Президент Турции – угроза для жертв землетрясения

«Если центральная власть и местные администрации не станут работать рука об руку и не будут солидарны, в городе ничего не появится. Разве в Хатае начались перемены? Сегодня этот город чувствует себя заброшенным и печальным», – сказал Реджеп Тайип Эрдоган.

Президент Турции намекнул, что отсутствие сотрудничества между центральной властью и местными администрациями после землетрясений 6 февраля 2023 года привело Хатай, одну из наиболее пострадавших провинций, которая получила меньше всего помощи, в состояние запустения. Он также сделал всё, чтобы получить голоса жителей Хатая в пользу кандидата в мэры от своей партии на грядущих местных выборах, которые должны состояться 31 марта.

Выступление Эрдогана накануне первой годовщины катастрофы вызвало споры и резкую критику со стороны оппозиции.

«Если центральная власть и местные администрации не будут работать рука об руку и не проявят солидарности, в городе ничего не появится. Разве в Хатае начались перемены? Сегодня этот город чувствует себя заброшенным и печальным», – сказал Эрдоган, выступая в воскресенье на ознакомительной встрече с кандидатом в мэры от ПСР (правящей Партии справедливости и развития) в районе Антакья.

В первые 48 часов после прошлогоднего землетрясения, которое коснулось южных и юго-восточных областей Турции и северной Сирии, в Хатай прибыло очень ограниченное число поисково-спасательных групп. В течение нескольких дней после землетрясения город не получал гуманитарной помощи, в которой нуждались жертвы стихийного бедствия.

Лидер Народно-республиканской партии (НРП) Озгюр Озель резко отреагировал на слова Эрдогана, назвав их угрозой жертвам землетрясения. Выступая перед журналистами в Измире, политик сказал: «Это слова, слушать которые не может спокойно ни один человек совести, у которого есть сердце, не говоря о том, чтобы произнести их... Не угроза ли это жертвам землетрясения?»

Бывший лидер НРП Кемаль Кылычдароглу также раскритиковал Эрдогана. Он опубликовал на своей странице в соцсети пост, в котором обвинил президента в том, что тот оставил Хатай в запустении.

Турецкое правительство и прежде подвергалось резкой критике за неспособность своевременно отреагировать на стихийные бедствия, а ситуация в провинции Хатай была особенно сложной.

Впоследствии Эрдоган признал, что у властей были некоторые проблемы с реагированием на бедствие в первые дни, но отказался взять на себя ответственность за масштабы разрушений, несмотря на обвинения в халатности и отсутствии подготовительных мер.

Президент сообщил, что правительство следовало протоколу ликвидации последствий стихийных бедствий, однако последствия катастрофы оказались слишком масштабными и серьезными, чтобы с ними могло справиться любое национальное государство.

«Ущерб был нанесен, – сказал Эрдоган, – Такие события – часть плана судьбы».

По итогам местных выборов в Хатае, которые состоялись в 2014 и 2019 годах, мэром был избран представитель НРП, основной оппозиционной партии, – Лютфю Саваш, набравший 41% и 55% голосов соответственно. Несмотря на горячие дискуссии, НРП снова выдвинула Саваша своим кандидатом на предстоящие выборы.

Ранее Али Ерликая, министр внутренних дел, сообщил, что землетрясения, потрясшие страну 6 февраля 2023 года, унесли жизни 53 537 человек по всей Турции. 24 147 из них погибли в Хатае. Губернатор провинции Мустафа Масатли заявил, что после катастрофы Хатай покинул 563 751 человек, после чего обратно вернулись 434 216 жителей.

Жилищные проблемы жителей Хатая всё ещё не решены, хотя в последнее время звучат сообщения о планах строительства тысяч жилых и коммерческих объектов. В некоторых из них должны будут разместить граждан, пострадавших от разрушения 80 323 зданий.