Европа

Ответ Турции ООН: на Имралы нет изоляции, есть лишь запрет на встречи

Турецкая делегация не смогла дать юридически обоснованный ответ на вопрос специального докладчика ООН Маэды Наоко об изоляции в тюрьме на Имралы, заявив: «Изоляции нет, есть запрет».

Во Дворце Вильсона Женевского отделения ООН продолжается 80-я сессия Комитета ООН против пыток. В рамках сессии обсуждались нарушения прав человека в Турции. В заседаниях приняли участие докладчики Комитета ООН против пыток, представители неправительственных организаций, выступившие с докладами по Турции, и турецкая делегация.

Спецдокладчики ООН против пыток обратили внимание на масштабы нарушений прав заключенных в тюрьмах Турции и Курдистана. Маэда Наоко рассказала об изоляции курдского лидера Абдуллы Оджалана.

Выступая от лица турецкой делегации во время дневного заседания, Фатих Гюнгёр, заместитель генерального директора по тюрьмам и местам заключения Министерства юстиции Турции, ответил на вопросы о нарушениях прав в тюрьмах страны.

Гюнгёр заявил, что стандарты в турецких тюрьмах соответствуют международным конвенциям, и добавил, что, вопреки сообщениям многих неправительственных организаций, в пенитенциарной системе не существует режима изоляции.

Он кратко ответил на вопрос об изоляции в тюрьме на Имралы, хотя и не признал существования особой практики по отношению к Оджалану, который лишен любых контактов с внешним миром и от которого не поступало вестей уже 40 месяцев.

Гюнгёр начал выступление с с заявления о том, что Абдулла Оджалан был подсудимым государственных судов безопасности, в которых столкнулся с обвинениями в рамках статьи 125 Уголовного кодекса Турции. Его приговорили к пожизненному заключению без права досрочного освобождения. Представитель Турции отстаивал правомочность дисциплинарных взысканий и запретов на посещения адвокатов, с которыми давно сталкивается Оджалан.

Пытаясь оправдать изоляцию на Имралы юридическим прикрытием, Гюнгёр отметил: «В настоящее время Абдулла Оджалан отбывает наказание в тюрьме строгого режима на Имралы вместе с тремя другими заключенными. Лица, которые нарушают закон, могут быть подвергнуты ряду санкций со стороны наблюдательного совета тюремной администрации. Некоторые проступки, совершенные в тюрьме, могут повлечь за собой запрет на посещения. Дисциплинарные взыскания находятся в ведении дисциплинарного совета тюрьмы. После принятия решения заключенного информируют об этом факте, и он может подать апелляцию судье по исполнению наказаний. Они могут даже обратиться в уполномоченный суд. Соответственно, свидания заключенных с родственниками в Имралы были приостановлены на 3 месяца. Поэтому в указанный период посещения родственников запрещены. Против того, как это решение вступило в законную силу в апреле 2024 года, не было подано никаких возражений или жалоб. Посещения адвокатов были приостановлены на 6 месяцев по решению суда, которое было принято в мае 2024 года. Это решение было обжаловано, но апелляция была отклонена в июне 2024 года, и решение приняло окончательный характер».

80-я сессия Комитета ООН по предупреждению пыток завершится 26 июля. Соответствующая сессия по Турции продолжится и завтра.