. Он убедительно представил широкий спектр доказательств и аргументов. Капитализм нельзя просто отменить в одночасье, но важно начать делать что-то уже сегодня. Несомненно, прежде всего, необходимо сломать идеологическую гегемонию, созданную капитализмом. Параллельно с этим на практике должна быть реализована альтернативная экономическая модель, то есть такой способ ведения хозяйства, который не разрушает общество, а, напротив, укрепляет его. Сегодня в различных обществах и у отдельных людей формируется примерно такое экономическое сознание: «Есть обязательно крупный землевладелец, губернатор, начальник, владелец фабрики или магазина, а есть, соответственно, простой крестьянин или рабочий. Для того чтобы жить, все люди должны получать зарплату».
Исторически сложилось так, что это одна из наихудших форм идеологической гегемонии. Ибо это означает не что иное, как рабства, то есть превращение античной формы рабства в нечто такое, чему добровольно подчиняются.
Экономика является фундаментальной деятельностью общества. Когда люди стали людьми, то есть когда они начали организовываться как общество, они удовлетворяли свою потребность в пище и крове посредством социального взаимодействия. Совершенно немыслимо удовлетворять эти потребности индивидуально. Кроме того, что люди находили и ели в природе, все было достигнуто благодаря общей социальной работе. Поэтому сегодня заниматься наиболее важной общественной деятельностью в качестве раба или рабочего представляет собой одно из самых фундаментальных социальных искажений. Это действительно ненормальная ситуация.
Тот факт, что сегодня это считается нормальным, ясно показывает, с каким искажением мы имеем дело. Не изменив этого, мы не сможем стать настоящими людьми. Скорее, нам необходимо, чтобы мы сами выполняли нашу работу, то есть удовлетворять свои потребности как трудящиеся общества, без того, чтобы хотя бы один человек жил жизнью раба или наемного рабочего. Технический прогресс и растущая профессионализация в этой области могут быть поняты только как общественное разделение труда. Но общественное разделение труда не обязательно требует наличия привилегий и эксплуатации. Крайне важно, чтобы каждый мог жить и вносить свой вклад в здоровую и счастливую жизнь.
Эта идеологическая гегемония была усилена капиталистической современностью. Это породило серьезное заблуждение, что индивидуализм является наиболее фундаментальной характеристикой человека и что индивид может существовать без общества. В связи с экономическим пониманием того, что определенные люди всегда должны быть начальниками, а остальные работниками, индивидуализм превратился в культуру. Поэтому никому не приходит в голову производить вместе и справедливо делиться продукцией, объединяя людей и создавая социальную экономику или общественную экономику. Сегодня объединить людей и разработать на этой основе общие производственные процессы – непростая задача. Потому что господствующая идея состоит в том, чтобы работать где-нибудь в качестве рабочего или государственного служащего и получать максимально возможную заработную плату. В конечном счете, это позиция принятия рабства.
Единственная цель – жить немного лучше, чем во времена рабства. Чем больше человек потребляет, тем больше увеличивается прибыль капиталистической современности. Вот почему сегодня предпринимаются попытки создать условия, в которых, кроме среднего класса, и рабочие имеют возможность потреблять. Принуждая работников реинвестировать свою заработную плату в потребительские товары, можно гарантировать, что деньги снова окажутся в карманах начальства.
РПК стремится построить свободное и демократическое общество, в котором нет эксплуатации. Если демократия, как власть самого народа, является высшей ценностью, то также должна быть построена соответствующая народная экономическая система. В области экономики демократия соответствует экономической форме, в которой нет начальников или крупных землевладельцев.
В демократиях, существующих сегодня в капиталистических странах, нет власти народа. Точно так же экономика принадлежит не народу, а господствующим классам, поскольку они доминируют в системе в целом. Но если мы провозгласим демократию, то есть власть народа управлять собой, нашей целью, то мы также должны построить соответствующую народную экономику. Поэтому нашей целью должно быть создание экономической системы, в которой нет начальников и крупных землевладельцев с одной стороны и рабочих с другой. По мере того как монополизм становится все сильнее и сильнее при капитализме, экономика все больше теряет свою связь с обществом. Точно так же, как демократия в общественной жизни означает преодоление авторитарных гомогенных систем, в экономической сфере она преодолевает любые монополии и экономическую политику правящих классов.
Лидер Оджалан призывает прежде всего к обобществлению земли, воды и энергии, то есть фундаментальных основ экономики. Эти три экономических элемента никогда и никем не должны быть монополизированы. Мы должны понимать этот общественный подход как первый шаг к построению народной экономической системы. Экономика может быть демократизирована только в том случае, если существующая социально-политическая система является демократической. Поэтому демократическо-конфедеративная социально-политическая система, основанная на организованном и демократическом обществе, является необходимым условием для построения общественной экономики. Необходимо, чтобы сам народ верил в демократическо-общественную экономику и сам ее внедрял. На этом фоне очень важно сломать идеологическую гегемонию капиталистической современности в этой области. В противном случае описанная нами экономическая модель не может быть реализована.
Общественная экономика основана на большом количестве различных экономических объединений, каждое из которых организовано на общественной основе. В этой системе разные общины организовываются в форме коммун. Это могут быть небольшие, но также и крупные производственные коммуны. Эти коммуны занимаются удовлетворением социальных потребностей в области сельского хозяйства, промышленности и торговли.
Кооперативы – это еще одна форма общественной экономики. В рамках этой структуры могут быть созданы самые разнообразные кооперативы, занимающиеся производством, распределением, торговлей, транспортировкой. Конечно, все это решения, которые должны обсуждаться с народом в контексте демократической системы, основанной на организованном и демократическом обществе. Не должно быть никакого принуждения любого рода. В то же время демократическо-общественная система, безусловно, будет активно поддерживать создание такого рода экономических объединений. Чем больше люди признают положительные стороны этой экономической системы, построенной ими самими, тем больше общественное хозяйство будет расширяться с каждым днем.
Исторически всегда существовали формы производства, основанные на труде отдельных лиц или семей. Кроме того, всегда существовали небольшие фермы, которые не были созданы для того, чтобы быть монополистами. До тех пор, пока эти виды хозяйства не станут основным компонентом экономической системы, они будут вносить свой вклад в общественно-демократическую экономику, тем самым дополняя ее и поддерживая ее существование. Крайне важно, чтобы преобладала общественная экономика и чтобы экономический сектор, основанный на частных малых предприятиях, управляемых частными лицами, не стал основным сектором экономики. В этих рамках могут сосуществовать как частная, так и общественная собственность.
Не должно быть никаких попыток силой завладеть экономикой, основанной на старой социальной и политической системе. Капиталистическая современность вмешивается во все сферы, сливая мелкие производственные предприятия или делая их ненужными, чтобы усилить свое собственное влияние, и увеличивает свое экономическое влияние во всех областях, в конечном счете делая его господствующей силой. Поэтому общественная экономика также должна превратиться в целостную и производительную систему, способствовать участию в ней людей и тем самым обеспечивать свое непрерывное развитие. В общественной экономике производительность, конечно, измеряется не только в терминах экономико-числовых значений. Скорее, она охватывает широкий спектр аспектов, таких как социальные права, справедливость, эффективность, психология или мораль.
Экология – это область, которую также необходимо принимать во внимание. Если в первую очередь будут приниматься во внимание экономические числовые значения и игнорироваться моральные ценности или психологические аспекты, конечным результатом будет ситуация, подобная той, которую мы знаем со времен краха реального социализма. Принятие экономики за базис реального социализма и определение культуры, идеологии и т.д. как надстройки было одной из главных ошибок социалистических лидеров. Они недостаточно учитывали важность моральных ценностей, поскольку предполагали, что они не оказывают прямого влияния на экономический базис. Таким образом, реальный социализм не служит основой для экономической модели, которую мы себе представляем. Мы стремимся к целостной экономической модели, основанной на демократии, свободе, моральных и культурных ценностях.
В двух словах: капитализм сегодня стал тяжелым бременем для всего человечества. Даже силы капиталистической современности ищут новые экономические модели, – которые, конечно, не преодолевают сам капитализм, – чтобы сохранить свою жизнь. В такое время силы, борющиеся за народ, свободу, демократию и социализм, естественно, будут понимать построение социально-экономической системы, которая преодолеет капитализм, как одну из своих важнейших задач.