Изоляция на Имралы: скрытое сотрудничество ЕКПП и Турции

ЕКПП – единственный международный институт, который вправе посещать тюрьму на острове Имралы.

ЕКПП – единственный международный институт, который вправе посещать тюрьму на острове Имралы. Комитет не делится информацией о своих визитах на остров, заявляя, что Турция не давала на этого разрешения; тем не менее, у него есть право делать заявления о ситуации в странах, которые не соблюдают вынесенные им рекомендации. ЕКПП воздерживается от заявлений, несмотря на то, что известий от Абдуллы Оджалана не было уже 33 месяца. Можно сказать, что это тайное сотрудничество комитета с Турцией.

Когда вы произносите слово «остров» в Турции, первое, что приходит на ум, – это Имралы, остров в Мраморном море. Не потому, что это историческое место или туристическая достопримечательность, а потому, что здесь содержат, как заложника, курдского лидера Абдуллу Оджалана. Миллионы людей называют его своим волеизъявителем.

Имралы расположен в Мраморном море и входит в административное подчинение провинции Бурса. На остров открыты морские рейсы из Муданьи и Гемлика, однако, пользоваться этой возможностью могут только представители властей или работники учреждений, которые имеют разрешение государственных чиновников. Остров имеет статус военной зоны – т.е., ни один человек не может попасть туда без специального разрешения.

Министерство юстиции отвечает за «внутреннюю безопасность» на Имралы, то есть за закрытую тюрьму строгого режима типа F, расположенную на этом клочке суши; за остальные участки отвечают главное командование жандармерии и командование береговой охраны.

Тюрьма на острове начала функционировать 11 августа 1935 года. Первыми её заключенными стали 50 человек, осужденных за убийства, которые отбывали наказание в тюрьмах Стамбула и Бурсы. Здесь побывали бывший премьер-министр Аднан Мендерес, министры Фатин Рюштю Зорлу и Хасан Полаткан, кинорежиссер Йылмаз Гюней, художник Ибрагим Балабан и греческий художник Ангулос Стафонодис.

Остров стал «зоной особой безопасности» после того, как на него доставили Оджалана, курдского лидера, который был вывезен в Турцию в рамках международного заговора 15 февраля 1999 года. Точно неизвестно, сколько сотрудников и военнослужащих осталось на Имралы, но их число исчисляется сотнями.

За 33 месяца с острова не поступало новостей

Помимо Оджалана, в тюрьме содержатся политические заключенные Омер Хайри Конар, Хамили Йылдырым и Вейси Акташ. Однако, ни от Абдуллы Оджалана, ни от его сотоварищей по заключению не поступало ровным счетом никаких известий уже 33 месяца.

В последний раз курдский лидер смог связаться со своим братом Мехметом Оджаланом, побеседовав с ним по телефону 25 марта 2021 года. С момента прерванного телефонного разговора ни семья, ни адвокаты не получали новостей о том, что происходило на Имралы.

Все ходатайства, поданные тысячами людей, включая адвокатов, политиков, представителей интеллигенции, писателей и журналистов, остаются без ответа.

Последний визит ЕКПП

Единственной международной организацией, уполномоченной посещать Имралы, является Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП). В своем заявлении от 3 октября 2022 года комитет сообщил, что его делегаты посетили Турцию, проинспектировав тюрьмы этой страны в период с 20 по 29 сентября, и что учреждение на Имралы было в числе тех, где побывали сотрудники ЕКПП.

Вице-президент ЕКПП Тереза Риттер, глава делегации, заявила в своих ответах на вопросы новостного агентства «Месопотамия» (МА) о визите, который имел место 4 октября 2022 года: «Я могу сказать, что мы посетили всех заключенных, которых планировали увидеть в Турции, но я не могу сообщать детали».

Затем юридическое бюро «Асрин» и другие организации подали множество экстренных обращений в ЕКПП, однако, все они остались без ответа. ЕКПП обосновал свое решение не публиковать отчет, подготовленный по итогам последнего визита, тем, что «публикация не состоится до тех пор, пока правительство соответствующей страны не потребует обнародовать эти данные».

ЕКПП

ЕКПП – независимый наблюдательный орган Совета Европы, в котором состоят 46 государств. Комитет описывает свою роль и миссию как «посещение мест лишения свободы в странах-членах Совета Европы, чтобы узнать, как обращаются с лицами, лишенными свободы». ЕКПП совершает периодические визиты в страны-участницы каждые 4 года. Он также имеет право наносить внезапные визиты в тюрьмы стран-участниц, «если сочтет необходимым сделать это для мониторинга серьезной ситуации». Комитет имеет право на неограниченный доступ во все страны, которые посещает, где может проводить частные встречи с заключенными и свободно общаться со всеми, кто может предоставить информацию о вопросах, входящих в задачи комитета. По итогам каждого из визитов делегация ЕКПП встречается с министром страны или её уполномоченными государственными чиновниками, чтобы представить свои предварительные замечания.

Комитет не рассматривает индивидуальные жалобы и не имеет права вмешиваться в судебные разбирательства; однако, организация вправе обратиться к властям по поводу отдельных случаев и потребовать расследования сообщений о жестоком обращении с согласия соответствующего лица или лиц.

Может ли комитет сделать самостоятельное заявление?

После каждого посещения ЕКПП представляет властям страны, в которой побывала его делегация, отчет, содержащий рекомендации, комментарии и запросы информации. После этого у соответствующих органов власти запрашивается подробная информация о мерах, принятых для выполнения рекомендаций; это происходит в срок от 3 до 6 месяцев. Все эти встречи проводятся конфиденциально; затем комитет окончательно оформляет свой отчет. Этот документ публикуется, если об этом просят соответствующие государственные органы. Некоторые страны разрешают автоматическую публикацию отчета ЕКПП с ответами на него. Турция не входит в их число.

ЕКПП объясняет неразглашение своего последнего отчета по Имралы отсутствием этого «разрешения»; однако, стоит отметить, что, если рекомендации комитета не соблюдаются, он имеет право делать заявления вместо публикации подготовленных им отчетов. Для этого достаточно голосов большинства голосов его членов – 2/3 от общего числа.

Юридические организации Турции, которые стремятся попасть на Имралы, и адвокаты из юридического бюро «Асрин», представляющие интересы Абдуллы Оджалана и трех других политзаключенных островной тюрьмы, также критикуют ЕКПП за то, что он не использует свои полномочия.

Прежние визиты ЕКПП на остров

Итак, сколько раз делегаты ЕКПП приезжали в Турцию, сколько раз они посещали тюрьму на Имралы и сколько раз публиковали отчеты об этих визитах?

С 1999 года делегации ЕКПП совершили в общей сложности 25 визитов в Турцию. Из них 6 были периодическими, 1 – встреча на высоком уровне и 18 – срочные внеплановые визиты. В ходе 9 из этих мероприятий (состоявшихся в 1999, 2001, 2003, 2007, 2010, 2013, 2016, 2019, 2022 годах) тюрьма на Имралы была в списке посещенных пенитенциарных учреждений. В ходе трех других визитов вопрос об условиях содержания на Имралы был вынесен на повестку.

За эти годы были оглашены отчеты комитета, подготовленные по итогам 6 из этих визитов. В каждом из них упоминалась изоляция Абдуллы Оджалана и различные нарушения прав человека. Кроме того, в опубликованных документах содержались широкие рекомендации по исправлению ситуации, дабы избежать дальнейшего жестокого обращения с узниками; однако, несмотря на усиление изоляции и многочисленные нарушения прав политзаключенных, «рекомендации» ЕКПП так и не были выполнены.

Сотрудничество Турции и ЕКПП

ЕКПП утверждает, что может сделать заявление о происходящем в тюрьмах, которые посетили его представители, если государства-члены не «сотрудничают» или «отказываются работать над улучшением ситуации в свете рекомендаций комитета». Подобные прецеденты существуют – на сегодняшний день ЕКПП сделал множество заявлений такого рода.

Ранее комитет выступал с заявлениями в адрес многих стран, не выполнивших рекомендации; это заявления, сделанные в отношении Греции в 2011 году, Болгарии в 2015 году, Бельгии в 2017 году и снова Болгарии в 2021 году, и это лишь часть из подобных выступлений ЕКПП.

В заявлении по ситуации в Болгарии от 4 ноября 2021 года подчеркивается, что давние рекомендации, касающиеся положения людей, помещенных в социальные учреждения и психиатрические больницы, не были соблюдены. Ситуация в некоторых домах престарелых этой страны была раскритикована, как «ужасающая».

Тюрьма на Имралы отсутствует в списке визитов на 2024 год

Однако, последнее заявление комитета о Турции было сделано в 1996 году. Другими словами, это произошло до того, как Абдулла Оджалан был доставлен на Имралы. Хотя ситуация с полным отсутствием связи с заключенными островной тюрьмы не меняется уже 33 месяца, ЕКПП не делает никаких заявлений. Комитет даже не включил Турцию в число стран, которые намерен посетить в 2024 году.