Зюбайр Айдар: криминализация курдского движения в Европе мешает мирному решению

На конференции в шведском Рейхстаге Зюбайр Айдар указал на то, что криминализация курдского движения препятствует мирному решению и укрепляет позиции сторонников войны, таких как Эрдоган.

В среду в шведском Рейхстаге прошла конференция, посвящённая курдскому вопросу, запрету РПК в Европе и отсутствию демократии в Турции.

В конференции приняли участие члены парламента от всех партии, представленных в парламенте Швеции, а также представители гражданских организаций. Организатором конференции стала Группа шведско-курдской дружбы, которая присутствует в парламенте вот уже около тридцати лет. На конференции подняли вопрос положения в Турции, а также вопрос последствий криминализации Курдского освободительного движения.

Озсой: турецкую власть беспокоит не только РПК

Депутат от ДПН Хишьяр Озсой выступил на конференции по поводу ситуации в Турции, он сказал следующее:  «Все государственные институты проводят антикурдскую политику. Турецкая власть озабочена не только борьбой с РПК, она нападает на курдов повсюду, на данный момент, к примеру, в Ираке. Они хотят уничтожить завоевания курдского народа и разделить Ирак. Эрдоган и его сообщники неоднократно говорили, что они не повторят ошибок, допущенных Турцией в Ираке в 1995 году. Они никогда не позволят курдам иметь какой-либо статус в Ираке или Сирии».

Айдар: запреты вышли за пределы Турции

В ходе своей презентации курдский политик Зюбайр Айдар углубился в историю курдских восстаний с момента создания Республики Турция, заявив, что 29-ое восстание началось с РПК. «РПК была создана 49 лет назад небольшой группой студентов. Как и остальные курдские движения, она была запрещена, а её члены отправились за решётку. 38 лет назад РПК заставила услышать свои требования через вооружённую борьбу. Эта борьба продолжается до сих пор.

По мере того как Курдское освободительное движение росло и развивалось, запреты перешагнули границы Турции и добрались до Европы и Соединённых Штатов. Турция искала поддержку за рубежом, один за другим её союзники запрещали РПК, добавляя эту партию в список террористических организаций. Аресты и суды следовали один за одним, при этом жертвами становились не только члены РПК. За это время десятки тысячи людей оказались под следствием, особенно это актуально для Германии. Их арестовывали, их банковские счета замораживали, их разрешения на проживание отзывали, их проездные документы аннулировали. Сотни клубов, газет, новостных агентств, ТВ-каналов и радиостанций подвергались запрету, а их активы конфисковывались».

«Германия находится на передовой в плане репрессий»

Айдар продолжил: «Германия находится в самом верху списка стран, которые запретили РПК. Здесь начинали бесчисленные расследования, вводились санкции и выписывались штрафы. В результате этих мер пострадали более десяти тысяч людей. На основании запрета было начато 408 расследований, все из которых привели к тюремным срокам. В Германии до сих пор продолжаются суды, за решёткой сидят курдские политические заключённые. Во время правления Меркель материалы расследования в отношении 6500 курдов были предоставлены турецким властям. Некоторые из этих людей, которые не были в курсе произошедшего, приезжали в Турцию, где их в дальнейшем арестовывали».

Пример Розы К. из Нюрнберга

Айдар привел несколько примеров того, как немецкие власти повлияли на жизнь курдов. «Я хотел бы упомянуть одного из людей, который пострадал от этой политики репрессий. Роза К. живёт в Нюрнберге. В 2006 году её оштрафовали. В течение 16 лет она должна была посещать полицейский участок каждую неделю, чтобы расписаться. Ей позволяли покидать городской район только на расстояние в радиусе 15 километров. Поскольку место её работы, где она работала уже в течение пяти лет, находилось за пределами этой зоны, её арестовывали как находящуюся в розыске. Разумеется, данная мера была также направлена на то, чтобы изолировать её в социальном плане. Разрешение на проживание её дочери было вначале аннулировано, в дальнейшем его удалось восстановить только после давления со стороны общественности. Она ведёт уже долгое время борьбу в правовом поле и на данный момент потратила на эту борьбу 62 тысячи евро. Её дети живут за пределами зоны, где ей разрешено находиться, поэтому она не может видеться с ними. Данная ситуация оказала негативные психологические последствия на неё. Она утверждает, что чувствует себя истощённой».

Схожие проблемы во Франции

Айдар продолжил: «Схожие проблемы существуют и во Франции. Согласно журналисту Патрику Пьесно, в период с 2007 по 2012 годы во Франции было арестовано 700 курдских активистов. В 2021 году министерство внутренних дело заморозило активы Шахина Д. Одной из причиной подобного решения стало то, что он участвовал в акции поминовения трёх курдских женщин, убитых в результате нападения в Париже в 2013 году. Счета Агита П. были заморожены в 2019 году на том основании, что годом ранее он принимал участие в организации Парижского трибунала, где рассматривались преступления против человечности и военные преступления Турции. Ещё одной причиной заморозки стало его участие в переговорах с членам парламентами и сенаторами по поводу курдского вопроса».

«Список террористических организаций мешает достижению мира»

В Швеции и других странах Европы также бывали случаи, когда у курдов аннулировали их разрешения на проживание в связи с тем, что они принимали участие в работе курдских ассоциаций или же поддерживали контакты с курдскими партиями типа ПДС. «Эти примеры показывают, что политика запретов не ограничивается одной партией. Использование списка выходит далеко за рамки изначально обозначенных целей и затрагивает целые народы», – утверждает Зюбайр Айдар, добавляя: «Запреты и существование подобных списков якобы террористических организаций представляют серьёзную проблему для мирного решения курдского вопроса. Запрет должен быть отменён, а РПК нужно убрать из списков террористических организаций. Мы говорим об этом здесь в парламенте Швеции, и курдский народ испытывает определённые ожидания в отношении правительства Швеции и её политических кругов. Я хочу воспользоваться возможностью, чтобы обратиться к властям Швеции с просьбой помочь нам и исправить список террористических организаций ЕС. Список в его нынешнем формате лишь усиливает сторонников и разжигателей войны по типу Эрдогана и, что ещё более важно, препятствует мирному разрешению вопроса».