Изоляция народного лидера курдов Абдуллы Оджалана подталкивает международные организации к действию. Международная делегация против изоляции побывала в Анкаре, Стамбуле и Амеде (Диярбакыре), встретившись с политиками, адвокатами и активистами 24-29 января. В число делегатов вошли 36 юристов, политиков, ученых и активистов из 7 стран Европы и Южной Африки, которые рассмотрели как проблему изоляции в пенитенциарной системе Турции, так и условия, созданные правительством ПСР/ПНД, толкающим страну к фашизму.
После переговоров с политическими партиями, ассоциациями адвокатов и неправительственными организациями Международная делегация против изоляции составила отчет. Сегодня она представила этот доклад, в котором подчеркивается роль народного лидера курдов Абдуллы Оджалана, чье участие для решения курдского вопроса и демократизации Турции крайне важно, вниманию общественности.
Доклад «Политика одиночного заключения и изоляции в Турции» был представлен двумя членами делегации, Авукат Альтамирой Аной Гельбензу Гонсало и Софи Джейн Кейсли, в ходе онлайн-встречи, состоявшейся в понедельник.
Основные тезисы, перечисленные делегатами, выглядят так:
«25 марта 2023 года исполнилось два года с тех пор, как Абдулла Оджалан последний раз общался с внешним миром. С момента своего ареста в 1999 году и вынесенного турецким судом обвинительного вердикта курдский лидер находится в тюрьме строгого режима типа F на острове Имралы. Он проводит годы и месяцы вместе с тремя сотоварищами по заключению, политическими узниками Омером Хайри Конаром, Хамили Йылдырымом и Вейси Акташем. Все они содержатся в условиях строгой изоляции. Четверо заключенных лишены возможности общаться со своими семьями и адвокатами. Такой вид заключения без связи с внешним миром нарушает международные нормы и стандарты в области прав человека.
По нашим данным, вопиюще беззаконный режим содержания в островной тюрьме дал пример для других пенитенциарных учреждений по всей Турции после прекращения процесса мирного урегулирования между РПК (Рабочей партией Курдистана) и Турцией в 2015 году. Таким образом, эта изоляция заключенных представляет собой один из аспектов эскалации напряженности взаимоотношений между турецкими властями и курдским освободительным движением.
Отсутствие эффективных средств правовой защиты как внутри страны (из-за отсутствия независимости турецкой судебной системы), так и на международном уровне было постоянной темой для обсуждений. Мы хотели бы напомнить о том, что рекомендации Комитета министров Совета Европы, сделанные после решений Европейского суда по правам человека, неоднократно игнорировались, о чем говорится в последнем отчете адвокатского бюро «Асрин».
Подход к тюрьме на Имралы, правовая и политическая практика в этом учреждении стали лакмусовой бумажкой того, насколько способны функционировать демократические механизмы и защита прав человека в Турции. Мы еще раз призываем тех, кто занимает ответственные посты в Турции, срочно восстановить верховенство закона, чтобы ситуация в тюрьме Имралы изменилась. Поэтому крайне важно воспринимать такое положение дел не только как юридическую, но и как политическую проблему.
Дискриминационный режим исполнения наказаний в ситуации политических заключенных был впервые опробован в тюрьме острова Имралы и постепенно распространился на все пенитенциарные учреждения Турции. Это должно прекратиться. Уважение основных прав человека в случае всех заключенных должно быть нормой, а не как исключением. Система, созданная на острове Имралы, стала политическим инструментом. Теперь это политико-правовой режим, который распространился по всей стране. Изоляция применяется во всем обществе и не ограничивается тюрьмами.
Режим изоляции коснулся не только Абдуллы Оджалана и политических заключенных, но и всей турецкой оппозиции. Репрессии против политических оппонентов не ограничились этой сферой и повлияли на общественную жизнь во всех отношениях. Сегодня мы наблюдаем жестокое угнетение и репрессии в отношении всех инакомыслящих, тех, кто выступает против политики и действий правительства. Мы видим аресты и задержания, судебный произвол, безосновательные обвинительные приговоры и вердикты, подразумевающие длительные сроки тюремного заключения. Худшее проявление этого положения дел – полная изоляция политических диссидентов и оппозиционных групп, партий и их лидеров, которые томятся в тюрьмах.
Курдский вопрос и сопутствующие проблемы, вызванные войной, включая бедность, голод, миграцию и вынужденных беженцев, гендерное неравенство и насилие, культурное разложение и разрушение окружающей среды, не могут быть решены без верного подхода к их преодолению. Что ещё важнее, для этого необходимо, чтобы изменилась ситуация в тюрьме на Имралы. Сегодня нам необходима совместная правовая, политическая и общественная борьба на всех уровнях.
В силу своей значимости и масштабности курдский вопрос стал проблемой регионального и глобального масштаба. Поэтому усилия, направленные на его решение, должны совершаться с учетом последствий для Ближнего Востока и мира в целом. Необходимо, чтобы эту инициативу взяли на себя все прогрессивные силы мира.
И последнее, но не менее важное, чем прочие выводы: мы не можем не подчеркнуть, насколько сильно все члены делегации обеспокоены преследованием адвокатов турецким режимом по причине того, что эти люди выполняют свою работу.
Вызывает тревогу тот факт, что адвокатам и правозащитникам, отстаивающим интересы заключенных тюрьмы на острове Имралы, где не действуют никакие законы, препятствуют в выполнении их работы. Против них начинают расследования, их всячески преследуют. Это само по себе свидетельствует о том, что область прав человека и профессионалы, работающие в этой сфере, стали мишенями.
Деятельность адвокатов имеет основополагающее значение для верховенства права, и если они подвергаются преследованиям, обвиняемые не могут рассчитывать на справедливое судебное разбирательство и равенство перед законом. Кроме того, задержанные должны иметь фундаментальное право на беспрепятственный доступ к услугам адвокатов, а также на сохранение конфиденциальности общения со своими защитниками. Государства также обязаны уважать фундаментальную роль адвокатов в обеспечении права на справедливый суд и справедливое исполнение наказания и не действовать в нарушение указанных прав, которые каждое правовое государство должно гарантировать адвокатам, как указано в Основных принципах ООН о роли адвокатов №8 и №16. Фундаментальным вопросом, лежащим в основе ситуации, является отсутствие независимости судебной власти, как подчеркивает ABA (Американская ассоциация адвокатов).
Выход из всех этих проблем есть, и он лежит в демократическом решении курдского вопроса при участии всех страт общества. Основная цель практики изоляции – подавление законной демократической борьбы и разделение общественной оппозиции. Для мирного политического решения курдского вопроса и демократизации Турции необходимо освобождение Оджалана. Поэтому основной целью всех оппозиционных сил и правозащитников должна быть полная ликвидация внеправовой системы, которая берет свое начало на Имралы.
Международному сообществу необходимо срочно обратить внимание на ухудшающуюся ситуацию в Турции и эрозию права, действуя через ассоциации адвокатов и другие профессиональные юридические объединения. Сложившиеся в Турции условия вышли на уровень чрезвычайного положения. Это незаконно, и это должно немедленно прекратиться.
В свете того, что ЕКПП так и не опубликовал свой доклад, наша глубокая обеспокоенность тем, как пагубная политика, применяемая в Имралы и других турецких тюрьмах строгого режима, продолжается без каких-либо препон, сохраняется.
Учитывая неспособность Турции следовать предыдущим рекомендациям ЕКПП, мы призываем ЕКПП воспользоваться Статьей №10 (2) Конвенции и обнародовать информацию о визите в островную тюрьму на Имралы и положении заключенных с кратким изложением своих выводов ещё до публикации основного доклада. Мы призываем правительство Турции выполнить рекомендации, сделанные ЕКПП в последнем докладе, а также просим Совет министров Совета Европы обсудить дальнейшие действия в свете того, что Турция не выполняла рекомендаций ЕКПП в прошлом.
Мы призываем турецких властей безотлагательно выполнить предыдущие рекомендации ЕКПП и Европейского суда по правам человека (решение по делу Оджалана № 2). Это включает в себя предоставление заключенным права на общение, доступ к адвокатам и семье, эффективным средствам правовой защиты для оспаривания условий содержания в тюрьме, а также отмену пожизненного заключения при отягчающих обстоятельствах. Последнее противоречит статье №3 ЕКПЧ. Одиночное заключение не может быть бессрочным наказанием, и отсутствие контроля за его исполнением также недопустимо».