Костер пастухов
25 июня в 13 деревнях Мардинского района Мазыдаги и Диярбакырского района Чинар вспыхнул пожар.
25 июня в 13 деревнях Мардинского района Мазыдаги и Диярбакырского района Чинар вспыхнул пожар.
13 деревнях Мардинского района Мазыдаги и Диярбакырского района Чинар вспыхнул пожар. В результате пожара 15 жителей деревни погибли в огне, множество получили ранения. Десятки тысяч акров земли сгорели дотла, погибло около тысячи животных.
Жителей деревень, потерявших в пожаре родных и имущество, навещали многие, но одно из таких проявлений внимания стало почетным выражением солидарности. Призыв «Нас достаточно для нас» на веб-странице Marka Koçlar Zom в Facebook*. Курдские пастухи, объединившиеся в рамках кампании «Пожертвуй овцу», собрали 350 голов мелкого рогатого скота и посетили пострадавшие от пожара деревни, раздав собранных овец.
Кампания солидарности была встречена с большим интересом в обществе и в социальных сетях. Сознательность, сострадание и позиция пастухов тронули и заставили задуматься многих людей. В знак этой благородной солидарности курдский писатель и академик Салим Тамо написал на своей странице в социальной сети следующее: «Мы гордимся бесчисленными примерами в истории человечества, а точнее, природы, а также матерями, которые делились сливами из своего сада с незнакомцами. Мы гордимся тем, что были среди этих пастухов, которые собрались на странице Facebook* Marka Koçlar Zom и собрали овец и коз, ячмень и сено из деревень от Каниреша до Солаксана, от Урфы до Мардина и отдали их жителям, пострадавшим от пожара в Шамрахе и Хане Ахпар...».
Благородная солидарность курдских пастухов была подобна пастушьим кострам. Когда вы чувствуете одиночество и, возможно, безнадежность в темные ночи, когда вы испытываете какие-то страхи, вы понимаете, что на склоне горы горит огонь. Этот огонь — костер пастуха. Костер, горящий на вершине горы, придает уверенности, вы начинаете чувствовать, что вы не одиноки, вы продолжаете держаться за жизнь. В этом смысле пастушьи костры — древний знак того, что жизнь продолжается. Солидарность пастухов в Мардине и Диярбакыре является отражением этого знака.
С ранних времен человеческой истории пастушьи костры в горах никогда не гасли. Особенно в Месопотамии и курдских горах, где зародилось земледелие и животноводство, эти костры горят до сих пор, несмотря ни на что. Теперь хозяева огня собираются вместе, чтобы загасить боль погорельцев. Культура солидарности никогда не ослабевала в этих землях, но огонь пастухов придал солидарным практикам другую окраску.
Солидарность курдских пастухов — это уникальная форма восстания против социального разложения. Позиция достойных пастухов, которые говорят: «Мы не можем смотреть на боль, мы не можем решить проблему, просто печалясь, мы должны что-то сделать», — это позиция и форма сопротивления в пользу солидарности против индивидуализма современного мира, который стал изолированным и одиноким. Этим они показали, что солидарность — лучшее лекарство против отчуждения, и что они не будут обществом, которое смотрит, как горит дом соседа.
Некоторые вещи могут казаться незначительными, но это не так. В подобном контексте солидарность пастухов – это нечто большее, чем просто солидарность. Курдские пастухи почувствовали одиночество и боль близких им людей и протянули им руку. Внутренний мир, разум и сознание солидарных пастухов подсказали всем нам, как следует жить дальше.
Мы знаем, что курды происходят от пастушеских обществ. Общества, культуры, которые веками выживали в контакте с природой, ни в ком не нуждаясь, не голодая и не беднея. Это, пожалуй, самое большое солидаристское общество в мире по количеству живущих людей. Культура солидарности во времена радости и боли никогда не ослабевала в Курдистане; эта последняя форма солидарности — самое конкретное доказательство того, что она не ослабеет.
Виновные в пожаре должны быть привлечены к ответственности; этим никогда нельзя пренебрегать. Однако не следует забывать, что солидарность пастухов напоминает нам о «самодостаточных» формах сообщества и укрепляет сознание того, что мы есть и останемся сообществом. Из этого можно извлечь определенные уроки.
Огонь, зажженный пастухами, — это момент перелома. Вызов злу — это позиция демократической современности против капиталистической современности. Это попытка открыть новое окно надежды для эгоистичного, люмпенизированного, капитализированного времени, пространства и человечества. Это сигнал о том, что «никто не будет голодать, никто не будет одинок». Сигнал пастухов проливает свет на будущее.
Пастуший костер так же трудно погасить, как и зажечь. Зажженный огонь не должен легко погаснуть, он должен гореть до рассвета. Огонь, зажженный курдскими пастухами в сердцах людей, тоже не должен погаснуть. Пока горят такие костры, есть надежда.
Есть разница между пастушьим костром и пожарами современности. Первый успокаивает, пока горит, другой предвещает катастрофу... Пришло время разжечь пастушьи костры против пожара современности.
Как говорит Бехчет Айсан в своем стихотворении, «в любой точке мира пастухи все еще зажигают костры».
Да, пастушьи костры должны гореть всегда и везде, и мы все должны собираться вокруг них. Мы приветствуем пастуха, который первым зажег огонь.
Давайте не будем забывать: голоса некоторых могут быть не равны голосам пастухов, но они никогда не смогут соперничать с достоинством пастухов.
* - деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская