К чему приведет визит российской делегации в Сирию

В Дамаске с официальным визитом находится российская правительственная делегация. Визит уже охарактеризован как этапный момент в ходе сирийского кризиса.

Средства массовой информации сообщают, что представительная делегация Российской Федерации в составе представителей силового, политического и экономического блоков правительства будет находиться в Дамаск в течение двух дней.

Российский дипломат в своём интервью для газеты «Alsharq Al-Awsat» охарактеризовал визит как этапный момент в истории сирийского кризиса. Целью визита является полное и детальное обсуждение целого ряда вопросов, касающихся Сирии, с непосредственным руководством страны во главе с президентом Башаром Асадом.

Данному событию предшествовали серьёзные политические пертурбации как на сирийской, так и на региональной арене. В частности, так называемому Сирийскому конституционному комитету, ставшему плодом значительных политических усилий, вложенных в данный проект российской стороной, так и не удалось добиться сколь-нибудь заметных и убедительных успехов. Провал инициативы, однако, был вполне ожидаем с учётом упрямства Дамаска, вмешательства в переговорный процесс турецкого руководства и исключения из него представителей весомых игроков на сирийской арене, в первую очередь Ассамблеи демократической Сирии (АДС).

Кроме того, России не удалось разрешить и вопрос идлибской «зоны деэскалации конфликта»: Анкара и лояльные ей силы на местах продолжают медлить с выполнением взятых на себя обязательств в рамках договорённостей, достигнутых в ходе переговоров между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Ещё одно обстоятельство, которое следует держать в уме при анализе грядущего визита российской делегации в Сирию, связано с посланием Вашингтона в адрес Москвы, в котором говорится, что Белый дом не имеет принципиальных возражений против российского присутствия в этой стране, однако при этом в нём же от России американский истеблишмент надеется добиться разрешения вопросов политического транзита в Сирии и иранского влияния на сирийской территории.

Специальный посланник президента США по Сирии Джеймс Джеффри ранее отмечал: «Российско-сирийские отношения находятся далеко не в лучшем состоянии по вине президента Башара Асада. Русские не раз подтверждали американцам, что они и сами не рады его пребыванию у власти, но замены или альтернативы ему они не видят». По его словам, нынешняя американская администрация принимает всё это во внимание и оказывает им во взаимодействии с международным сообществом посильную помощь в подготовке почвы для политического транзита.

Джеймс Джеффри добавил также, что позиция Вашингтона относительно сирийского кризиса остаётся неизменной и заключается в безальтернативности политических методов его урегулирования на основе принципов, изложенных в резолюции Совета безопасности ООН 2254, которая предписывает составить новую конституцию для Сирии, вывести с национальной территории все иранские войска и проиранские военизированные формирования, продолжить борьбу с террористами ИГИЛ, а также оказывать и дальше давление на режим Башара Асада экономическими и дипломатическими методами.

Некоторые обозреватели полагают, что все эти обстоятельства подталкивают Россию к попыткам вывести Сирию из политического тупика, в особенности ввиду всех тех существенных издержек, которые Москве пришлось понести из-за своего прямого вмешательства в ход сирийского противостояния, не принёсшего ей при этом никаких политических выгод.

В связи с этим подписание меморандума о взаимопонимании между Ассамблеей демократической Сирии (АДС) и партией «Народная воля» в Москве стало началом нового этапа в ходе урегулирования многолетнего сирийского конфликта.

Попытки подтолкнуть сирийское правительство к более активному и конструктивному участию в работе конституционного комитета

Для оценки целей и ожидаемых результатов грядущего визита российской делегации в Сирию корреспондент ИА «ANHA» обратился к эксперту Российского совета по международным делам (РСМД) Кириллу Семёнову, который отметил: «Я полагаю, что в ходе контактов министерства иностранных дел Российской Федерации с сирийским руководством российской стороне неоднократно ставилась задача подтолкнуть официальный Дамаск к более активному и конструктивному участию в работе конституционного комитета. Иными словами, Москве нужна договорённость о сроках нового заседания редакционной группы и плане её работы».

Он добавил: «Этот вопрос обсуждался и с Гейром Педерсоном. Естественно, в ходе визита будут рассмотрены и многие другие проблемы. Что касается ситуации в Идлибе и на левобережье Евфрата, то решения по ним будут приниматься после консультаций с российским министерством обороны и с турецкими партнёрами».

Наш собеседник не исключает и возможность того, что в ходе этого визита российское внешнеполитическое ведомство продемонстрирует Дамаску примеры нового подхода к обозначенным проблемным досье.

Исключительная ценность визита

Секретарь партии «Народная воля» и член Сирийского конституционного комитета от т.н. «Московской платформы» сирийской оппозиции Михнад Дулейкан дал иную оценку грядущему визиту. Он подчеркнул: «Мы считаем, что визит будет иметь особую и исключительную ценность ввиду высокого уровня её представительства. Так, например, стоит отметить, что данный визит станет второй поездкой министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Дамаск с начала сирийского кризиса, причём в последний раз он посещал страну почти девять лет тому назад.

В целом, мы считаем, в настоящее время условия для полной реализации положений резолюции Совбеза ООН 2254 являются наиболее благоприятными. Не зря, в частности, Сергей Лавров несколько недель назад впервые употребил в своих выступлениях такой оборот, как «полная имплементация» по отношению к данной инициативе. Исходя из этого, нам представляется обоснованным ожидать, что грядущий визит будет иметь ощутимые и заметные результаты».

Что касается связи этой поездки с визитом делегации АДС в Москву, то данный вопрос Михнад Дулейкан комментирует следующим образом: «У меня нет никакой информации относительно наличия прямой связи между подписанием меморандума и визитом Лаврова в Сирию. Я не думаю, что это действительно так, ведь визиты подобного уровня согласуются в течение длительного срока времени, исчисляемого неделями, в то время как меморандум был подписан всего лишь несколько дней тому назад.

В то же время не могу не отметить, что упомянутый документ является важным шагом в сторону нормализации обстановки на сирийской территории в соответствии с положениями резолюции 2254 и обеспечения представительства в процессе мирного политического урегулирования тех, кто по тем или иным причинам сейчас из него исключены. Это должно положительным образом отразиться на обеспечении территориальной целостности страны и сирийского суверенитета. Возможно, данная тематика также будет внесена в повестку дня проводимых переговоров».

Момент для визита подобран неслучайно

Эксперт и сирийский журналист Малик аль-Хафиз пишет: «Я считаю, что данный визит является развитием январской поездки Владимира Путина. Он стал второй частью демонстрации Москвой своего видения грядущего этапа, контуры которого уже прослеживаются на фоне последних событий в Сирии.

Особую значимость визит приобретает в свете момента времени, выбранного для его проведения: делегация прибудет в Дамаск незадолго до президентских выборов в США, а также на фоне повысившегося градуса напряжённости в отношениях между Москвой и Анкарой на фоне разногласий по различным вопросам, выходящим за рамки сирийского досье».

Малик аль-Хафиз утверждает: «Россия не собирается кардинальным образом пересматривать свою политику на сирийском направлении. Напротив, визит является символом последовательной дипломатической поддержки, оказываемой Кремлём Башару Асаду по линии конституционного комитета, о важности которого было заявлено на недавней встрече Сергея Лаврова со спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Гейром Педерсоном. Кроме того, данное событие указывает на стремление Москвы к некоторому обновлению и реформированию сирийского строя».

Проблемные вопросы

В контексте разговора о проблемных вопросах, которые могут быть подняты в ходе визита, наш собеседник выделил следующие вероятные пункты повестки дня: «Многие аспекты сирийского противостояния в заметной степени зависят от воли российской стороны, другим же акторам остаётся лишь довольствоваться подобным положением вещей. Однако представляется, что в ходе визита первоочередное внимание может быть уделено проблемам левобережья Евфрата и связанным с нею договорённостями и соглашениями. Помимо этого, много внимания, вне всяких сомнений, будет уделено и вопросу джихадистских военизированных формирований, действующих на территории Идлиба, а равно и перспективам дальнейшей кооперации усилий на данном направлении с турками. Может оказаться поднятым и вопрос формулирования позиции относительно недавних операций американских вооружённых сил по устранению ряда полевых командиров в Идлибе. И, конечно, не будет обойдён вниманием Сирийский конституционный комитет. Можно с уверенностью утверждать, что стороны посвятят достаточно времени обсуждению принципов его работы, а также возможности и дальше чередовать его с военными методами разрешения конфликта – ведь, как известно, работа комитета имеет обыкновение активизироваться лишь после крупных эпизодов вооружённой эскалации на севере страны. В то же время нельзя исключать, что кулуары в Женеве в ближайшие дни могут быть потрясены известиями, которые, хоть и ненадолго, но изменят обстановку.

Обязательно будут рассмотрены в ходе переговоров и моменты, касающиеся новых пакетов американских санкций, наложенных в соответствии с т.н. «законом Цезаря». От того, придёт ли Москва к какому-либо соглашению с Вашингтоном на данном направлении или нет, а также в каком именно виде, будет в значительной степени зависеть политика Москвы и на американском направлении. А значит, от Дамаска будет ожидаться следование в фарватере политики Кремля по этим вопросам».

Меморандум о взаимопонимании, подписанный Ассамблеей демократической Сирии и партией «Народная воля» Малик аль-Хафиз описывает так: «Я считаю, что Москва хорошо спланировала всё, что касается меморандума о взаимопонимании между АДС и «Народной волей». Тем самым Россия хочет добиться создания платформы, которая была бы приемлема одновременно и для Турции, и для Сирии, что, в свою очередь, закладывало бы основы для сирийско-турецкого примирения, чего очень желает российское руководство».

Он пояснил: «Если будет положительно разрешён вопрос о роли Ассамблеи демократической Сирии на левобережье Евфрата и реализованы на практике российско-турецкие соглашения о роспуске террористических образований в Идлибе с восстановлением движения по международным транспортным магистралям, то тогда все препятствия перед представительством сирийского северо-востока на равных с Анкарой и Дамаском будут сняты. Однако всё это пока остаётся лишь планами Москвы, точно же оценить возможность их практической реализации не представляется возможным, что обусловлено столкновением интересов внешних игроков, а также сплетением клубка ирано-израильских противоречий, оставляющих свой отпечаток на ходе сирийского противостояния».

Ожидаемые результаты

Малик аль-Хафиз так видит возможные результаты визита делегации: «Если этот визит и будет иметь какие-либо прорывные результаты, то связаны они могут быть лишь с подвижками в отношениях между Дамаском и Анкарой. Москва активно работает в этом направлении уже долгое время, однако до сих пор такое развитие событий оставалось сугубо гипотетическим. Вопрос о том, как именно можно это реализовать сейчас, как именно можно разделить сферы влияния в Сирии на современном этапе, остаётся открытым.

Я не думаю, что в вопросах левобережья Евфрата или же конституционного комитета произойдет какой-либо переворот. Однако вопрос санкций тоже относится к числу важных и ключевых. Экономический кризис и давление, оказываемое на Дамаск и его союзников, означают, что любые положительные подвижки в их отношениях с партнёрами Вашингтона облегчат им бремя санкционного давления. Именно поэтому для Москвы так важно поддерживать контакты с Турцией, являющейся союзницей США по НАТО, в том числе и в рамках астанинского формата. Ещё одна причина такой заинтересованности Москвы в Анкаре – токсичность Ирана. Любое сближение Турции и Сирии приведёт к ещё большему ограничению иранского влияния на сирийской территории, что удовлетворяет потребностям российского руководства».

В заключительной части своего интервью Малик аль-Хафиз подчеркнул: «Публичных плодов встреча может и не принести, однако данный визит наверняка приведёт к ограничению иранского влияния. Этому могут способствовать и гарантии нормализации отношений Дамаска с окружением, и ознакомление сирийского руководства с планами Москвы на период после завершения основной волны коронавирусной эпидемии, и помощь, которую Кремль может предоставить Башару Асаду для борьбы с санкциями, и возможное облегчение санкционного времени вследствие американо-российских договорённостей».