Курдистан

Республика Махабад: 78 лет борьбы за свободу курдского народа

Республика Махабад, основанная под руководством Казы Мухаммада, существовала лишь 11 месяцев, но стала важным этапом в борьбе за свободу курдов. Сегодня эта борьба продолжается, следуя тем же целям в четырех частях Курдистана.

Республика Махабад была создана 22 января 1946 года под руководством Казы Мухаммада. Этот опыт, занимающий важное место в истории курдского народа и длившийся 11 месяцев, полон исторических уроков. Определив его как первый государственный опыт курдского народа, лидер Абдулла Оджалан сказал: «Казы Мухаммад обладал демократическим и патриотическим характером. Он не позволял никакой власти навязывать себя народу. Такое отношение появилось среди курдов впервые. Эту республику ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что это наша история и наша честь». Оджалан обратил внимание на важность этого первого государственного опыта курдского народа.

Историческое развитие и последствия этого опыта, полного исторических уроков

Вторая мировая война. Интеллектуалы Восточного Курдистана во главе с Казы Мухаммадом, которые хотели воспользоваться политическим вакуумом, оставленным иранским государством по окончании войны, объединились и создали курдское государство под названием «Курдская республика Махабад». Однако, как и в любой другой период, гегемонистские силы того времени, которые не рассматривали дискурс «каждый народ имеет право на самоопределение» как право курдов, помешали созданию курдского государства и подготовили почву для того, чтобы Курдистан остался под суверенитетом существующих национальных государств, основанных на системе отрицания и убийство.

«Три пограничных соглашения» на пути к основанию республики

После оккупации Ирана советскими и британскими войсками после Второй мировой войны в его управлении образовались серьезные пробелы. В сентябре 1941 года, когда шах Рыза Пахлави был вынужден бежать из страны под давлением Великобритании, его сменил его сын Михмед Шах Рыза.

После усиления британского и советского влияния в Иране власть режима ослабла. Советы, которые стали более влиятельными в Иране, пообещали поддержать курдов и азербайджанцев в создании государства. На этой основе 16 августа 1943 года было основано «Комала» («Общество возрождения Курдистана»). В 1944 году три курдские организации «Комала», «Хабун» и «Хави» объединились на основе объединения усилий и подписали соглашение под названием «три границы». Процесс, который привел к Махабаду, был вызван единством курдов и возможностями, созданными балансом сил в регионе. Азербайджанцы, которые попытались воспользоваться этими возможностями, создали в Тебризе 17 января 1946 года Азербайджанскую Республику, в то время как курды провозгласили 22 января 1946 года Республику Махабад в Махабаде.

Подготовка к созданию Махабада

16 августа 1943 года было основано общество «Комала» («Общество возрождения Курдистана»). В его создании приняли участие Хисайин Фирухар, Абдулрахман Забихи, Абдулрахман Омами, Абдулкадыр Мударис, Наджмадин Тавхиди, Михмед Нанавазада, Али Михмеди, Михмед Ашаби, Абдулрахман Кияни, Садик Хайдари и Касым Кадыри.

2 сентября 1941 года, в дни британской оккупации, турецкое правительство направило ноту в Лондон. В ноте обращалось внимание на организацию курдов в регионе и давалось предупреждение британскому правительству. В том же году курдская делегация во главе с Казы Мухаммадом отправилась в Баку для переговоров с Советским Союзом. Курдская делегация встретилась с премьер-министром Азербайджана Бакырофом и подписала ряд соглашений с советской администрацией, особенно в области экономики.

Объявлено о создании Республики Махабад

22 января 1946 года Казы Мухаммад встал на кофейный столик на исторической площади Чарджыра в Махабаде и провозгласил республику, прочитав декларацию, которую держал в руках. На глазах у тысяч людей, собравшихся на исторической площади Махабада, 46-летний Казы Мухаммад провозгласил республику, сопроводив это словами: «Клянусь Аллахом, курдской нацией и священным флагом Курдистана, что буду защищать независимость Курдистана и республики до последней капли своей крови и последнего вздоха».

Разумеется, не случайно президентом был избран Казы Мухаммад, которому на момент провозглашения республики было 46 лет. Казы Мухаммад, которого комитет по подготовке республики рассматривал в качестве президента, происходил из уважаемой и религиозной семьи, проживавшей в этом регионе. Его дядя Фатах Казы погиб в войне против России в 1916 году, а его дед Шех Альмасаех собрал курдские племена в Дивандар в 1930 году, чтобы предложить «общий фронт» против британцев.

Через несколько дней после декларации был сформирован правительственный кабинет из 14 министров. Цвета, символизирующие курдское единство, впервые были отражены на флаге республики, а стихотворение «О, соперник», написанное курдским поэтом Дильдаром в 1938 году во время пребывания в тюрьме, было принято в качестве национального гимна. Первая республика имела только один печатный станок, на котором печатались прокламации, объявляющие об основании республики.

В школах региона в границах республики стали давать курдское образование, а на смену ополчению пришла регулярная армия. На первых порах армия имела всего 10 тысяч винтовок и 20 грузовиков с боеприпасами. Еще одним важным направлением деятельности республики стала работа в области культуры, искусства и литературы. За короткий срок были созданы оперы и начата активная издательская деятельность — от научных книг до детских журналов.

Одним из важнейших направлений деятельности республики была организация женщин. Впервые в курдской истории женщины организовались и приняли участие в строительстве республики.

Основательница Ассоциация женщин Курдистана: Мина Казы

Одной из самых значимых фигур Республики Махабад была Мина Казы. Она родилась в 1908 году в Восточном Курдистане. Одна из основательниц курдской республики Махабад, Мина была женой Казы Мухаммада. Казы Мухаммад считал, что женщины также обладают властью и правами. И он до конца поддерживал свою жену Мину, утверждая, что для женщин тоже должна быть работа.

Мина Казы стала первой в борьбе курдских женщин, основав в 1945 году Ассоциацию женщин Курдистана и став ее президентом. За неделю до основания Ассоциации Мина Ханым, жена Казы Мухаммада, президента курдской республики Махабад, организовала важную конференцию. Эта конференция, проходившая в Курдско-советском культурном центре, на которой присутствовали жены высокопоставленных чиновников, а также многие женщины-преподаватели и студентки, была приурочена к 8 марта. Это было первое празднование Женского дня в Курдистане.

На плечи Мины Казы легли важные задачи в курдской республике Махабад. Она делала все возможное для повышения активности женщин в республике. Когда шах Ирана сверг республику и приказал казнить Казы Мухаммада, он увидел свою жену Мину плачущей и сказал ей: «Почему ты плачешь! Курдской женщине не подобает плакать», тем самым придав ей сил. После распада республики она продолжила свою борьбу в политике. Ее много раз арестовывали. Ее подвергали жестоким пыткам, но она продолжала бороться с огромной решимостью, не идя на компромиссы. Мина Казы, как и ее муж Кади Мухаммад, в своих выступлениях постоянно подчеркивала единство курдов. Она умерла в 1998 году в городе Махабад.

Курды принесены в жертву интересам национальных государств

Сразу после окончания Второй мировой войны региональные и мировые балансы сил начали меняться. Страх перед гитлеровской Германией уступил место холодной войне между Востоком и Западом. Британия и Америка объединились и пришли к соглашению с Советами. Советы приблизились к Ирану и заключили с Тегераном нефтяные соглашения. Позже под давлением Америки Советы решили вывести свои войска из региона. Красная армия начала покидать территорию Ирана в июне 1946 года.

Подобно тому, как попытки создания государства в Северном Курдистане после Первой мировой войны под предлогом восстания Шеха Саита были подавлены массовыми убийствами, сначала в Амеде и его окрестностях, затем в Серхате и, наконец, в Дерсиме, попытки Махмута Берзенчи создать государство в Южном Курдистане были ликвидированы на основе британских нападений. После попыток в Северном и Южном Курдистане гегемонистские державы того периода, договорившись с Советским Союзом, восстановили шахское правление и предотвратили попытки курдов создать государство в Восточном Курдистане.

Государства-гегемоны того периода примирились с реакционным и колониальным шахским правлением и поддержали ликвидация курдской республики Махабад в Восточном Курдистане. 17 декабря иранская армия вошла в Махабад и захватила руководителей республики. После долгого и трудного марша с 500 пешмерга мулла Мустафа Барзани, начальник штаба республики, переправился через реку Арас и нашел убежище у Советов.

Внутреннее предательство

С другой стороны, Республика Курдистан пыталась создать единство курдского народа и привлечь курдские племена к республике, но не смогла заручиться поддержкой курдских племен. Поэтому республика не стала расширять свои границы дальше Мукрияна и Махабада. По этой причине она стала называться Махабадской республикой.

Смертные казни на площади Чарчира

Ровно через год и один день после создания республики, 23 января 1947 года, Казы Мохаммад был приговорен иранским военным судом к смертной казни. 31 марта того же года Казы и двое его друзей были казнены на площади Чарчира, где почтии годом ранее была провозглашена республика. Казы Мухаммад стал последним курдским лидером, казненным в XX веке. Что осталось позади, так это курдское счастье «стать независимым государством» и республикой.

К сожалению, единственная радость курдов от республики в XX веке закончилась через 11 месяцев казнью ее лидера на той же площади, где все началось. То, что осталось позади, было недолговечным опытом республики и государственности курдов. Абдулла Оджалан объяснил этот процесс следующими словами: «Было доказано, что капиталистические модернистские силы без колебаний принесут в жертву и проигнорируют тысячелетнюю родину народа ради своих повседневных интересов».

«После поражения в Махабаде начался пессимистический период»

В пятом томе своей книги «Манифест демократической цивилизации / Курдский вопрос и решение демократической нации», которую он написал, находясь в системе пыток и изоляции Имралы, Абдулла Оджалан дает следующие поразительные оценки махабадскому опыту:

«Войны и конфликты за недемократическую автономию часто заканчивались поражением из-за классовой природы их лидеров, что наносило глубокий ущерб курдскому национальному существованию и свободе в целом. Каждое поражение приводило к резне, и каждая резня заводила культурный геноцид еще на один шаг дальше. В Восточном Курдистане движения под руководством шейха Убайдуллы Нахри в 1878 году, Симко в 1920-х годах и Кады Мухаммада в 1945 году привели к аналогичным результатам. Поражение и дальнейшее угнетение еще больше ослабили национальное существование и свободу и привели к безвыходной ситуации.

Опыт Махабадской республики под руководством Казы Мухаммада, несмотря на ее современный популистский характер, не смог избежать той же участи, что и другие восстания. Соглашение, достигнутое между белым турецким фашизмом и фашизмом Рызы Пахлави в 1937 году под названием Садабадский пакт, по сути, было современной формой договора Каср-и Ширин, направленного на углубление раскола курдов и совместную ликвидацию освободительного движения. Даже сегодня существует множество тайных соглашений между зеленым фашистским правительством в Турции и исламским фашистским правительством в Иране против борьбы за национальное существование и свободу Курдистана.

Курдское движение погрузилось в глубокое затишье после Второй мировой войны и распада Махабадской республики. Тяжелое поражение движений, которые выражали себя через княжество, шейхство и примитивные националистические лидеры, соответственно, привело к этому молчанию, подобному смерти. ДПК, провозглашенная в 1945 году, пыталась определить себя как современную партию. Естественно, они несли на себе тяжелые следы недавнего прошлого. Их буржуазная классовая база была слаба. У них было очень мало интеллигенции. Отчаяние, вызванное поражениями, заставляло их с большой осторожностью относиться к новым инициативам».