Парижские протестующие призывают Францию прояснить подоплеку убийств

В субботу тысячи людей вышли на протест против вооруженного нападения на курдов в Париже. Французские политики и представители многих организаций выразили свою солидарность с пострадавшими.

Тысячи человек вышли на субботние протесты в Париже, выражая негодование нападением, в результате которого погибли трое курдов и ещё трое получили ранения. Жертвами атаки 23 декабря стали активистка и революционерка Эвин Гойи (Амине Кара), которая приехала в Европу в 2019 году, а прежде работала над проектами для езидских беженцев из Шенгала в Рожаве после десятилетий жизни в горах Курдистана, музыкант Мир Первер (М. Ширин Айдын), который бежал из Турции из-за приговора к 20 годам тюремного заключения за якобы имевшее место быть членство в «террористической организации», попросивший политического убежища во Франции, и Абдуррахман Кызыл, курдский патриот 60 лет, ветеран Курдского культурного центра.

На демонстрации в Париже выходили французские политики и представители многих организаций. Демонстранты-интернационалисты сначала собрались перед Культурным центром имени Ахмета Кайя, где и произошло нападение, после чего прошли единым строем до Площади Республики. Баннер, который они несли, гласил: «Мы будем нести возмездие, идя дорогой женской революции». Помимо фотографий трех жертв люди взяли с собой фотоснимки Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Шайлемез, революционерок, убитых турецкими спецслужбами в Париже 9 января 2013 года. Демонстранты скандировали Jin, Jiyan, Azadî («Женщины, жизнь, свобода») и Şehîd namirin («Павшие герои бессмертны»).

Митингующие призвали французское правительство выяснить, кто стоит за нападением. Бериван Фират из Демократического общества Курдистана во Франции (ДОК-Ф) сказала, выступая перед собравшимися: «Поскольку убийство Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Шайлемез, совершенное десять лет, так и назад не было раскрыто, а виновные не понесли наказание, теперь произошло еще одно нападение».

После этого слово взяли родственники жертв, рассказавшие о ходе расследования и обстоятельствах освещения трагедии. Близкие погибших отметили, что заявления французского правительства были неполными, и потребовали прояснить произошедшее. Выступили также Ремзи Картал, сопредседатель Народного конгресса Курдистана (KONGRA-GEL), и Зозан Серхат, активистка Движения женщин Курдистана в Европе (ДЖК-E). Мэр 10-го округа французской столицы Александра Кордебар выразила свои соболезнования и сказала, что курды живут в Париже уже несколько десятилетий, а курдский народ принес большие жертвы в борьбе с ИГИЛ*, защищая всеобщие человеческие ценности.

Вице-президент Парижской ассоциации адвокатов Венсан Ниоре заявил в своем выступлении, что нападение было не просто преступлением на почве расизма, а спланированным, организованным заранее терактом. Французский оппозиционный политик Жан-Люк Меланшон подчеркнул, что погибшие были «политическими воинами» общей борьбы: «Среди них была наша товарищ Эвин. Она была одной из лидеров женщин своего народа во Франции и героиней, принимавшей личное участие в борьбе с ИГИЛ. Я склоняю голову в память о ней».

Пока выступали политики и активисты, турецкие фашисты приехали к месту проведения мероприятия в автомобиле. Демонстранты погнались за машиной, после чего их атаковали сотрудники полиции; начались столкновения. Толпа направилась в сторону площади Бастилии, и массу людей разделили правоохранители. Протесты продолжались до вечера.

* - террористическая организация, запрещена в РФ