Предвзятость СМИ и другие ограничения способствовали преимуществу действующего президента

Международные наблюдатели считают, что второй тур президентских выборов в Турции характеризовался отсутствием равных условий и предвзятостью СМИ на стадии предвыборной кампании.

Второй тур президентских выборов в Турции дал избирателям возможность сделать выбор между реальными политическими альтернативами, но период предвыборной кампании характеризовался дискриминационными высказываниями. Предвзятость СМИ и ограничения свободы слова создали неравные условия и способствовали необоснованному преимуществу действующего президента – такое заявление сделали международные наблюдатели в этот понедельник.

Совместная миссия Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) провела анализ турецких выборов. Наблюдавшие за выборами организации сделали вывод, что, хотя избирательные органы ввели некоторые правила перед первым туром для того, чтобы возможный второй тур прошел беспрепятственно, национальное законодательство не затрагивает важные аспекты проведения второго тура. Это имеет негативное влияние на правовую определенность и стабильность общей правовой базы Турецкой Республики.

Кандидаты могли проводить предвыборную кампанию свободно, но сторонники некоторых оппозиционных партий по-прежнему становились мишенями запугиваний и преследований. С обеих сторон звучали подстрекательские и дискриминационные выражения и взаимные обвинения в сотрудничестве с террористическими организациями.

«Обеспокоенность по поводу отсутствия равных условий и несправедливости кампании, выраженная во время первого тура, осталась без внимания. При этом действующий президент продолжает пользоваться неоправданным преимуществом», – сказала Фарах Карими, специальный координатор и руководитель временной миссии наблюдателей ОБСЕ (глава делегации ОБСЕ в ПА). «К сожалению, мы наблюдали использование более жесткой риторики, которая носила дискриминационный и подстрекательский характер, обеими противоборствующими сторонами. Это поляризовало политическую обстановку ещё больше. Избиратели пришли на выборы в большом количестве, и крайне важно, чтобы победитель приложил реальные усилия для обеспечения единства народов Турции», – добавила она.

В целом предвыборная кампания, предшествовавшая второму туру, прошла спокойно. В то же время в преддверии выборов 28 мая имели место многократные нарушения – были зафиксированы случаи агитации во время исполнения служебных обязанностей, нарушался запрет на проведение инаугурационных мероприятий в период предвыборной кампании. Наряду с явным использованием государственных ресурсов и механизмов это дало неоправданное преимущество действующему президенту, что было отмечено и ранее, в ходе кампании первого тура.

«В результате второго тура президентских выборов был выявлен явный победитель. Тем не менее, выборы 28 мая также проходили в условиях, во многом не обеспечивших возможностей для проведения демократического голосования, – сказал Франк Швабе (Германия, СДПГ), глава делегации ПАСЕ, – Сейчас Турция должна выполнить решения Европейского суда по правам человека, и в первую очередь она обязана освободить Османа Кавалу и Селахаттина Демирташа. В будущем Высший избирательный совет должен сохранять максимально возможную прозрачность, чтобы укрепить доверие к избирательному процессу».

Администрация справилась с подготовкой ко второму туру в сжатые сроки, и её работа была эффективной. Однако, национальные избирательные органы отложили объявление окончательных результатов парламентских выборов до окончания второго тура; при этом они превысили ранее установленный срок, выйдя за его пределы. Они также продолжили практику проведения закрытых заседаний, замеченную за ними во время первого тура. Помимо этого, власти отказались от публикации большинства решений, включая решения по жалобам, связанные с результатами первого тура. Это еще больше повлияло на прозрачность работы избирательного совета. День выборов прошел в основном мирно, хотя отдельные случаи насилия имели место. Мишенями нападений становились сторонники оппозиции. Наблюдатели также отметили случаи группового или семейного голосования. Тайна голосования была потенциально нарушена из-за расположения некоторых избирательных участков.

Стоит отметить, что в преддверии второго тура президентских выборов имели место судебные процессы и аресты журналистов и блогеров, ограничившие свободу слова. В то же время наблюдатели отметили, что многие вещательные компании не выполнили своего юридического обязательства по беспристрастному освещению кампании. Не справились они и с предоставлением равных возможностей кандидатам в президенты: государственный вещатель отдавал явное предпочтение действующему президенту, в то время как аналогичная предвзятость была отмечена в многочисленных частных СМИ.

«Верно и то, что в день голосования у избирателей действительно был реальный выбор между политическими альтернативами, – сказал посол Ян Петерсен, глава миссии БДИПЧ по наблюдению за выборами. – Но избиратели остались недостаточно информированными из-за отсутствия прозрачности со стороны государственных избирательных органов; между тем, отсутствие сбалансированного освещения в СМИ вызывает наше беспокойство. Внося свой вклад в неравные условия игры в целом, это, безусловно, было одним из самых больших недостатков прошедших выборов. БДИПЧ готово оказать помощь в устранении подобных недоработок».

Ко второму туру президентских выборов в Турцию прибыли 232 наблюдателя из 31 страны мира, в том числе 181 эксперт, направленный БДИПЧ, 31 наблюдатель от ПА ОБСЕ и 20 наблюдателей от ПАСЕ.