Интернационалисты Рожавы: последствия катастрофы связаны с политикой

Коммуна интернационалистов Рожавы опубликовала заявление по поводу землетрясения в Курдистане, Сирии и Турции.

Интернационалисты Рожавы сделали заявление по поводу недавней трагедии – землетрясения, потрясшего Курдистан, Сирию и Турцию. Они отметили, что «стихийное бедствие неотделимо от его политических последствий».

В заявлении сказано: «Мы хотим заявить от лица всей Коммуны интернационалистов Рожавы, что эта трагедия потрясла нас. Наши сердца болят за все семьи, которые пострадали в этой катастрофе, какой бы национальности они ни были. Мы почувствовали подземные толчки там, где находимся, но без тех драматических последствий, которые переживают другие регионы. Государственные границы ставят рубежи, которые иногда невозможно преодолеть физически, но человеческие связи неразрывны. Здесь, на северо-востоке Сирии/Западного Курдистана (Рожавы), живут тысячи людей, которые поддерживают тесные отношения с товарищами, друзьями и близкими в других регионах. Особенно близки их отношения с жителями южной Турции/Северного Курдистана.

Мы считаем, что эмоции и горе не должны помешать нам оценить ситуацию политически. То, что происходит сегодня – не просто природное бедствие. То, как устроено общество, деление на нации и расизм, то, как капиталистическая экономика ищет прибыли, а не благосостояния народов, краткосрочный подход властей национальных держав – всё это влияет на ситуацию. Раздается много голосов, призывающих к чувству солидарности, к всеобщим человеческим ценностям. Мы поддерживаем эти призывы, но мы не согласны отбрасывать социально-политический контекст, в котором происходят эти события. Наш долг, наши универсальные обязанности нельзя забывать, ограничиваясь лишь гуманистическим мировоззрением. Политические режимы в национальных государствах региона и остального мира действуют в более сложном контексте. Основные средства массовой информации взволнованы сложившейся ситуацией, но те же самые СМИ не так давно молчали о страданиях этих же людей и, вероятно, всего через несколько недель будут молчать о них снова».

Географический и политический контекст

«Землетрясение магнитудой 7,8 баллов, произошедшее в ночь с 5 на 6 февраля, уже унесло жизни более 12 000 человек. К сожалению, в ближайшие часы это число может значительно возрасти. Наиболее пострадавшими регионами стали преимущественно курдские населенные пункты по обе стороны турецко-сирийской границы. Это города и поселения под пятой Анкары (например, Мараш), находящиеся под турецкой и исламистской оккупацией экстремистов на севере Сирии (например, Африн), пережившие жестокие репрессии режима Асада (например, Алеппо) или живущие под турецкими бомбардировками (Тель-Рифат). Кроме того, проблемой региона остаются тысячи беженцев, которые бежали от военных действий, дестабилизировавших регион на протяжении десятилетий. Мы хотим подчеркнуть, что эта катастрофа ещё тяжелее, нежели многие могут себе представить. Население испытывает экономические и политические трудности уже давно.

Нынешнее отношение к курдам, которое мы видим у большинства СМИ, – еще один яркий пример невидимости этого народа. Лишь немногие СМИ взяли на себя труд указать, какие народы проживают в пострадавших регионах. Мы не хотим сказать, что в ситуации беды нужно обратиться в первую очередь к национальной идентичности пострадавших, поскольку природа не делает культурных различий, но говорим о том, что нужно сохранить связь с исторической реальностью, которая позволяет осознать суть испытаний, свалившихся на головы этих людей. Настоящая солидарность может существовать только при учете всех нюансов их положения.

Это не внезапная трагедия и не просто стихийное бедствие

Это землетрясение далеко не первое в регионе. Регион находится на стыке трех тектонических плит, отчего его территории сейсмоопасны (так, за ХХ век в Турции произошло не менее 230 землетрясений магнитудой выше 6 баллов, и в ходе 12 из них жертв было больше тысячи человек). Здесь было множество катастроф, последняя из которых имела место в 1999 году и привела к гибели почти 20 000 человек. Осознание этой реальности позволяет понять, что нынешний режим делает все, что угодно, но не занимается профилактикой угрозы, несмотря на всю помощь со стороны Европы, предоставленную для адаптации городского планирования. Уже много лет специалисты от сейсмологии предупреждают о надвигающемся риске опасных движений плит, но правительство игнорирует слова экспертов.

Это возмутительно, учитывая все данные о тесных связях правящей партии, ПСР, и самого Эрдогана с олигархами строительного сектора. После его прихода к власти были реализованы циклопические проекты. Случаи коррупции бесчисленны (как в сфере государственных/частных контрактов, так и в части использования некачественных материалов и несоблюдения стандартов), а противники этих проектов и журналисты, пытавшиеся рассказать о злоупотреблениях, томятся в тюрьмах десятками. Протесты в парке Гези в Стамбуле – это пример попытки борьбы с такой ситуацией, когда участие в волнениях приняли широкие слои населения, выступавшие против джентрификации городов, огромных строительных проектов и разрушения окружающей среды. Демонстранты видели ущерб от турецкой политики, ориентированной на рост потребления и централизованную урбанизацию, не учитывающей чаяния населения и породившей социальный раскол.

Обстановка в сирийских регионах ещё сложнее, здесь очень заметны последствия многолетней войны. Режим в Дамаске, имеющий других международных союзников, кроме Анкары, доказал за последнее десятилетие и без поддержки Турции, что готов пойти на все, чтобы остаться у власти. Если эксперимент с автономией Рожавы терпят, то только благодаря силе, решимости и самопожертвованию его основателей и населения автономного региона.

Неэффективность помощи со стороны властей

Как показывают бесчисленные свидетельства (вы можете найти их в социальных сетях и убедиться, что они противоречат пропаганде турецкого правительства), многие пострадавшие районы брошены на произвол судьбы. Во многие города (например, в Газиантеп) не поступило никакой помощи в решающие 12 часов после землетрясения. Эта ситуация обусловлена в том числе геополитическим контекстом. Сегодня в турецких социальных сетях можно прочесть множество комментариев, где пользователи призывают не обращать внимания на гибель курдского населения, в том числе маленьких детей. Их тон леденит душу. Турецкий режим уже выступил с явными угрозами о том, что любая критика принятых властями мер будет рассматриваться, как форма государственной измены, и будет преследоваться (была создана горячая линия для сообщения о подобных «подрывных» действиях). Криминализация оппозиции продолжается уже много лет, и теперь она лишь усилится. Режим отчаялся и укрепляет дискурс так называемого единства, на деле представляющего собой банальный авторитаризм: «если вы критикуете, вы против нас, а значит, против нации». Напомним, что несколько часов назад в Турции был закрыт доступ к Твиттеру.

Среди наиболее пострадавших районов Сирии – те территории, которые вынуждены существовать в зоне турецкой оккупации и подконтрольны наемникам-исламистам. Из-за этого на местах царит неразбериха и дезорганизация, существуют дополнительные трудности с отправкой помощи. AANES (Автономная администрация – прим.) объявила, что готова и намерена оказывать помощь районам, граничащим с ее территорией, в то время как режим Асада стремится монополизировать международную помощь. Ситуация с эмбарго в Рожаве особенно сильно беспокоит нас в эти дни. Турецкая армия, похоже, не собирается соблюдать перемирие, несмотря на катастрофу. Так, район Тель-Рифата, пострадавший от землетрясения, снова подвергся бомбардировке вечером вторника, 7 февраля.

Вероятные последствия катастрофы

Сейчас в приоритете у всех нас оказание срочной помощи пострадавшим. Однако, уже сейчас необходимо внимательно следить за тем, как эта катастрофа будет использована на фоне предстоящих выборов, а также за тем, какие уроки будут извлечены из этой катастрофы. Когда происходит настолько масштабная беда, человеческие раны и потребности не исчезают после того, как внимание СМИ отвлекается на другие события. Жизни граждан разрушены, как и их дома. Восстановление – долгосрочный процесс, он должен включать в себя профилактику и обеспечение средств реагирования на такие землетрясения.

Вполне вероятно, что Эрдоган и Асад уже строят планы, чтобы попытаться воспользоваться трагедией тем или иным образом (например, усилением репрессий и криминализацией оппозиционных партий, таких как ДПН). Вполне вероятно, что это будет сделано под громкие дифирамбы национальному единству, которое давно стало лишь фасадом для сохранения власти в ущерб интересам народа. Уже есть признаки, говорящие о том, что это не остановит войну и не отменит репрессивные цели режимов, которые могут держаться на плаву только путем диктата. Сегодняшняя ситуация требует быстрой реакции, и эта спонтанная солидарность не должна исчезнуть так же быстро, как проявилась, чтобы не оставить это поле действий за репрессивной политикой, которая имеет катастрофические последствия для жизней большинства населения. Эти люди уже очень пострадали.

Мы считаем, что последствия этого землетрясения – симптом пагубного влияния парадигмы национального государства, которое является врагом местной автономии и децентрализованной системы самоорганизации. Капитализм никогда не стремится к долгосрочному благополучию людей, он использует кризисы и конфликты себе во благо. Страдающий регион – то самое место, где в течение десятилетия упорно создавалась подлинно демократическая политическая модель. Эта модель стала угрозой для власть имущих, поэтому Автономная администрация терпит давление и становится мишенью нападок.

Сегодня, мы, как и Автономная администрация, хотим, чтобы солидарность была повсеместна. Завтра, когда эмоции утихнут и журналисты с видеокамерами уйдут, мы надеемся, что женщины и мужчины, живущие в этом регионе мира, не будут забыты. Это зависит от каждого из нас, и в этом заключается суть интернационализма, который не знает государственных и национальных границ. Помочь сейчас, чтобы облегчить чрезвычайную ситуацию, необходимо, но сплести подлинные узы интернациональной солидарности во имя будущего жизненно важно».