Учителя зимой – сезонные рабочие летом
С закрытием школ многие учителя, преподающие частным образом, вынуждены оставлять свою работу, становясь безработными. Одни идут сборщиками чая, другие идут работать в гостиницы, лишь бы пережить лето.
С закрытием школ многие учителя, преподающие частным образом, вынуждены оставлять свою работу, становясь безработными. Одни идут сборщиками чая, другие идут работать в гостиницы, лишь бы пережить лето.
С ростом инфляции и объявлением майской ставки, ближе к июлю началась дискуссия о повышении зарплаты бюджетникам. Еще один спорный вопрос – будет ли произведено новое дополнительное повышение минимальной заработной платы?
Министр труда и социального обеспечения Турции Ведат Билгин не раскрыл размер ставки, хотя и сказал, что в июле будет ее повышение на уровень инфляции в отношении бюджетников. «Мы работаем над повышением минимальной заработной платы», – сказал он.
Повышение цен затронет и учителей, работающих в частном секторе образования, которые хотят иметь те же условия, что и учителя, работающие в государственных учебных учреждениях. Но их зарплата будет определяться не тем, что платят государственным служащим, а промежуточным повышением минимальной зарплаты.
Сегодня в Турции насчитывается около 200 000 учителей, не работающих на государство: начиная от реабилитационных центров, и заканчивая частными школами и курсами. Большинство из них получают зарплату даже ниже недавно установленного минимального размера оплаты труда, значительная часть из них работает без страховки. Более того, те, чей контракт истек, летом работают на других работах. С закрытием школ многие учителя, работающие в частном секторе, становятся безработными.
Профсоюз учителей частного сектора (Профсоюз учителей) борется за права учителей.
Наше новостное агентство побеседовало с его представителями о существующей системе эксплуатации в частном секторе образования в Турции.
30 000 учителей работают нелегально
По словам сотрудника профсоюза учителей, пожелавшего остаться неизвестным, учителя частного сектора работают в очень сложных условиях. Более того, многие не зарегистрированы по специальности: «В Турции около 200 000 учителей частного сектора. Это только зарегистрированные, но есть и работающие неофициально. Примерно 20 000 или 30 000 учителей работают без страховки. Кроме того, 20-30 000 из них не числятся учителями. Они зарегистрированы как офисные клерки. С помощью подобных схем начальник получает дополнительную прибыль или избегает необходимости иметь дело с Министерством национального образования.
Министерство национального образования постановило, что трудовой контракт учителя в частном секторе не может быть меньше одного года. Но, пользуясь такими уловками, начальство может заключать с учителем разные контракты».
Учителя зимой – сезонные рабочие летом
Профсоюзный чиновник сказал: «С преподавателями курсов заключается 10-месячный контракт. По закону работодатель не может заставить преподавателя уйти по истечению 10-месячного контракта. Но на практике, с преподавателями заключается 12-месячный контракт, так как работодатель обязан это сделать, а через 10 месяцев заставляет своего работника уволиться, зачастую угрожая не брать его на работу в следующем году, если он не уйдет сам. Вот почему учителя увольняются после 10 месяцев работы. Некоторые из них каким-то образом соглашаются с курсом и работают два месяца за вознаграждение. Но не всем так везет. Например, наша знакомая этим летом поехала в Анталию работать в отеле. В прошлом году были такие, кто ездил собирать чай и лесные орехи в качестве сезонных рабочих. Есть и такие, кто уезжает в деревню ухаживать за скотом. Летом многим учителям приходится несладко».
Они работают сверхурочно
Отмечая, что зарплаты учителей находятся на очень низком уровне, особенно в центрах, предлагающих обучающие курсы, представитель профсоюза учителей заявил, что регламент рабочего времени также не соблюдается: «Хотя учителя должны работать только 40 часов в неделю, есть и такие, кто вынужден работать 50 или 60 часов в неделю. Летних каникул нет. Это настоящий рай для эксплуатации.
В таком же положении находятся учителя, работающие с детьми с ограниченными возможностями в реабилитационных центрах, связанных с Национальным образованием. Их отпуск составляет всего 15 дней в году. Обычно их зарплата выше минимальной. В Анатолии зарплата учителей равна минимальной. Мы видели такое даже в некоторых реабилитационных центрах и колледжах. Профсоюз получил много уведомлений».
Сотрудник профсоюза учителей также подчеркнул, что такие курсы не контролируются со стороны государства: «Например, в Хатае учителям платят меньше минимальной зарплаты. Поскольку никто за этим не следит, они получают зарплату в 3 500 лир. Учителя знают, что если начнут подавать жалобы, то больше не смогут работать. Потому что у директоров, начальников и сотрудников обычно очень хорошие отношения с этими частными школами и курсами».
Сотрудник профсоюза учителей объяснил влияние профсоюза и организации в этой области следующим образом: «В этой области отсутствует нормальная организация. Учителя, на самом деле, очень запуганы. Например, мы сумели завоевать доверие учителей благодаря тому, что все основатели профсоюза сами были учителями, и мы делали свою работу, не радея ни за какие политические силы. Сегодня у нас тысячи членов».