Исследования показывают, что воинственный ответ Турции на курдский вопрос обошелся стране более чем в 3,5 триллиона долларов и лишил ее огромных международных инвестиций, написала в понедельник газета Yeni Yaşam.
Газета ссылается на доклад турецкого писателя Иззета Акйола, опубликованный в 2021 году лондонским Институтом демократического прогресса, в котором говорится, что неспособность Турции решить курдский вопрос по политическим каналам обошлась стране в значительную сумму.
Помимо прямых затрат на финансирование четырех десятилетий вооруженного конфликта, боевые действия также привели к снижению производительности и внутренних инвестиций, сдерживанию международных инвестиций и сокращению доходов от туризма, говорит Акйол.
«Другими словами, можно сказать, что ежегодные темпы роста Турции без конфликтов были бы на один процент выше, — сказал Акйол. — Турция находится в состоянии вооруженного конфликта уже почти 40 лет. Впустую потраченные ресурсы обошлись Турции в триллионы долларов».
Выводы Акйола подтверждаются докладом Международного валютного фонда (МВФ) от 2015 года, в котором подсчитано, что Турция теряет три четверти своих потенциальных международных инвестиций из-за участия в конфликтах.
В то время как объем международных инвестиций в то время составлял около 370 миллиардов долларов, газета Yeni Yaşam цитирует министра финансов того периода Мехмета Шимшека, который сказал, что предполагаемые расходы на ведение войны составляют около 350 миллиардов долларов, что увеличивается до 1 триллиона долларов, если учитывать потери инвестиционных возможностей, вызванные конфликтами.
Шимшек, вероятно, имел в виду участие Анкары в гражданской войне в Сирии, где Турция была главным сторонником оппозиции сирийскому президенту Башару аль-Асаду.
Но курдский вопрос, безусловно, является самым длительным конфликтом Турции и самым дорогостоящим, сказал Акйол.
«Неспособность Турции найти решение проблемы в рамках политики привела к огромным экономическим издержкам для страны, — сказал он. — Турецкая политика не является ни прагматичной, ни гибкой, ни рациональной, и уже явно подавляет экономический рост. Обстоятельства, созданные 40-летним конфликтом, также привели к огромным экономическим издержкам для Турции».
Рабочая партия Курдистана (РПК) начала восстание, чтобы добиться независимости курдов, в 1984 году. Вооруженная борьба началась после десятилетий репрессий против курдов со стороны турецкого государства, официальная политика которого заключалась в отрицании самого существования крупнейшего этнического меньшинства в государстве.
Считается, что за десятилетия после начала конфликта погибло около 40 тысяч человек, большинство из которых — курды.
За последние 20 лет РПК изменила свою позицию, сосредоточившись на борьбе за политические и культурные права курдов, а не за независимость, и в 2013-2015 годах была участником недолгих мирных переговоров.
Но правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) начала жесткие репрессии против популярных курдских политических партий после расторжения мирного процесса в 2015 году и начала серию военных операций против курдских бойцов в Турции и возглавляемых курдами организаций в Сирии и Ираке в последующие годы.
«Согласно расчетам, основанным на реальном эффективном обменном курсе, если бы не было вооруженных конфликтов, экономика Турции была бы больше на 3 триллиона 630 миллиардов долларов в период с 1985 по 2020 год», — сказал Акйол.
Учитывая корректировки реального обменного курса, Акйол подсчитал, что экономика свободной от конфликтов Турции сегодня была бы более чем на 22% больше после четырех десятилетий без военных действий.
А поскольку дорогостоящие военные операции в курдских районах Сирии и Ирака продолжаются, эти расходы продолжают расти.
Только стоимость артиллерийских снарядов может достигать около 500 тысяч долларов в день, сообщает Yeni Yaşam, подсчитав, что средняя цена одного снаряда составляет 1000 долларов. Между тем, турецкие вооруженные силы продолжают использовать дорогостоящие истребители F-16, вертолеты и беспилотники-убийцы, что еще больше увеличивает расходы.
В период, когда турецкая экономика переживает спад, когда стремительно растущая инфляция и слабая лира урезают покупательскую способность граждан, расходы на конфликт оказываются весьма значительными.
«Если рассматривать вопрос с точки зрения дохода на душу населения, то при прочих равных условиях можно предположить, что доход на душу населения в бесконфликтной Турции будет почти на 35% выше, чем сейчас», — сказал Акйол.