Профессор Бичар: длительная изоляция – это пытка

Профессор Умит Бичар, заявивший, что длительная изоляция подпадает под понятие «пытки», указал на голодовку заключенных и сказал, что эта проблема, где «не применяются различные правовые системы», должна быть решена.

Лидер РПК Абдулла Оджалан, содержащийся в тюрьме острова Имралы в течение уже 25 лет, 33 месяца не получал никаких известий, поскольку ему не разрешают свидания с родственниками и адвокатами. Оджалан, чьи коммуникационные права, такие как письма и телефонные звонки, также нарушаются, находится в условиях строгой изоляции.

Специалист по судебной медицине профессор доктор Умит Бичар, член совета директоров Турецкого фонда прав человека, оценил абсолютную изоляцию, установленную в Имралы, как нарушение внутреннего законодательства и международных конвенций.

Заявив, что изоляция ограничивает социальные отношения и негативно влияет на здоровье человека в физическом и психическом плане, Бичар подчеркнул, что согласно международным конвенциям, изоляция должна применяться в очень ограниченном порядке и только в случае необходимости.

Обращая внимание на решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), Бичар сказал: «Длительная изоляция человека описывается в решениях ЕСПЧ как «пытки и жестокое обращение». Правила Манделы также описывают практику изоляции свыше 15 дней как «пытку», обращая внимание на последствия изоляции, которая нарушает человеческое достоинство, изолирует людей и ухудшает их здоровье. Кроме того, установлен определенный период для продолжительности изоляции в течение дня.  Согласно Правилам Манделы, этот период не должен превышать 22 часов. Любое обращение, превышающее 22 часа, считается пыткой и жестоким обращением».

ПЫТКИ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Бичар заявил, что суровые условия изоляции в турецких тюрьмах превышают срок, предусмотренный Правилами Манделы, и сказал: «Такая практика юридически неприемлема и считается подпадающей под понятие пыток». Бичар подчеркнул, что с медицинской точки зрения последствия изоляции для здоровья человека ухудшаются из-за лишения организма заключенных стимулов, и отметил, что изоляция в тюрьмах рассматривается не как дисциплинарная практика, а как пытка и жестокое обращение. Бичар заявил, что содержание человека в тюрьме должно оцениваться независимо от того, в каком преступлении он обвиняется, и напомнил о решениях ЕСПЧ по фактам нарушений в отношении тюрьмы Имралы.

Бичар подчеркнул, что лишение заключенных основных прав, таких как установление человеческих отношений, общение с семьей и получение новостей из внешнего мира, по сути, «уничтожает человека» и пагубно сказывается на его здоровье. Профессор сказал: «Лишение свободы уже само по себе является наказанием. Тот факт, что применение этого наказания в различных формах приводит к проблемам со здоровьем у людей, был отмечен как нарушение прав человека в решениях ЕСПЧ и международных конвенциях».

ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Отмечая, что тюрьмы оказывают определенное воздействие на человека собственно самим пространством, в котором он вынужден обитать, Бичар заявил следующее: «Физические характеристики тюремной среды, характеристики места, где находится помещение, приводят к определенным последствиям. Эти эффекты следует рассматривать вместе с вопросом о том, как человек в тюрьме получает новости извне и как он устанавливает связь с внешним миром. Когда вас держат на острове или в другом месте, вы можете больше чувствовать возможность выйти на улицу, или у вас может быть больше проблем с этим. Но решающим моментом здесь является продолжительность содержания под стражей и характеристики места, где содержится заключенный, наличие там человеческого контакта, отношений с его семьей, кругом общения и другими заключенными. Потому что, когда вас держат в закрытом месте, когда вы полностью отрезаны от внешнего мира, вначале может иметь значение, где вы находитесь – на острове или в другом месте, но постепенное снижение стимулов, осознание вами внешнего мира, размывание этого вопроса будет происходить в зависимости от того, как вы подвергаетесь воздействию звуков и образов внутри. Через некоторое время ваши отношения с внешним миром станут более ограниченными».

Профессор Умит Бичар также уделил внимание голодовкам в поддержку Абдуллы Оджалана, начавшиеся в тюрьмах Турции и Курдистана 27 ноября.

«ГОЛОДОВКИ – ЭТО КРАЙНЯЯ МЕРА»

Бичар заявил, что голодовки – это метод, используемый людьми, лишенными свободы в тюрьмах, в качестве последнего средства для выполнения своих требований. Бичар напомнил, что в прошлом в тюрьмах неоднократно проводились голодовки, и заявил, что очень важно то, что до сих пор не найдено решение проблем, заставляющих людей объявлять голодовку. Бичар сказал, что требования, касающиеся голодовки, могут быть решены путем переговоров и принятия определенных мер, и добавил: «Чтобы решить любой вопрос, пути переговоров должны быть открыты. Они должны вестись в рамках, уважающих человеческое достоинство и ценности, и не приводить в действие различные методы наказания или разные правовые системы».

«НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ КОНКРЕТНЫЕ ШАГИ»

Бичар заявил, что заключенные проводят голодовки с одними и теми же требованиями на протяжении многих лет из-за того, что не удается решить проблему нарушения прав человека в тюрьмах, и что политическая власть не предпринимает постоянных здоровых шагов в отношении нарушений, происходящих в местах заключения. Бичар сказал: «Непринятие этих мер приводит к голодовкам. Это вопрос, который можно решить, и правительство должно предпринять конкретные шаги в отношении тюрем. Принимая во внимание требования, оно должно быстро провести переговоры и выработать соответствующие решения. К сожалению, нарушения прав, с которыми сталкиваются люди, содержащиеся в тюрьмах сегодня, показывают, что никаких шагов предпринято не было».

«ИЗОЛЯЦИЯ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТЯЖЕЛЕЕ И ТЯЖЕЛЕЕ»

Бичар подчеркнул, что правительство не внесло никаких улучшений в тюрьмы и что новые модели тюрем были построены специально для ограничения общения заключенных с внешним миром и изоляции, и сказал: «Таким образом, перед нами стоит факт, что люди в тюрьмах будут сталкиваться с большими проблемами со здоровьем. Поэтому вместо того, чтобы предпринимать шаги по лишению людей свободы, правительство должно стремиться к политике, которая обеспечит либертарианскую, демократическую и мирную жизнь, а те, кто был свидетелем этого процесса, возможно, должны более настойчиво отстаивать это требование. Вопрос изоляции, который поднимается в требованиях голодовок, обостряется уже много лет. Мы можем еще раз сказать, что мы против любого вмешательства в человеческое достоинство и здоровье и что мы всегда будем поддерживать тех, кто пострадал в этом процессе. Эти требования должны быть приняты во внимание правительством. Мы не перестанем поднимать эту проблему и говорить о том, что подобная практика является нарушением прав человека».

Асра Солин Даль, информационное агентство «Месопотамия»