Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан 8 августа заверил лидеров сирийской оппозиции, что взаимодействие Турции с режимом Асада продиктовано соображениями национальной безопасности и репатриацией беженцев, а не намерением нормализовать отношения. Как сообщила в понедельник британская газета Asharq al-Arabi, разъяснение было сделано во время встречи в Анкаре.
Фидан пояснил, что недавний диалог Турции с Дамаском был в значительной степени ответом на давление со стороны России, которая настаивает на прогрессе в рамках Астанинского процесса. Он подчеркнул, что основное внимание Турция уделяет обеспечению национальной безопасности и решению кризиса с беженцами, отвергнув любые предположения о том, что Турция стремится восстановить полные дипломатические отношения с Асадом. «Это взаимодействие касается национальной безопасности и безопасного возвращения беженцев», — сказал Фидан лидерам оппозиции.
На встрече, состоявшейся в четверг, присутствовали такие видные деятели, как Хади аль-Бахра, президент Сирийской национальной коалиции, и Абдул Рахман Мустафа, премьер-министр так называемого Временного правительства Сирии. На встрече также присутствовал Мустафа Юрдакул, сотрудник Министерства иностранных дел Турции, отвечающий за сирийское досье.
На повестке дня стоял вопрос о положении сирийских беженцев в Турции. Фидан сообщил оппозиции, что правительство планирует заменить существующие временные карты защиты на новые пластиковые карты, напоминающие вид на жительство или разрешение на работу, после жалоб на существующие документы. Кроме того, Фидан пообещал упростить процедуру продления туристических резиденций для сирийцев и ввести новые законы о разрешении на работу.
Также обсуждалась напряженность в сирийском городе Аль-Баб, контролируемом оппозиционными силами. Согласно докладу Asharq al-Arabi, недавно в Аль-Бабе обострился конфликт между местными жителями и внутренне перемещенными лицами из Дейр-эз-Зора, причем гражданские группы обвиняют вооруженные группировки в обострении насилия. Фидан не стал напрямую затрагивать этот вопрос во время встречи, но отметил более широкие последствия текущих пограничных переговоров с режимом Асада, в частности, планируемое открытие пропускного пункта Абу аль-Зендин.
В последние месяцы и президент Сирии Башар Асад, и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган демонстрировали открытость к возможности встречи для восстановления отношений. «Нет никаких причин не налаживать отношения с Сирией», — заявил Эрдоган 28 июня, продемонстрировав отход от прежней конфронтационной риторики. Он подчеркнул готовность Турции восстановить дипломатические отношения с Сирией, настаивая на том, что у нее «нет намерения или цели вмешиваться во внутренние дела Сирии».
Однако заверения министра иностранных дел Хакана Фидана в адрес сирийской оппозиции указывают на более сложную повестку дня. По мнению политолога и религиоведа Хюсейна Чичека, Турция может использовать возвращение сирийских беженцев в качестве рычага, чтобы ослабить влияние курдов на северо-востоке Сирии, а также ослабить внутреннее давление, вызванное антибеженскими настроениями.
В статье «Сказка об умме: фиаско внешней политики Эрдогана», опубликованной 8 августа в австрийской газете Der Standard, Чичек утверждает, что Эрдоган надеется, что беженцы вернутся в Сирию, чтобы «восстановить свою страну и вспомнить о роли Турции в конфликте, тем самым способствуя новой политике альянса».