В Мариване продолжают бушевать лесные пожары
В районах расселения курдов в Иране на протяжении многих дней продолжают пылать пожары.
В районах расселения курдов в Иране на протяжении многих дней продолжают пылать пожары.
Разрушительные пожары продолжают бушевать на протяжении многих дней в курдских районах Ирана, нанося, в частности, ущерб природным заповедникам Маривана. Только в окрестностях озера Зребар (Заривар) на западе от города пламя уничтожило около 500 гектаров растительности, сообщает природоохранная организация "Чья Сабз". Пожар уже приблизился к деревням Кани Миран, Саад Абад и Сиф и, несмотря на то что огонь несколько раз тушили, пожар разгорался вновь и вновь из-за жары и сильных ветров. Данный пожар представляет серьёзную угрозу для природы и местного населения.
В Дареваране на севере Маривана пламя уже уничтожило более тысячи гектаров леса. "Чия Сабз" сообщает, что во многих местах высокие температуры и сильные ветры в значительной степени поспособствовали распространению пожара. Помимо этого, распространяющийся огонь привёл к детонации боеприпасов, которые находились там со времён Ирано-иракской войны (1980-1988). "За те 16 лет, что наша организация "Чья Сабз" принимает участие в тушении лесных пожаров, мы никогда не сталкивались с таким серьёзным пожаром", – цитирует одного из активистов, участвующих в тушении пожаров, базирующаяся во Франции Курдская правозащитная сеть. "Леса, находящиеся неподалёку от деревни Дареваран и других соседних деревень являются одними из самых густых в Курдистане. И это всё приводит к тому, что остановить здесь огонь становится ещё сложнее".
Укрытый в горах Загрос Мариван находится на хорошо укреплённой и милитаризированной границе между восточным Курдистаном (Иран) и южным Курдистаном (Ирак). На протяжении многих лет солдаты армии Ирана и в особенности представители КСИР (Корпус стражей исламской революции) устраивают здесь каждое лето целенаправленные поджоги. Это привычный способ ведения войны в арсенале тех, кто проводит политику выдавливания населения и борется с курдскими повстанцами. Точно так же как и турецкая власть, режим в Иране хочет через истребление природы поставить на колени курдское население и лишить оппозиционные группы и партизанские движения, которые они называют "террористическими организациями", возможности прятаться в лесах. Волонтёры убеждены в том, что КСИР стоит и за теми пожарами, которые сейчас пылают в Мариване.
В то время как власти не делают буквально ничего для борьбы с пожарами, инициативу по тушению пламени берут на себя разного рода общественные ассоциации, такие как "Чья Сабз"; при этом эти движения постоянно сталкиваются с препятствиями со стороны режима, который ко всему прочему стремится их криминализировать. Согласно информации от Курдской правозащитной сети, за последние дни как минимум пятеро активистов были арестованы представителями КСИР, которые затем увезли этих активистов в неизвестном направлении. Ещё около двадцати активистов получили ранения, когда пытались потушить огонь в Мариване. В двух случаях ожоги были настолько сильными, что не было возможности оказать им помощь на месте. Их пришлось везти в больницу, где они до сих пор проходят реабилитацию. В середине июля операция по тушению пожара в Рожхилате вообще привела к смерти одного из людей: 50-летний человек из автономной курдской области Ирака, принимавший участие в тушении пожара в провинции Керманшах, был застрелен представителем КСИР.
В то же самое время люди продолжаются собираться в палаточном лагере, разбитом "Чья Сабз" на равнине Мариване, чтобы оказывать помощь волонтёрам и координировать действия по тушению пожров. Со всего Рожхилата, а также из других районов Ирана женщины и мужчины – от мала до велика – стекаются в лагерь, чтобы оказывать посильную помощь в деле тушения пожаров. Здесь всегда вспоминают четыре имени: Шариф Бажур, Омид Хохнепуши, Рахмат Хакиминиа и Мохаммад Паджухи. Так звали четырёх экоактивистов, погибших в августе 2018 году во время борьбы с лесным пожаром в Мариване.