Иранцы празднуют доисламский фестиваль, но клерикалы отступают
Власти Ирана прибегли к переименованию доисламского праздника зимнего солнцестояния, чтобы успокоить народ, возмущенный экономическим кризисом и коррупционными скандалами.
Власти Ирана прибегли к переименованию доисламского праздника зимнего солнцестояния, чтобы успокоить народ, возмущенный экономическим кризисом и коррупционными скандалами.
В ноябре иранские СМИ сообщили, что Высший совет культурной революции (ВСКР) переименовал некоторые события в официальном календаре, включая доисламский зимний праздник Ялда, который миллионы иранцев отмечают в ночь на 21 декабря, когда начинается зима.
Совет, в задачи которого входит, в частности, нейтрализация неисламских культурных влияний и идеологий, постановил, что день зимнего солнцестояния в календаре будет называться «Днем развития культуры приема гостей и общения с родственниками».
Многие считали, что это неуместное название – наступление на глубоко укоренившуюся культуру и обычаи иранцев.
Религиозный истеблишмент Ирана и сторонники жесткой линии часто называют древние праздники «языческими», а иногда даже требуют их запрета. Но, несмотря на бесконечную религиозную пропаганду, древние традиции, похоже, обрели большую популярность после Исламской революции 1979 года.
В знак неповиновения режиму пользователи социальных сетей поклялись, что в этом году они будут отмечать свои любимые праздники, такие как Ялда, которые они отмечают в кругу семьи и друзей, с еще большим великолепием и весельем, и поделились многочисленными шутками по поводу новых длинных названий, присвоенных их заветным праздникам.
Реакция общественности на переименование древних праздников была настолько сильной, что пресс-секретарь Совета Аббас Мирза Хоссейни был вынужден опровергнуть информацию об удалении названий древних праздников из официального календаря. Он заявил, что новые названия лишь дополняют друг друга и подчеркивают «национальную идентичность и исламско-иранскую культуру и цивилизацию».
В последние несколько дней, предположительно в ответ на подобную критику, IRIB, обладающая монополией на вещание в стране, проявила беспрецедентный интерес к празднику Ялда. В эфир вышло несколько развлекательных программ, посвященных этому дню, в том числе одна с участием комика Хасана Рейванди, который в течение некоторого времени был персоной нон грата в IRIB.
Муниципалитет Тегерана и некоторых других городов также проявил беспрецедентный интерес к празднику. Массивный рекламный щит на площади Вали Аср в Тегеране поздравил горожан, а муниципальные грузовики, украшенные воздушными шарами и талисманами, устроили на улицах музыкальные представления.
Празднование Ялда в ночь зимнего солнцестояния и иранского Нового года (Науроз) в день весеннего равноденствия восходит к древним, доисламским временам. Науроз до сих пор является главным календарным событием для большинства иранцев. Сила традиции Науроза такова, что даже верховный лидер Али Хаменеи выступает в этот день с телеобращением.
Иранцы отправляют друг другу миллионы текстовых сообщений, чтобы поздравить друг друга с праздником Ялда так же, как они это делают в Науроз, а в последние годы все чаще в Рождество и западный Новый год.
«Я не понимаю сопротивления, которое некоторые [в религиозном и политическом истеблишменте] проявляют против элементов, формирующих культуру и чувство национальной идентичности», – написал бывший пресс-секретарь правительства, политик-реформатор и социолог Али Рабиеи в четверг в комментарии в газете Etemad.
Рабиеи считает, что введение нового названия фестиваля в календарь – это попытка затушевать древние корни праздника путем «исторической трансформации». Он также призвал режим прекратить «инжиниринг событий культурного календаря».
«Давление народа и общественное мнение заставили исламистский режим неоднократно отступать за последние 44 года в попытках запретить музыку, одежду с коротким рукавом, видеоплееры, спутниковое телевидение, ночь Ялда, даже Науроз... Не стоит недооценивать свою силу», – говорится в твите.