Депутаты Великого национального собрания Турции 28-го созыва принесли присягу. Все, кроме одного – парламентария от Хатая, Джана Аталая. Он был избран от Рабочей партии Турции (TIP), но до сих пор остается в тюрьме.
Во вторник представители TIP провели пресс-конференции в 36 городах Турции, требуя освободить своего соратника и однопартийца.
Члены TIP собрались перед железнодорожным вокзалом Хайдарпаша в Стамбуле, скандируя хором: «Хватит, хватит! Положите конец этому беззаконию».
Мелис Ягмур Йылдырым зачитала заявление однопартийцев от лица TIP в ходе акции, прошедшей в условиях полицейской блокады.
Джан Аталай – один из репрессированных «узников протеста в парке Гези», заявили соратники Аталая. Он был брошен в тюрьму без каких-либо законных оснований, пока его дело рассматривалось в Кассационном суде. 14 мая он был избран депутатом от Хатая, баллотируясь по спискам TIP на парламентских выборах.
Йылдырым сказала: «После подведения итогов голосования Джан Аталай получил депутатский мандат через своих адвокатов. В прошлую пятницу он был официально зарегистрирован в качестве депутата Великого национального собрания Турции. Однако, поскольку наш избранный депутат находится в тюрьме Силиври, он не смог принять присягу и не имеет возможности приступить к работе. Его адвокаты подали ходатайство в Верховный суд, требуя освобождения Аталая. Это заявление остается без ответа уже несколько дней, и наш товарищ по-прежнему находится в тюрьме».
Нынешняя ситуация нарушает нормы конституции страны, а Верховный апелляционный суд фактически настаивает на невыполнении требований этого основополагающего документа, сказала Йылдырым. Оставить под стражей избранного депутата парламента – нарушение прав избирателей, чья воля должна быть представлена в парламенте Турции.
Йылдырым добавила, что положение статьи 83 Конституции гласит, что «депутат, который предположительно совершил преступление до или после избрания, не может быть задержан, допрошен, арестован или предан суду, если это не было санкционировано Собранием».
Обращаясь к Кассационному суду, прокурорам и властям, Йылдырым спросила: «Почему Джан Аталай до сих пор не освобожден, хотя прошло уже три недели со дня его избрания? Почему Джан Аталай не смог принять присягу в парламенте и приступить к работе депутата? Когда Джан Аталай сможет явиться в Хатай, чтобы начать работу по восстановлению города, превращенного в руины, вместе с его жителями? Вы боитесь, что он разоблачит преступления тех, кто бросил Хатай и всю страну на произвол судьбы, оставив людей под развалинами? Разве вы не знаете, что это преступление – действовать так, как будто депутат, избранный народом, не получил своей должности?».
Призывая государственные институты соблюдать положения турецкой конституции, Йылдырым сказала: «Положите конец беззаконию! Уважайте правовые нормы! Мы требуем уважения к воле нашего народа! Мы будем продолжать бороться за всех наших товарищей, особенно за Мюджеллу Япыджи, Джана Аталая и Тайфуна Кахрамана, которые были арестованы абсолютно незаконно и у которых отняли свободу. Мы обязательно восстановим справедливость и правосудие на этой земле».