В четверг в доме лидера турецкой оппозиции Кемаля Киличдароглу в Анкаре снова зажегся свет после недели без электричества - в знак протеста против резкого роста цен на электроэнергию.
Окончание акции протеста - лидер РНП отказывался оплачивать счета за электричество с февраля - совпало с тем, что Киличдароглу стал наиболее вероятным кандидатом на пост президента Реджепа Тайипа Эрдогана на выборах, назначенных на июнь 2023 года.
Будучи лидером Республиканской народной партии (РНП), крупнейшей оппозиционной партии Турции, Киличдароглу является фактическим главой "Альянса нации", избирательной коалиции оппозиционных партий, сформированной для участия в выборах 2018 года.
В последние месяцы он говорил, что для него было бы "честью" стать кандидатом в президенты от оппозиционного альянса, но воздержался от того, чтобы сообщить, будет ли он баллотироваться.
Выступая во вторник, на следующий день после того, как филантроп Осман Кавала был пожизненно заключен в тюрьму по делу, которое многие в Турции и за ее пределами считают глубоко несправедливым, Киличдароглу призвал сторонников "присоединиться ко мне или уйти с моего пути прямо сейчас".
Его воодушевляющая речь была истолкована неназванными инсайдерами РНП, выступавшими в местных СМИ, как объявление его кандидатуры. Газета Cumhuriyet, связанная с РНП, сообщила, что лидеры других оппозиционных партий поддержали этот шаг.
Ранее в качестве наиболее вероятных кандидатов назывались два других видных деятеля РНП: мэр Анкары Мансур Яваш и мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Оба они заняли свои посты на местных выборах 2019 года, сменив в двух крупнейших городах Турции действующих мэров от правящей в стране Партии справедливости и развития Эрдогана (ПСР).
После победы на выборах Яваш и Имамоглу проводят широкомасштабную политику, направленную на улучшение государственных услуг и искоренение коррупции и бесхозяйственности.
До того как заняться политикой, Киличдароглу был государственным служащим и возглавил агентство социального страхования. Часто его критиковали за его бюрократическое прошлое и за то, что он не может найти общий язык с простыми избирателями.
Критики также указывают на его деятельность с момента принятия на себя руководства РНП в 2010 году. С тех пор его партия не смогла набрать более 26% голосов на четырех парламентских выборах.
"Вполне естественно, что Киличдароглу становится кандидатом от оппозиции, потому что он является президентом крупнейшей партии в "Альянсе нации". Он лидер главной оппозиционной партии, - сказал Озгюр Унлухисарджикли, директор Германского фонда Маршалла в Анкаре. - Да, у него есть опыт поражения на выборах против Эрдогана, но у него есть и опыт".
Он добавил: "Поскольку он является высокопоставленной фигурой, его кандидатура не может быть легко оспорена другими людьми в его партии или даже другими партиями в оппозиционном альянсе".
Ключевая роль Киличдароглу в формировании Альянса нации, который превратился в группу, обещающую широкомасштабные реформы и возвращение к парламентской системе Турции, рассматривается сегодня многими как достижение движения, которое теперь представляет единый фронт, направленный против Эрдогана.
Он также сыграл важную роль в том, чтобы помочь недавно созданной Хорошей партии, которая сейчас является второй по величине партией в альянсе, принять участие в выборах 2018 года, одолжив 15 депутатов от РНП вскоре после того, как партия была создана в результате разрыва с Партией националистического действия (ПНД) (это позволило зарегистрировать ХП согласно турецкому законодательству - прим.). ПНД входит в союз с ПСР, формирую вместе с ней правящую коалицию - Народный альянс.
Годом ранее Киличдароглу принял участие в создании новых контуров турецкой политики, отправившись в 25-дневный Марш справедливости из Анкары в Стамбул в знак протеста против тюремного заключения законодателя от РНП.
Марш лидера партии, которому тогда было 68 лет, привлек поддержку широкого спектра противников правительства. Были арестованы подозреваемые из "Исламского государства" (запрещено в РФ - прим.), которые планировали взорвать демонстрантов.
Планировщиков предвыборной кампании РНП будут беспокоить алевитские корни Киличдароглу. Алевиты, которые в основном придерживаются шиизма, смешанного с суфийскими верованиями, являются крупнейшим религиозным меньшинством Турции и исторически подвергались предрассудкам и атакам.
"Прежде всего, он - алевит в стране, где большинство составляют сунниты. Это, конечно, негативно скажется на его шансах, но мы не знаем, насколько", - сказал Унлухисарджикли.
Журналист Мурат Еткин считает, что происхождение Киликдароглу может стать поводом для нападок со стороны ПСР. Он сказал в интервью изданию Аль-Монитор: "Как только Киликдароглу будет объявлен кандидатом, [РНП] забеспокоится, что его принадлежность к алевитам может привести к черной контр-пропаганде, а возможно и к открытой атаке со стороны Эрдогана и ПСР. Это отпугнет консервативных избирателей, подавляющее большинство которых составляют сунниты".
Более того, для лидера центристской, социал-демократической партии, каковой является РНП, привлечение крайне правых националистических и консервативных голосов в Турции может оказаться главным препятствием на пути Киличдароглу к власти.
"Сомнительно, что он является лучшим человеком в альянсе для того, чтобы заручиться поддержкой правых избирателей, в идеале включая также избирателей ПСР и ПНД, - сказал Унлухисарджикли, - другим потенциальным именам, которые уже упоминались, в первую очередь Мансуру Явашу, было бы легче привлечь избирателей ПСР и ПНД, а также голоса правых партий в Альянсе нации".
"Эту слабость можно было бы компенсировать, выдвинув в свой кабинет в случае победы оппозиционных политиков из правых партий, таких как лидер «Хорошей партии» Мераль Аксенер", - добавил он.