Совместная наблюдательная миссия, в которую вошли представители Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) и Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), опубликовала отчет по итогам турецких выборов. Миссия подчеркивает, что правовая база Турции не в полной мере обеспечивает основу для проведения демократических выборов.
«Это были конкурентные, но все же ограниченные выборы, поскольку в стране имела место криминализация некоторых политических сил. Несколько оппозиционных политиков были задержаны, и это воспрепятствовало полному политическому плюрализму, ущемив права отдельных лиц участвовать в выборах, – сказал Михаэль Георг Линк, специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ, – Политическое вмешательство в избирательный процесс нарушает международные обязательства Турции».
Почти 61 миллион избирателей были зарегистрированы для голосования в стране; ещё 3,5 миллиона граждан, живущих за рубежом, тоже имели право проголосовать на выборах, которые проходили на фоне землетрясений, потрясших Турцию в феврале этого года. Власти сделали некоторые шаги, чтобы дать возможность пострадавшим от землетрясений людям принять участие в выборах, но, несмотря на эти действия и дополнительные усилия организаций гражданского общества и политических партий, многие из избирателей столкнулись с трудностями при голосовании.
«Турецкая демократия демонстрирует заметную жизнестойкость. Эти выборы прошли при высокой явке и предоставили населению реальный выбор. Однако, Турция не смогла обеспечить соответствие основным принципам проведения демократических выборов, – сказал глава делегации ПАСЕ Франк Швабе (Германия, СДПГ), – Ключевые политические и общественные деятели страны по-прежнему остаются в тюрьмах. Эта ситуация не изменилась даже после всех решений Европейского суда по правам человека. Свобода СМИ сильно ограничена, в стране царит атмосфера самоцензуры. Турция ещё очень далека от создания подобающих условий для проведения честной избирательной кампании».
Высший избирательный совет Турции организовал выборы достаточно эффективно, и в целом это мероприятие встретило доверие общества, хотя в ходе предвыборных кампаний ощущался недостаток прозрачности. Высказывались и опасения по поводу независимости выборов. День голосования прошел по большей части спокойно, несмотря на ряд инцидентов на избирательных участках. Хотя в целом процесс был хорошо организован, важные гарантии и нормы не всегда соблюдались, особенно во время подсчета голосов. Имели место частые случаи семейного и группового голосования, а половина избирательных участков, на которых присутствовали наблюдатели, была недоступна для людей с ограниченными возможностями.
Кампания была в основном мирной, возможность конкурентной борьбы присутствовала. Тем не менее, выборы были сильно поляризованным мероприятием; риторика многих политиков была подстрекательской по своему тону. Продолжаются судебные преследования, есть очевидное давление на оппозиционных политиков и партии, включая уголовный процесс, угрожающий роспуском второй по величине оппозиционной партии. Участию оппозиционных политиков в выборах созданы ощутимые препятствия. Помимо этого, хотя конституция страны гарантирует равенство женщин и мужчин, женщины по-прежнему недостаточно представлены на руководящих должностях и в политике в целом. В этой области необходимы более активные усилия со стороны властей и политических партий.
«Несмотря на многообещающую возможность отдавать голоса за различных кандидатов, представленную на этих выборах, граждане столкнулись с заметными трудностями, пытаясь воспользоваться правом голоса. К сожалению, женщины были недостаточно представлены в числе кандидатов, – сказала ирано-голландский политик Фарах Карими, глава делегации ОБСЕ в ПА, – Сотням тысяч людей, включая пострадавших от землетрясений, и особенно студентам, пришлось приложить серьезные дополнительные усилия, чтобы осуществить свое право отдать голос на этих выборах».
В ряде случаев было замечено нецелевое использование государственных ресурсов. Объявления о широких программах социальных льгот давали неоправданные преимущества власть имущим и стирали грань между правящей партией страны и государством. Имели место многочисленные случаи, когда чиновники проводили предвыборные кампании во время инаугураций масштабных проектов городской инфраструктуры. Действующий президент Турции часто проводил предвыборные кампании прямо в ходе исполнения своих служебных обязанностей.
Свобода слова и СМИ в Турции защищены конституцией, но при этом ограничены рядом национальных законов. Недавнее введение уголовной ответственности за распространение ложной информации, факт того, что веб-сайты часто блокируются на территории Турецкой Республики, а онлайн-контент удаляется, продолжающиеся аресты политиков и активистов и преследования журналистов ещё больше ослабили свободу слова. Во время предвыборной кампании большинство национальных телеканалов, включая общественную телекомпанию, явным образом сделали свой выбор и отдавали предпочтение правящим партиям и их кандидатам, несмотря на конституционное обязательство сохранять нейтралитет.
«14 мая у избирателей действительно был реальный выбор, и высокая явка стала хорошей иллюстрацией демократического духа народа Турции, – сказал посол Ян Петерсен, возглавляющий наблюдательную миссию БДИПЧ, – Однако, я вынужден с сожалением отметить отсутствие прозрачности в работе избирательного совета, а также чрезмерную предвзятость государственных СМИ и заметные ограничения свободы слова».
Для наблюдения за всеобщими выборами в Турции на международном уровне в страну прибыл 401 наблюдатель из 40 стран. Среди них были 264 эксперта – наблюдатели, направленные БДИПЧ, – а также 98 наблюдателей от ПА ОБСЕ и 39 наблюдателей от ПАСЕ.