Курды, исламисты и палестинская проблема

Для исламистов Турции важно не то, гибнут или нет мирные жители в войнах и конфликтах, а то, кто их убивает. По мнению тюркских исламистов, бомбы их собственных режимов не причиняют вреда мирным жителям, тем более мусульманам...

«Нельзя выступать против войны, основываясь на информации о том, кто, где и когда был; достаточно ясно, как произвольно осуществлялась безжалостная бойня», – писала много лет назад Сьюзен Сонтаг в книге «Взгляд на страдания других».

Войны – это время, когда испытанию подвергаются не только те, кто воюет, но и те, кто за ними «следует»: религии, идентичности, идеологии и «человечество» в целом.

Сегодня лакмусовой бумажкой как для «цивилизованного» мира, так и для исламистов являются палестинская и курдская проблемы.

10 октября турецкий исламистский «комментатор» разместил на сайте X (Twitter) фотографию испуганного ребенка, тело которого было обожжено фосфорной бомбой. Под фотографией исламистский «комментатор» написал на английском языке: «Это сделал Израиль. Израиль сжег этого ребенка. Они сделали это с помощью запрещенного оружия – белого фосфора. Министр обороны Израиля хвастался этим поступком в прямом эфире, когда говорил, что эти дети по мнению евреев «недочеловеки».

Сьюзен Сонтаг продолжила фразу, процитированную мною во введении к статье следующим образом: «Все фотографии ждут, что их объяснят или исказят подписи над или под ними. На ранних этапах последних балканских войн, когда между собой воевали сербы и хорваты, фотографии одних и тех же детей, погибших при обстреле деревни, попадали в пропагандистские досье как сербов, так и хорватов. Если изменить надпись, то смерть детей можно легко использовать снова и снова». Когда Сонтаг высказывала эти соображения, платформы под названием Twitter еще не существовало.

Возвращаясь к описанному выше случаю с фотографией, важно знать, что практически сразу с помощью документов было установлено, что находящийся на фото ребенок – это 13-летний Мухаммед Хамид, раненный в ходе операции Турции в Сарекание (Рожава) в 2019 году.

После того, как этот факт был установлен, турецкий исламист удалил свой пост, не извинившись и, разумеется, не сказав ни слова тем, кто подверг курдского ребенка Мухаммеда такому испытанию. Для исламистов в Турции важно не то, гибнут ли мирные жители в войнах и конфликтах, а то, кто их убивает.

Таков итог лицемерия исламистов, занимающих прогосударственную позицию при бомбардировках Турцией Рожавы и позицию в пользу так называемых «палестинских детей» при бомбардировках Израилем Газы. По мнению тюркских исламистов, бомбы их собственных режимов не причиняют вреда мирным жителям, тем более мусульманам, а бьют только по «террористам» и «неверным».

Более того, тюркские исламисты никогда не идут на риск, когда речь идет об угнетенных народах. Если завтра правительство займет произраильскую позицию, если на сторонников палестинцев в Турции будет натравлена полиция, они не проронят ни слова в защиту Палестины, вместо этого они начнут говорить: «То, что делает ХАМАС, тоже неисламское, это терроризм».

УММАХИСТ НА СЛОВАХ, НАЦИОНАЛИСТ НА ДЕЛЕ

Большинство исламистов в Турции – уммахисты на словах, националисты на деле, всегда выступают в поддержку государства, сильных, способных, богатых (представитель партии «Саадет» недавно заявил в телепередаче, в которой он участвовал: «Наш Пророк (мир ему) не был бедным, он был, так сказать, генеральным директором своего времени»).

В то время как подавляющее большинство исламистов Турции являются «радикальными» по сравнению к исламистским организациям в других странах, они создают конгрегации и секты, стремящиеся к власти и мирским благам. Они жалеют бедных, с упоением рассказывают об их голоде и нищете, а сами не сводят глаз со стола богачей.

Фетуллах Гюлен достиг пика своего могущества после того, как государство предоставило ему антикурдский тендер, известен как «Ходжаэфенди». Секта Фетуллаха переступила черту антикурдского тендера, предоставленного ей государством, и попыталась отдать под суд Хакана Фидана, тогдашнего главу Национальной разведывательной организации (MIT), она настолько прижилась и стала процветать в судебной системе и армии, что попыталась объединиться с государством, и, наконец, попыталась устроить государственный переворот и была подавлена государством. В глазах тюркских исламистов она теперь «террористы», «предатели ислама» и «демоны».

ИСКЛЮЧЕНИЕ КУРДОВ ИЗ ИСЛАМА

А как же «исламский мир»?

Новые поколения не помнят молчания «исламского мира» и даже его поддержки Багдада, когда Саддам Хусейн осуществлял геноцид десятков тысяч курдов с помощью химических атак закупленными на «цивилизованном Западе» отравляющими веществами в ходе операции «Анфаль», о которой говорится в Коране. Точно так же новые поколения могут не знать, что, когда в 2003 г. США вторглись в Ирак, свергли «курдского мясника» Саддама и курды получили относительную автономию, турецкие исламисты и националисты объединили усилия, чтобы начать кампанию «еврейского происхождения» против Масуда Барзани, и что в рамках этой кампании книга Гитлера Mein Kampf распространялась на автовокзалах за 1 турецкую лиру в валюте того периода и стала «бестселлером». Всякий раз, когда правители начинают притеснять курдов, первое, что они делают, – это исключают их из ислама. Отождествление курдов с иудаизмом, армянизмом, зороастризмом, христианством – это намек, или скорее даже объявление во всеуслышание о том, какому обращению они будут подвергнуты.

Не забыты исламисты, которые еще вчера пытались легитимизировать ИГИЛ*, хваставших отрезанием голов курдским девочкам, как отражением преследования суннитов (будто бы курды, которые сами были жертвами преследований, притесняли несчастных террористов). В ходе этого процесса турецкие исламисты практически ни слова не сказали против ИГИЛ*. Более того, сразу после резни в Анкара-Гар 10 октября 2015 г. во время матча Турция – Исландия в Конье 13 октября минута молчания футболистов в память о погибших была прервана криками «такбир» с трибун!

ИСЛАМИСТЫ ПАЛЕСТИНЫ

Что касается Турции, то в ней борьбу палестинского народа всегда поддерживали социалисты и курды. За некоторыми исключениями, история тех исламистов Турции, кто «принял» палестинское дело, не восходит к созданию ХАМАС.

С другой стороны, курды, а точнее курдское движение, исторически отождествляющее палестинское дело со своим и всегда симпатизировавшее палестинскому народу, первыми с сомнением отнеслись к израильской «операции» против ХАМАС. Однако, в отличие от многих политических партий, Зеленая левая партия сделала наиболее зрелое заявление через полтора дня после начала войны.

ОБРАЩЕНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЛЕВОЙ ПАРТИИ

Но что означает «задержка» в заявлении Зеленой левой партии?

Во-первых, то, что в своем заявлении ЗЛП выразила соболезнования как палестинцам, так и израильтянам, потерявшим своих близких, фактически совпадает с ее предложениями по решению курдского вопроса: «Мы считаем, что националистические и религиозные разногласия на Ближнем Востоке открывают путь к бесконечным страданиям. Наилучший путь к восстановлению мира в этой части света, где народы мирно сосуществовали на протяжении тысячелетий, основан на демократическом и мирном решении. Мы на стороне народов и мирного сосуществования на Ближнем Востоке, а не насилия, смерти и правящего менталитета».

С другой стороны, за «задержкой» заявления ЗЛП стоит не один фактор. Также свою роль здесь сыграла нерешительная позиция курдов, отраженная в социальных сетях (некоторые из них были откровенно произраильскими).

Первый из них – это отпечаток злодеяний ИГИЛ* в памяти курдов, второй – лицемерное отношение исламистов в целом к преследованию курдов, и, наконец, последний – усилия ПСР по созданию своего рода «курдского Хамаса» против существующего светского курдского движения в Турции.

ПЛАН ТУРЦИИ ПО СОЗДАНИЮ КУРДСКОГО ХАМАСА

Последнее очень важно.

Как помнится, бывший министр внутренних дел Сулейман Сойлу в своем телевизионном выступлении, опубликованном 23 мая на его странице в Twitter, сказал: «Важнейшим шагом, предпринятым Турецкой Республикой и турецкой политикой в последние годы, является шаг, предпринятый в этом направлении HUDA PAR. Посмотрите, через 10 лет вы увидите, с каким стратегическим шагом был сделан HUDA PAR и кто преградил ему путь, и как с помощью этого шага ось консерватизма будет вновь активизирована в восточной и юго-восточной политике Турции, и как часть Турции... Некоторые шаги – это шаги качества, а не количества, для государств и стран... Вот, государство Турецкая Республика сделало очень важный и стратегический шаг. И через десять лет в Турции скажут: «Это сказал смертный по имени Сулейман Сойлу». Но это был Тайип Эрдоган».

Если HUDA PAR, организовавшая в Диярбакыре массовую демонстрацию в поддержку «операции» ХАМАС против Израиля, но не сказавшая ни слова против военной операции правительства в Рожаве, является проектом ПСР «курдский ХАМАС», то то, каким будет курдское общество через 10 лет, можно предсказать на примере Палестины и ХАМАСа.

ЖЕЛАНИЕ НЕТАНЬЯХУ

Катастрофу, начавшуюся 7 октября, можно резюмировать так: ХАМАС, вышедший из Газы, которую Израиль годами превращал в гигантскую тюрьму и сдавливал до такой степени, что не давал даже дышать, навел ужас на израильский народ и довел палестинский народ до полного самоубийства. Необходимость, вынужденность обстоятельств и т.д. – это одно, но этот шаг был тем, чего давно хотел Нетаньяху, стратегически давно принявший решение отдать место палестинских левых и палестинского руководства ХАМАСу (в израильских СМИ наконец-то появилась информация о том, что Нетаньяху хочет сделать ХАМАС единственным действующим лицом в Палестине).

Таким образом, важной причиной того, что курдское движение, в отличие от социалистических движений Турции, не сделало поспешного и заученного заявления 7 октября, можно считать воскрешение стратегической цели, озвученной Сойлу, в воспоминаниях. Одним из факторов, в первый момент затормозивших ЗЛП, могут быть образы, возникшие в первые часы «операции» ХАМАС, которые вновь пробудили в памяти курдов ужас перед ИГИЛ*. Кроме того, свою роль в такой осторожности играет и тот факт, что «исламский мир» молчит, пока Рожава подвергается турецким бомбардировкам.

ТУРЕЦКИЕ ИСЛАМИСТЫ-АРАБЫ И ИЗРАИЛЬСКАЯ СТОРОНА В ПРЕСЛЕДОВАНИИ КУРДОВ

С точки зрения курдов, их преследователями на стороне правителей выступали в основном тюркские, арабские исламисты и националисты, ХАМАС, Израиль (и даже, к сожалению, Ясир Арафат).

6 января 2004 г. Башар Асад, первый сирийский президент, посетивший Турцию за 57 лет, напал на курдов в Камышло. Администрация Асада была на стороне ПСР, когда расправилась с 37 курдами на трибунах во время футбольного матча в Камышло. В 2006 году, через два года после резни в Камышло, Асад пригласил Эрдогана на матч «Фенербахче-Халепспор» на новом стадионе в Алеппо, заявив, что он болельщик «Фенербахче». В 2007 г. после церемонии открытия стадиона в Алеппо между Эрдоганом и Асадом состоялся этот матч.

Асад стал «Асадом» не тогда, когда он совершал зверства против курдов, а только тогда, когда он боролся с исламистами. Если сегодня «Асад» встанет и нападет на курдов в Рожаве, то в глазах турецких исламистов он снова станет «Асадом» или даже «братом Асадом».

Когда после процесса урегулирования бомбили курдские города, лидер ХАМАС Халед Машааль приехал в Стамбул 24 июня 2016 г., тепло встретился с Эрдоганом в особняке Йылдыз Мабейн, но ни словом не обмолвился о курдах, чьи города подвергались бомбардировкам.

ПОЧЕМУ ИЗМЕНИЛСЯ ТОН ЭРДОГАНА

С другой стороны, «взвешенная» позиция ПСР в первые дни войны между Израилем и ХАМАС, начавшейся 7 октября, может измениться в пользу Израиля, если он добьется от США уступок в отношении Рожавы. Тон Эрдогана постепенно меняется, становясь более жестким по отношению к Израилю. Но почему?

На совместной пресс-конференции с канцлером Австрии Карлом Нехаммером 10 октября Эрдоган начал с вопроса: «Что делает американский авианосец в Израиле?», а затем добавил: «Сегодня в Сирии находится более 20 американских баз. Что делают американские базы в Сирии? Что делается с этими базами? 23 базы. Разве всему этому не должна быть дана оценка?». Его заявление можно рассматривать как предвестник сделки. Эрдоган продолжил свои слова так: «К сожалению, Америка обучает, воспитывает и вооружает террористические организации и, к сожалению, превращает их в кровавую бойню в Сирии, в этом регионе и на Ближнем Востоке».

ПРИНИМАТЬ СТОРОНУ И ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Вернемся к словам Сонтаг, которые мы приводили в начале статьи...

Исламисты, которые ни слова не сказали против бомбардировок Рожавы и, более того, встали на сторону своего правительства, продемонстрировали ту же позицию 7 октября, когда встали на сторону ХАМАСа, игнорируя факт массового убийства израильских граждан.

Евреи были исключены из числа гражданских лиц тезисом о том, что ни один израильтянин не может быть «гражданским», а убийство женщин, детей и стариков было узаконено путем их «милитаризации». Такое же «окно» уже «институционально» существует и на израильской стороне, и, по мнению администрации Нетаньяху, ни один палестинец, включая детей, не является «гражданским лицом», все они – террористы. Фактически, по словам министра обороны Израиля Йоава Галланта, который вторит неонацистам, они являются «человекоподобными животными».

Как уже было сказано, проблема тюркских исламистов заключается не в палестинском народе, а в ХАМАСе, который они функционализировали как средство демонстрации своего «радикализма» без какого-либо риска.

В зависимости от того, с какой позиции смотреть, можно определить ХАМАС как «выражение угнетения Палестины», «террористическую» или «джихадистскую» организацию, использующую палестинское дело. Однако палестинская проблема больше, чем проблема ХАМАСа, а израильский фашизм больше, чем они все. Без хорошего понимания этого факта любое объяснение будет полным дыр. Кроме того, не видя реальности ХАМАСа, не помня о факторах постепенной маргинализации палестинских левых, любое утверждение о Палестине также будет иметь весьма шаткую почву.

Эти пробелы лежат в основе критики того, что некоторые социалисты в Турции занимают позицию по палестинскому вопросу не на основе исторических трансформаций и их современных отражений, а на основе заученного рефлекса.

Однако даже простое прочтение недавней истории может показать, как социалистические движения в Палестине были маргинализированы при поддержке Израиля, уступив место ХАМАС, тем самым подорвав легитимность палестинского дела в международном сообществе (см. также статью в Haaretz «Почему Нетаньяху хотел укрепить ХАМАС?»).

Депутат от Зеленой левой партии Омар Фарук Гергерлиоглу проводит очень важную линию, говоря: «Можно бороться против угнетения, но не как угнетатель». Он продолжает: «Израиль – жестокая оккупационная держава, государство, которое не признает человечности. Однако войну нельзя выиграть, став похожим на врага. Победу нельзя одержать, убивая детей! Мы на стороне угнетенных против угнетателей!»

Время идет быстро. Минуло 7 октября, и климат изменился. Кровь, которая лилась в тот день на улицах Израиля, уже давно превратилась в реки крови на улицах Газы. Однако можно было защищать и еврейских детей, убитых вчера, и палестинских детей, убитых сегодня, но при этом встать на «чью-то сторону». Поэтому «правильная сторона» – это, по словам Мехмета Эроглу, «принять сторону и остаться человеком».

Но в эпоху, когда противостояние войне принижается как «либеральная позиция в розовых сапогах», а политическая и революционная сила борьбы за мир для угнетенных становится невидимой, кровь палестинцев, жителей Рожавы и израильтян – на руках каждого.

*- террористическая рганизация, запрещенная в России